В. Тихонов - Смотрю на будущее с оптимизмом
С юных лет народный артист РСФСР Виктор Петрович Тихонов связан с цирком. Он был и акробатом, и метким стрелком, дрессировал различных животных. Последние четверть века выступает с крупными хищниками. Наш корреспондент попросил его поделиться своими мыслями о развитии дрессировки хищников.
- Виктор Петрович, Вы одно десятилетие выступаете на манеже c хищными зверями. Какие, на ваш взгляд, перемены произошли в этом жанре!
- Изменения большие, в том числе и количественные. Перед войной в нашем цирке было три аттракциона c дрессированными львами — Бориса Эдера, Александре Буслаева и Георгия Борисова, еще леопарды Александрова-Федотоаа и смешанная группе хищников Николая Гладильщикова. Всего пять, как мы говорим, «клеток». Кроме того, было две группы медведей, артистов Исаенко и Кудрявцевых. Сейчас же только однородных групп львов или тигров — Семь аттракциона в, столько же смешанных групп, да еще и готовятся два номера. Как видите, число «клеток» за сорок пять лет увеличилось а три раза, a количество номеров c медведями возросло еще больше.
Такой бурный рост номеров c хищниками нельзя объяснять только развитием советского цирка. Ведь, например, за это же время количество групп дрессированных лошадей, или так называемых «конюшен», в три раза сократилось. А конный цирк всегда был нашей гордостью, наверное, пришло время подумать над целесообразностью дальнейшего увеличения числе аттракционов c хищниками и прежде всего состоящих на однородных животных.
— Вы утверждаете, что сейчас слишком много аттракционов и номеров c дрессированными хищниками. Не влечет ли это спада интереса к ним y зрителей!
— Ощутимого спаде пока нет, но к этому идет. Посудите сами. Взять хотя бы Кисловодский цирк. За последние полтора года здесь побывали три аттракциона c тиграми: Денисова, Павленко и, мой. A c тиграми, в отличие от медведей, можно придумать не так уж много разнообразных трюков. Bедь не пристало тигра — зверя, впечатляющего своим благородством и величавостью, — учить, как медведя, кувыркаться, пилить дрова и другим забавным трюкам. Основой действий на арене тигром и львов были и остаются проходки, прыжки, пирамиды. Они и варьируются в различных комбинациях. Конечно, в каждом аттракционе есть и свои «фирменные» трюки, но зрители многих таких различий не улавливают. Отделу формирования программ Союзгосцирке хорошо бы это учитывать.
— A каковы, на ваш взгляд, главные качественные изменения в работа c дрессированными хищниками!
— Если позволите, буду говорить только об аттракционах c крупными кошачьими. За последние тридцать — сорок лет значительно повысилась общая культура, интереснее стало их композиционное построение, меньше «швов» между трюковыми комбинациями, показ их принял более эффектную, динамичную форму. Особую романтику в номера дрессировки несли женщины-укротитeли, начиная c Ирины Бугримовой. Стремление к новому привело к созданию нескольких смешанных групп из крупных кошачьих, что позволило значительно расширить возможности жанра. Один из первых теких аттракционов — «Среди хищников» Вальтера Запашного. Двадцать пять лет тому назад он был, не мой взгляд, образцом новаторства в современной дрессура.
Значительно улучшилось оформление. Раньше клетки собирали из тяжелых железных решеток, их заменили легкие, c сетками из тонкого тросa, быстро монтируемые. Почти неподъемные тумбы и мостики стали теперь легкими и красивыми, не арену стелится ковер, элегантными стали костюмы.
Наиболее прогрессивным явлением надо считать то, что Борис Эдер, е по его примеру и другие укротители, перестали применять привнесенные из-за рубежа методы «дикой» дрессировки. Отказались от бича, трезубца, бeссмысленной пальбы, запугивания зверей. Манера поведения дрессировщика на арене стала раскованней.
— Вы, разумеется, сторонник гуманных методов!
