В Московском театре эстрады
Московский государственный театр эстрады показал своим зрителям концерт артистов городов Горького, Краснодара, Майкопа и Сочи — «Кубань—Волга».
Зная, что одной из важнейших задач театра является показ на своей сцене программ и представлений высокого идейно-художественного качества, мы пришли в эстрадный театр с намерением посмотреть интересный, содержательный концерт. Увы, такой концерт не состоялся и вместо него нам пришлось в течение двух часов наблюдать некую последовательность рядовых эстрадных и «полуэстрадных» номеров, зачастую не имевших никакого отношения ни к Волге, ни к Кубани. И такая «последовательность» показывалась театром пять дней! Организаторы концерта, по не ясным для нас причинам, решили представить в нем сегодняшний день крупного советского промышленного центра — г. Горького; старинным романсом «Я встретил вас...», исполненным на балалайке (артист Н. Торопов), па-де-де из балета «Корсар» (солисты балета Н. Золотова и Б. Рахманин), танцевально-акробатической сценкой «В старом Нижнем Новгороде» (артисты Г. Плохов и Л. Москвина), русской народной песней «Дубинушка», «Песней о тревожной молодости» А. Пахмутовой, песнями «Березы» М. Фрадкина и «Я вернусь к тебе, Россия» Э. Колмановского (певцы А. Суханов, В. Райцев и А. Егоров), стихотворениями Р. Рождественского и горьковского поэта Б. Пильника (артист А. Познанский).
Во втором, «кубанском» отделении концерта местный материал был представлен «Кубанским молодежным танцем» (танцевальная группа), песней Г. Плотниченко «Кубанские синие ночи» (певец В. Мингалев), «Кубанской плясовой» А. Борщева (инструментальный квартет), стихотворением кубанского молодого поэта В. Бакалдина в исполнении автора и двумя адыгейскими песнями (адыгейская певица 3. Чичева). Все эти номера шли вперемежку со сценами и ариями из оперетт И. Кальмана, Н. Стрельникова, Г. Плотниченко и В. Белица (артисты Н. Цагина и Е. Василевский), арией Смита из оперы «Пертская красавица» Ж. Бизе (певец В. Мингалев), частушками и музыкальным фельетоном М. Геллера «На крыльях песни» (артистка В. Плесцова), акробатическим этюдом (А. Корнев и В. Ананевич), эквилибристом на свободной проволоке (артист Г. Смердов) и танцевально-музыкальными миниатюрами (артист В. Бабенко). Все это создало очень пеструю по репертуару картину.
Первое отделение концерта начиналось музыкальным фельетоном В. Севастьянова и Г. Александрова — «Где ясные зорьки» — стихотворным и прозаическим «галоп-обзором» старого и нового в г. Горьком, с активным привлечением отрывков из популярных песен. Его бойко читал и пел условным «микроголосом» конферансье И. Рахимов. Фельетон был исполнен в развязной «бодрячковой» манере, увы, еще далеко не изжитой на нашей эстраде. В такой же «манере» И, Рахимов вел и все первое отделение, щедро используя при этом литературный материал весьма сомнительного качества. Второе отделений вели две молодые девушки, совершенно беспомощные в сценическом отношении (Л. Погодина и И. Кастрова). Исполнительское мастерство остальных артистов нигде не возвышалось над весьма посредственным профессиональным уровнем, а эквилибрист на свободной проволоке и «Акробатический этюд» воспринимались как плохие самодеятельные номера. Построение программы носило случайный, непродуманный характер. Достаточно сказать, что первое отделение неожиданно для зрителей закончилось грустной лирической песней М. Фрадкина «Березы». Сопоставляя количество местных и «нейтральных» номеров программы концерта «Кубань — Волга», мы вовсе не хотели сказать, что в таких программах не должны присутствовать широко известные, любимые народом произведения или эстрадные жанры, мы просто за то, чтобы эти программы ярче, шире, талантливее и многограннее отражали наиболее типичные и характерные особенности жизни наших республик, областей, городов.
Не снимая высокой ответственности каждого советского артиста перед народом, мы не хотим сейчас критиковать всех исполнителей — участников концерта за качество репертуара и его исполнение. В том, что на сцене Московского театра эстрады был показан малоинтересный, бесцветный, заурядный концерт, на наш взгляд, повинны в первую очередь руководство Театра эстрады, режиссер-организатор программы К. Ярцев, художник В. Мамонтов, дирижер В. Старостин и балетмейстер П. Гроднинский. Это они виновны в том, что не были отобраны с принципиальной творческой требовательностью исполнители и репертуар, что не было проявлено достаточное внимание к работе над всеми номерами программы, что не был найден наилучший вариант построения концерта, что на занавесе появились нашитые вкривь и вкось аппликации, а на заднике невыразительные замутненные проекции городских и сельских пейзажей.
Руководство, творческий коллектив театра вдруг забыли о том, что Московский театр эстрады призван стать театром лучших эстрадных премьер, подлинной творческой лабораторией эстрадного искусства, а не регистратором отдельных примеров неблагополучного положения с эстрадным репертуаром и кадрами исполнителей, сложившегося в некоторых концертных организациях.
В. БАРСОВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1964 г.
оставить комментарий