В добрый час
Алексея Горяченкова проводили овацией. Благодарность за самобытность эстрадного жанра! Возможно.
...Между круглым экраном и «пистолетом», водруженным на треножник, стреляющим на этот экран необычайно ярким — желтым, синим, розовым либо зеленым — светом, встал человек и, сложив руки, изобразил легкую, живую трепетную фигурку голубя. «Летите, голуби, летите», — неистовствовал оркестр, а на экране, словно пронизанном чистым солнечным воздухом, парила маленькая фигурка, то удаляясь, то становясь огромной. Она словно бы набирала высоту и красиво взмывала вверх с распростертыми по-орлиному крыльями, величественно и величаво взмахивая ими. С детства знакомые каждому приемы пальцевого теневого театра, такие простые и наивные в своей доступности, обрели вдруг качество высокого артистизма! Не было рук. По мгновению волшебства они превратились в изящную фигурку птицы и рассказывали о полете голубя вольно, широко, самобытно.
Или это была благодарность артисту за его юмор — мягкий, сердечный чуть застенчивый!
...Руки сжались в комок. На экране выросло изображение головы всем знакомого большого артиста. «Пусть всегда будет солнце»,— пел красивый баритон, а потом, когда вступил голос ребенка, на экране возникло изображение маленького певца, проникновенно просящего, чтобы всегда была мама и был он сам, этот смешной старательный малыш. Мы легко узнали старшего и юного Отсов. Пел Монтан. На экране, сложенное из двух рук, родилось новое изображение. Это был не просто теневой портрет и не шарж, да и не карикатура вовсе. Портрет, написанный рукой друга доброжелательного, расположитель-ного, умного. Монтана сменил портрет Робсона. И звучала в эти секунды песня Робсона. Потом пел теневой Утесов. А то еще возникла тень Шаляпина — огромная голова с напяленными рогами и ехидной сатанинской бородкой. Теневой Шаляпин пел арию Мефистофеля, и все улыбнулись, узнав не тень с мертвой репродукции, а живое лицо азартно смеющегося, размышляющего в пении гениального артиста!
Благодарность за доброе и талантливое озорство!
...На запястья рук артист прикрепил два воздушных кружевных манжета. Сноп света неизмеримо увеличил тонкие, артистичные пальцы, и они превратились на экране в стройные ноги балерины. Манжеты же преобразились в изящную балетную пачку, засверкав всем своим крахмально-тюлевым изыском. Ноги понесли невидимую балерину в стремительном и технически виртуозном танце. Потом балерина исчезла. На экране возникла нервная рука дирижера. Он энергично взмахнул палочкой. Оркестр исполнил начальные такты Первого фортепианного концерта Чайковского. Возникли другие руки (хотя это были те же руки Горяченкова). Над ними родилось изображение вихрастой головы любимца москвичей Вана Клиберна. Это подтвердило нашу догадку — ведь мы сразу узнали его огромные, красивые, добрые руки. Теневой Клиберн озорно, но и обаятельно изобразил всемирно известного пианиста.
В этой шутке, как и во всем, что показывает на своем круглом экране Алексей Горяченков, нет в буквальном смысле ни тени иронии, насмешки или — того хуже — имитационного подражения. Просто росчерком пера — не пера, простите, руки — Алексей Горяченков с мастерством графика и неподдельным темпераментом артиста рисует свои картинки и портреты, обращаясь к нашей памяти, нашим зрительским пристрастиям.
Каким будет завтра интересного актера! Ограничится ли он только своей небольшой, но емкой программой «С песней по свету», расширит ее своими зарисовками ина скорую» или попробует о чем-либо рассказать подробнее? Будет это басня, маленький скетч или короткая эпиграмма — неизвестно. Хотелось бы только, чтобы последующее было не менее изящным, грациозным, остроумным, чем то, что делает артист сегодня.
В добрый час, Алексей Горяченков!
Журнал Советский цирк. Июнь 1967 г.
оставить комментарий