- Конeчно. На в то же время не одобряю другой крайности. Я против превращения на арене львов и тигров в 6езобидных зверюшек, проявления к ним неумеренных ласк и нежностей. K тому же, бесцеремонное обращение артисте c хищниками иной раз унижает царственное достоинство великолепных зверей. Мне, например, очень нравится оригинальная работа укротителей из ГДР Ханно Колдама и его дочери Марчеллы, но удручает их стремление представить величественных партнеров - львов и тигров — в смешном и нелепом виде.
— Я заметил, вы пользуетесь термином «укротитель...»
— Не вижу в этом русском слове, кстати, имеющем ясное определение y Даля, ничего противоречащего гуманным принципам дрессировки. Конечно, термин «укротитель» можно применять только по отношeнию к тем, кто выступает c крупными хищниками, зверями злобными по своей природе. Эту злобу и нужно укрощать, не унижая y таких зверей, как лев или тигр, развитого y них чувства собственного достоинства. Надо обязательно подчинить хищничeские инстинкты зверей воле человека, Они должны видеть в дрессировщике своего повелителя.
— Как вы считаете, если надо подчинить Хищника воле человека, то можно ли допускать наказания!
— A как же иначе? Но наказывать надо при непременных усповиях: во-первых, дрeсcировщику надо иметь чувство меры, во-вторых, необходимо учитывать, что y каждого Зверя свой характер и к каждому требуется индивидуальный подход, н, наконец, зверь Обязательно должен знать, за что он наказан или поощрен. Наказание и поощрение применяются, чтoбы закрепить условный рефлекс. Иначе как же зверь поймет, что вы от наго хотите?. Если же животному все время потакать, то в лучшем случае получится из него такой же баловень, как знаменитый питомец Маргариты Назаровой — ручной бенгальский тигр Пурш.
Беда наша в том, что сейчас у артистов не хватает надежных помощников в подготовке животных. Прошли те времена, когда не репетициях рядом c артистом трудились такие опытнейшие профессиональные дрессировщики, как Бабутин, Плохотнив, Кривых, Шахназаров, Волков. Они же н подстраховывали артиста во время выступлений. Сейчас же очeнь сложно обеспечить хотя бы постоянный состав ассистентов и обслуживающего персонала. А ведь это очень важно для воспитания в звере покорности воле человека, a следовательно, и для безопасности в работе. Отсутствие y артиста опытных помощников может привести к несчастному случаю.
— Каков значение вы придаете сценическому образу!
— B разыгрываемом со зверями маленьком спектакле дрессировщик обязательно должен быть и актером. Ведь каждый из дрессировщиков вызывает интерес к самому себе не меньший, чем eго подопечные. Сценический образ создают не столько костюм, грим и вообще внешний облик, сколько действия артиста, его голос, взаимоотношения со зверями. Важно даже, что он держит в руке — бич или стек, как он ходит по арене и как звери реагируют на его команды. Кстати, действия зверей подчеркивают образ, создаваемый артистом-дрессировщиком.
Любители цирка запомнили героико-романтический образ укротительницы львов Ирины Бугримовой, облик русского молодца Ивана Рубана или женственный, лиричный образ Маргариты Назаровой.
— Виктор Петрович, поговорим o будущем. Ожидаете ли вы в ближайшее время явный прогресс в дрессировке хищников. B чем он, по-вашему мнению, будет выражаться!
— Прогресс непременно будет. Приручая и дрессируя животных, мы используем свои знания и богатый опыт наших предшественников. Помогают нам учение Павлова o рефлексах и такая наука, как зоопсихология, все это дает возможность экспериментировать, отойти от привычных канонов. Уже сегодня мы видим пути, по которым будет идти развитие дрессировки хищников.
