Успех Владимира Шубарина
С удовольствием прочитал статью Я. Варшавского «Успех-67», напечатанную в № 8 журнала «Советская эстрада и цирк» за 1967 год. Всех тех, о ком говорит критик в своей статье, я люблю, с радостью смотрю их выступления из зрительного зала и, конечно, с такой же радостью провел бы придуманный Варшавским концерт, включив туда со своей стороны артистов, о которых скажу ниже. Прежде всего я занял бы в нем замечательного артиста Владимира Шубарина.
Рекомендую посмотреть его программу «Танцы в современных ритмах». Шубарин — исполнитель первостатейный, обладающий блестящей техникой. Он современен в подлинном смысле этого слова во всех своих танцах — будь то сценка «Красный дьяволенок», пародия на матчиш или «твист».
Если Владимир Шубарин по каким-либо причинам не сможет принять участия в концерте, то мы можем включить в программу танцевальную сценку «Я шагаю по Москве», которую исполняют Галина Шейн и Владимир Выборное. Это веселый, задорный танец, не претендующий на глубину, но в нем есть весна и мечты, юность и любовь. И как приятно увидеть все это в эстрадном концерте, когда исполнители молоды, красивы и хорошо танцуют. Обратимся затем к представителям цирковых жанров на эстраде. Выступление Зинаиды Евтиховой и Николая Фатеева можно назвать акробатической поэмой. Хотел было пересказать их номер, разъяснить содержание, но вовремя остановился: словами не передать, как работают эти великолепные акробаты. Включим их в программу, и вы поймете, что такое высшее достижение эстрадной акробатики.
За последнее время на нашей эстраде появилось подлинное созвездие пантомимистов. И за это мы должны быть благодарны режиссеру-постановщику, в прошлом интересному артисту эстрады и цирка, Сергею Андреевичу Каштеляну. Это он подготовил номера Бориса Амарантова, Галины Дмитриевой и многие другие. Я имел однажды удовольствие вести в Доме ученых концерт, который состоял из пантомимических номеров, поставленных С. Каштеляном. Концерт прошел с большим успехом, хотя известно, что публика Дома ученых обычно не очень шумно выражает свой восторг. Я хотел было предложить кого-либо из музыкальных эксцентриков, но с грустью убедился, что на весь Москонцерт есть лишь один артист этого жанра — увы, немолодой! — Корнелий Кладиков. Куда делись другие музыкальные эксцентрики — неизвестно. То ли вывелись сами, то ли рухнули под напором пианистов, скрипачей и виолончелистов. Возьмем все-таки Корнелия Кладикова. Бог с ним совсем, что он не молод...
Вы только не думайте, что я против скрипки, виолончели или рояля. Отнюдь. Ведь выступали же в свое время в эстрадных концертах и молодой Давид Ойстрах, и Эмиль Гилельс, и Яков Фли-ер. Но они готовили специальный репертуар для эстрадных концертов — броский, короткий, эффектный. Года два назад я ставил цыганскую программу, и в ней выступала скрипачка Юлия Фирсова. Не лауреат, не заслуженная артистка, а просто хорошая скрипачка с хорошей внешностью и эстрадными репертуаром. И она имела большой успех. Я мог бы продолжить список артистов, которых следовало бы включить в наш концерт — на эстраде много молодых и немолодых талантливых исполнителей. Но вот тут-то последует «но». Тут я коснусь причин, по которым многие из упомянутых артистов (за небольшим исключением) не примут участия в нашем представлении.
Дело в том, что большинство одаренных исполнителей выступают, как правило, с сольными концертами. Это диктуется и возможностью шире показать свои способности, и любовью зрителей к тем или иным артистам, и — не будем этого скрывать — соображениями меркантильного порядка. А легкость, с которой в настоящее время исполнителям дается право на сольные концерты и отделения, необыкновенна и часто необъяснима. Причем иногда подобная практика ведет к неожиданностям. В том же концерте в Доме ученых, о котором я писал выше, пантомимист Борис Амарантов вдруг разразился длинной речью. на что ему, как известно, ни богом, ни жанром, право не дано. Он описал, как готовил свою программу. Конечно, нам нужны собственные Марсели Марсо. Но здесь Марсель Марсо не разговаривает, а трудится молча в поте лица своего, не заботясь о так называемом метраже. Слушая монолог Бориса Амарантова, я подумал, что, может быть, зрителю не так уж интересно знать, как работает над своими номерами этот очень еще молодой артист.
Наша беда в том, что за последнее время мы не видим больших эстрадных зрелищ типа «Когда мы отдыхаем», «Вот идет пароход», «День его рождения». В них «мирно сосуществовали» и соревновались в своем мастерстве лучшие, наиболее знаменитые артисты нашей эстрады — Николай Смирнов-Сокольский, Лев Миров и Марк Новицкий, Мария Миронова и Александр Менакер, Илья Набатов, Михаил Гаркави и многие другие. Мне кажется, что распространенная сейчас система так называемых «молодежных» концертов ни в коей мере не оправдывает себя. Ведь только в соревновании с более опытным мастером может расти и совершенствоваться начинающий артист. Только в общих концертах можно перенимать и мастерство и приемы.
Пора подумать и о возвращении художника на эстраду, ибо нет ничего унылее зрелищ в тех «больших сараях», какими являются и эстрадный театр «Эрмитаж», и театр сада имени Баумана. и театр в Сокольниках, и маленький театрик в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького. Убогая одежда сцены, скучные костюмы артистов лишают эстрадное зрелище праздничности, накладывают на него отпечаток какого-то уныния, тоски. Неужели Москва, центр нашей культуры, недостойна того, чтобы в ней был настоящий летний эстрадный театр с современной техникой, с хорошими микрофонами и светом, который был бы непременным участником и важным компонентом каждого эстрадного зрелища?! Ведь сейчас техника наших зеленых театров находится на уровне каменного века. И не надо на это закрывать глаза.
С глубокой горечью пишу я эти строки, но верю, твердо верю, что такое положение изменится. И как я завидую хозяйству наших цирков! Как завидую тому, что во многих городах нашей родины построены и воздвигаются новые цирки с удобными гостиницами для артистов. Ведь гостиница для артиста имеет значение немаловажное, очень часто на законную просьбу о предоставлении хорошего номера неумные деятели некоторых филармоний отвечают: «Подумаешь, не может переночевать одну ночь в плохом номере». У артиста эстрады таких ночей зачастую двести, а то и триста в год. Но почти каждый вечер он должен, веселый и отдохнувший, предстать перед зрителями, чтобы в меру своих способностей отдавать им свое мастерство, свое веселое и трудное искусство.
Но тут я уже, кажется, вторгся в другую, хотя тоже очень важную область, играющую большую роль в нашем любимом деле.
Ф. ЛИПСКЕРОВ
Журнал Советский цирк. Май 1968 г.
оставить комментарий