В разгаре учебный год
Многие артисты цирка в свободное от репетиций и выступлений время раскрывают учебники или спешат на занятия в вечернюю школу, на лекции в заочный институт.
30 творческих работников цирка являются студентами-заочниками ГИТИСа. Еще больше артистов занимаются в средних школах. Но, к сожалению, учатся не все, кому надо повысить свой общеобразовательный и культурный уровень, в том числе и те, кто не имеет даже среднего образования. У нас много молодежи — одна треть творческого состава. Но из 700 комсомольцев половина не имеют даже среднего образования.
Сейчас на работу в Союзгосцирк не принимают артистами тех, кто не окончил десять классов. Но в прошлые годы, особенно в послевоенные, в систему цирков пришло много людей с пяти-семиклассным образованием. Жизнь шла вперед, цирковое искусство развивалось, а кое-кто из них ничего не сделал, чтоб продолжить учебу. Среди таких артистов есть и молодые люди: В. Пучков (родился в 1932 году) окончил всего 5 классов, Л. Уваев (родился в 1934 году) окончил 6 классов. Семиклассное образование у Н. Светлорусова (родился в 1935 году) и из номера В. Довейко Ю. Борисова (родился в 1938 году), но оба они не учатся. Этот список можно продолжить. В чем причина? Некоторые заявляют, что учиться им поздно, стыдно, мол, в «пожилом» возрасте садиться за учебники, дети будут смеяться. А будут ли? Может быть, хуже остаться невеждой, не знать основ наук, которые дает средняя школа?
Такое ли серьезное препятствие возраст? Нет. Можно и нужно учиться, если даже человеку за 30 лет. Хорошо известна зрителям артистка 3. Тарасова. Зинаиде Александровне за пятьдесят. Но в прошлом году она успешно окончила Институт иностранных языков. Ей было нелегко учиться, она занята в аттракционе, имеет семью, но упорство, настойчивость, желание достичь цели привели к желанному результату. Режиссер Союзгосцирка Казимир Казимировнч Бобок прошел большой путь артиста цирка. За плечами у него было немало прожитых лет, когда он поступил в Государственный институт театрального искусства. Два года назад окончил его. Артистка Ю. Ларионова широко известна советскому и зарубежному зрителю. Отдавая внимание и время работе в номере, семье, она училась и в этом году закончила ГИТИС. Ее дипломная работа на тему о развитии советского циркового искусства получила высокую оценку.
Убедительны ли эти примеры для тех, кто считает себя «пожилым» для того, чтобы повысить свои знания, кто сетует на трудности совмещения работы с учебой? Нам думается, что эти примеры должны заставить многих пересмотреть свою точку зрения и не тратить впустую драгоценного времени.
Вопрос общеобразовательной учебы должен быть в центре внимания всех общественных организаций. Они призваны добиваться, чтобы артисты, ассистенты и другие работники, не имеющие среднего образования, получили его, а те, у кого есть среднее образование, стремились поступить в высшее учебное заведение. В том коллективе, где этому придают серьезное значение, многие учатся. В аттракционе народного артиста РСФСР Э. Кио вечернюю школу посещают 11 человек. Это результат воспитательной работы с людьми руководителя аттракциона Э. Кио, секретаря партийной организации Р. Немчинской, председателя месткома И. Брюханова. Хорошо поставлено дело с учебой в коллективах Белорусском, Цыганском и других. Но, к сожалению, не все руководители номеров, аттракционов заботятся о том, чтобы артисты учились. Воозьмем, к примеру, номер «Акробаты-прыгуны» Максимовы. Сам руководитель номера В. Максимов окончил заочно институт, а среди участников номера учатся далеко не все.
Артист — высокое звание. Чтобы выполнить свой почетный долг, он должен обладать культурой, иметь основательную общеобразовательную подготовку. Давно известна истина: чем больше знаний у человека — тем полезнее он Родине. В Программе КПСС говорится, что среднее образование должно обеспечить прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения. Естественно, что в условиях нашей работы много трудностей для занятий без отрыва от производства. Но эти трудности преодолимы. Об этом говорят многие примеры, сама жизнь. Тот, кто настойчив в достижении поставленной цели — тот добивается своего, успешно заканчивает среднюю школу или высшее учебное заведение.
Директора цирков, партийные, профсоюзные и комсомольские организации должны оказывать помощь всем работникам цирка, которые занимаются заочно в средней школе или высшем учебном заведении. Хочется надеяться, что постоянно будет возрастать число заочников, а те, кто уже учатся, успешно сдадут экзамены, получат Дипломы.
И. ЧИХИРА
Журнал Советский цирк. Декабрь 1964 г.
оставить комментарий