По моим наблюдениям, зрители проявляют особый Интерес к смешанным группам животных. Дело не только в их зрелищном многообразии, a и в том, что c разными видами зверей можно создавать всевозможные сценки и оригинальные трюковые комбинации. Это подтверждают такие аттракционы, как «Львы на лошадях», «Тигры и зубры», «Слоны и тигры». Интересны и смешанные группы, состоящие из одних крупных хищников. Они расширяют возможности жанра, позволяют показать что-то новое, более впечатляющее. Уверен, что в будущем смешанные группы будут иметь самое большое значение. Только хотелось бы, чтобы не принимали меня за противника однородных групп львов или тигров. Ведь такие аттракционы — наша цирковая классика. Но, думается, было бы неплохо ограничить тенденции к дальнейшему росту их численности.
Перспективен синтез дрессировки и других цирковых жанров. И тут мы видим немалые успехи. Луиджи Безано уже много лет выступает c медведями, котоpые вместе с ним исполняют акробатические трюки. Удачно вписались медведи в акробатический ансамбль, созданный Венедиктом Беляковым, и в номер музыкальной эксцентрики Бирюковых. Медведи — равноправные участники в гимнастическом номере Виталия Пузакова. И таких примеров можно привести немало. Конечно, в сочетании дрессировки c другими жанрами зверь обязательно должен стать как 6ы партнером человека. Ведь если, к примеру, в номер жонглеров включить пассивного льва, через которого артисты будут бросать булавы, то это будет надуманное и ни кому не нужное механическое соединение жанров.
Синтез дрессировки крупных кошачьих хищников c элементами акробатики и гимнастики отлично осуществлен Людмилой и Владимиром Шевченко. Мне кажется, что их аттракцион, котором особенно ярко н интересно, c остроумном нмпровы зацией подчеркивается равноправное участие в выступлении людей и зверей, может служить примером того, в каком направлении должна развиваться дрессировка хищников.
Хочется поразмыслить над вопросов, a чем дрессировщиков хищников встретит 2000 год? Думаю, что на аренe будут смещеанные группы, номера, объединяющие разные жанры. Кроме того будут большие сюжетные произведения c участием дрессированных зверей.
Уже сегодня мы видим небольшие сюжетные спектакли с мелкими животными, вызывающие интерес y публики, например, «Собачья школа», «Доктор Айболит». K сожалению, труды привести в пример аттракцион c хищниками, содержащий какую-нибудь сюжетную линию. Были попытки создать такое произведение дрессировщиком Александром Капитановым («Случай в джунглях»), Михаилом Багдасаровым («Давид Сасунский, но, на мой взгляд, эти артисты не смогли полностью воплотить свои творческие замыслы на арене.
Не сомневаюсь, что еще раньше 2000 года манежи наш цирков-дворцов, как бы специально предназначенные для грандиозных зрелищ, обогатятся большими спектаклями — пантомимами с участием самых разных животных.
Например, разве не интересно будет увидеть спектакли средствами цирка показывающий историю взаимоотношений между человеком и животным — «Из глубины веков и до наших дней». Тут и борьба человека c тигром, которую когда демонстрировал Константиновский, и приручение животных с о6ъездкой диких лошадей, и укрощение хищников «жестко» выстрелами, c инсценировкой звериной ярости, и, наконец, «мягкая», современная дрессировка. В отдельных сценках непременно должен присутствовать юмор.
— A каковы ваши личные планы!
— До 2000 года не загадываю. Вы же знаете, какое в нашей работе огромное значение имеет быстрота реакции. A она c годами проходит. Настает время, когда даже прославленные дрессировщики Гладильщиков, Эдeр, Бугримова оставили манеж. До такого момента хочу успеть в своем аттракционе, «Полосатые звезды арены» создать несколько новых трюковых комбинаций. Уже на стадии подготовки к выпуску «Тигры мотоциклах» и другие трюки, в том числе такой: тигр, переходящий по высоко поднятому мостику, держит в зубах трапецию c моей партнершей.
Когда оставлю манеж, надеюсь быть полезным молодым дрессировщикам хищников.
Беседу вел K. Алексеев
Журнал Советская эстрада и цирк. Июль1986 г.
оставить коментарий