Удачный старт Валентины Коркиной и Виктора Остроухова
Немногим более года назад пришли в мастерскую cатиры и юмора Москонцерта Валентина Коркина и Виктор Остроухов. Нет, не пришли — ворвались. Их имена сразу же стали появляться на афишах, лучшие концертные залы предоставляли им свои площадки, зрители тепло встречали молодых артистов.
Первые шаги их были на удивление удачны. И хотя номер их, a точнее текст номера «Кочегаров» (автор Мих. Жванецкий), не был новым — номер этот несколько лет исполнялся артистами Ленинградского театра миниатюр под руководством народного артиста СССР Аркадия Райкина,— но, решенный по-новому, получил новое звучание. Их манера общения, манера ведения диалога были другими, непохожими на то, что мы привыкли видеть на эстраде. Виктор, исполняющий роль директора школы, и Валентина, играющая молодую учительницу, шалопая Кочегарова и его старшего брата. На те мгновения, которые живут ее персонажи, Валентина превращается то в молоденькую неопытную учительницу, растерявшуюся перед буйной активностью своего подопечного, то в самого ученика — чумазого мальчишку, который постоянно «виртуoзные гадости придумывает», то в его старшего брата, готового пороть шалопая за всякую провинность. При этом артистка не меняет костюм, грим, не применяет никакие аксeссуары.
Роль Виктора в этом дуэте на первый взгляд куда скромнее. Он не создает образов, оставаясь самим собой. Его умение точно подать реплику, ненароком уйти в тень, чтобы высветить партнершу,- эти качества его очень ценны a таком дуэте. Впрочем, на мой взгляд, к такой игре «на втором плане» его вынуждает часто драматургия номеров, не учитывающая его творческой индивидуальности. Пока B. Коркиной и B. Остроухову приходится брать уже готовые номера и «натягивать» их на себя. A если и пишут для них специально, то, в основном, рассчитывая на способность Валентины к перевоплощению, и несколько забывают o ее партнере.
Одним из первых незаурядность этой пары заметил художественный руководитель мастерской сатиры и юмора Москонцерта Борис Владимирович Поляков. Заметил и... впервые же месяцы работы молодых артистов стал их «третировать». Вызывал к себе в кабинет и настойчиво требовал новых номеров. Валя и Витя пытались возражать: дайте хоть попривыкнуть, оглядеться — ведь только пришли... У нас и репертуара нет, нам не пишет никто, мы никого не знаем, нас никто не знает, но Поляков был неумолим — делайте новые номера. Он не требовал удач — требовал работы.
Вряд ли кто из актеров-профессионалов любит рассказывать, какая бездна отделяет первый номер от второго. После второго становится легче, и как бы убираются шоры c глаз. Но это расстояние от первого номера до второго может быть очень большим... И кто знает, как скоро одолели бы его Коркина и Остроухов, если 6ы не настойчивость, насильственное, как могло показаться со стороны, давление ИХ непосредственного руководителя.
Появился второй номер. Барьер был преодолен, и артисты поверили в свои возможности.
Теперь они, конечно, благодарны Б. B. Полякову за это «давление», a главное — за возможность работать c режиссером Владимиром Точилиным, которая были им предоставлена по инициативе художественного руководителя. Еще учась в ГУЦЭИ, познакомились они c этим талантливым режиссером, и первый их номер был плодом Совместной работы тогда еще студентов B. Коркиной и B. Остроухова и тогда еще педагога училища B. Точилина. Новый виток содружества c режиссером B. Точилиным рождает еще один номер — «Заранее надо думать». Автор, московский писатель Виктор Коклюшкин, на мой взгляд, наиболее близок этим актерам. Сценка y зубного врача решена им в традиционной манере русских сатириков: гротесковый реализм ситуации, доведенной до абсурда, предельно точная ситуация, предельно точные характеры.
Встреча c писателем Анатолием Трушкиным стала этапной для B. Коркиной и B. Остроухова. Произошла она в самом начале подготовки к конкурсу артистов разговорного жанра в Горьком. Одним из условий конкурса было обязательное исполнение номера международной тематики. B номере «Темнота», написанном A. Трушкиным для молодых артистов, тема нашей личной причастности к событиям мирового масштаба была решена ярко, современно и весьма остро.
Сами артисты не очень надеялись на призовое место. Главной задачей их было «Не свалиться» c первого тура. B случае большой удачи мечтали o дипломе или хотя бы o грамоте. И после предварительного просмотра весьма скептически принимали похвалы коллег в свой адрес.
Но судьба в лице влиятельного жюри была к ним благoсклонна. Первое место на конкурсе в Горьком, который, по общему мнению, был наиболее представительным и сильным за последние годы, весомый итог работы дуэта.
— У нас есть ощущение,— говорят Валентина Коркина и Виктор Остроухов,— что это высокое звание нам дали авансом. Что нам просто поверили «на слово».
И если до конкурса мы чувствовали себя довольно уверенно, то сейчас испытываем настоящую растерянность. Когда видим свои фамилии в центральной прессе, становится как-то не по себе. Мы вдруг поняли, что звание это мы должны, обязаны каждый день, каждый концерт подтверждать.
Как видите, первый успех не вскружил голову артистам. Они понимают, что это лишь старт. И старт удачный.
НАТАЛЬЯ ЛОГИHOВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.
оставить комментарий