Ваш номер
(Главы из повести)
НАТАЛИЯ ДУРОВА
Я помню себя с тех пор, когда, шагая с отцом за кулисами цирка, точно могла отвечать на его вопросы:
— Кто здесь стоит?
— Слон.
— А кто здесь разлегся?
— Верблюд.
— А рядом?
— Ослик.
Вскоре мне уже стало скучно отвечать на вопросы. Мне захотелось задавать их самой. Но мама и папа были слишком заняты, чтобы возиться со мной, а дог, которому меня оставляли на попечение, был нервным, ворчливым, да и говорил всего одно слово: «Мамм-ма!», в надежде получить кусок не съеденной мной булки. Ключ — так звали дога — меня не слушался, и папа поэтому им всегда оставался доволен. Он гладил дога и говорил:
— Молодец, Ключ. Мы с мамой доверяем тебе свое сокровище. Ты — нянька, ты — друг и сторож. Ты нас не подведешь. Ведь Наташа тебя слушается? Правда, Наташа?
— Угу, — нехотя соглашалась я и бежала к маме спрашивать: — Мамочка, а, мамочка! Сокровище — что это?
— Сокровище — должно быть, самое дорогое для человека.
— А для папы?
— Хм, — мама задумывалась. Я же не давала ей покоя:
— А где оно — папино сокровище?
Мама облегченно вздыхала и, улыбнувшись, уверенно говорила:
— Конечно, в цирке!
Мне все было понятно. Я знала буквы из электрических лампочек, составляющие слово «цирк».
Почему меня оставляют в гостинице, а сами идут в цирк? О, как мне было обидно! Я не любила гостиниц. Там всегда не наши вещи; вечные графины с водой, пахнущей лекарством, и двери, которые плотно закрывались на настоящий ключ, когда мы с Ключом-догом оставались одни. Да, неприятны бывали эти часы ожидания, когда папа и мама в моем представлении делились на живых и нарисованных. Живые в цирке, а нарисованные смотрят на меня со стены и улыбаются одной и той же улыбкой, не обращая внимания на мой крик и слезы.
Впервые в цирк сама я, помнится, попала так. Дверь открыла дежурная, и мы с Ключом отправились в путь. Первой выскочила я, за мной — Ключ.
— Девочка, ты зачем вывела собаку в коридор? — обратилась ко мне рослая женщина с ведром, из которого торчала тряпка.
— Коридор! — повторила я новое слово.
— Ну да, в коридор, — назидательно сказала женщина.
«Значит, цирк сразу после коридора», — решила я, и Ключ, неожиданно насторожившись, впервые послушно пошел рядом. Длинный и мягкий половик остался позади. Перед нами — лестница. Ступень одна, другая, третья... Я спускаюсь сама, изредка цепко хватаю лапу Ключа. Мы идем по улице. Я упала, Ключ, ухватив мое платье зубами, помогает мне подняться. Мы идем дальше, — теперь я все время спотыкаюсь. Наконец устаю, начинаю плакать. Ключ садится рядом, и нас обступают люди.
— Ты что плачешь, девочка?
Я молчу.
— Ты чья такая, девочка?
— Цирка, — успокаиваюсь я.
— Цирка?! Ну-с, а где ты живешь? — обращается ко мне старик
в очках, на которые я смотрю с удовольствием, потому что они вспыхивают, когда мимо едет машина.
Вечереет.
— Я живу в коридоре!
— Неслыханно, — покачал головой старик. За ним все стали повторять:
«Живет в коридоре, неслыханно».
— А где твой дом, папа, мама?
— Папа и мама в цирке.
— Иди ко мне на руки, крошка, и отправимся в цирк.
Я с радостью соглашаюсь, но Ключ становится между нами и грозно рычит на старика.
— Как же быть?
— А вы доведите ее, гражданин. Ребенок ведь, понимаете, — советует старику какая-то толстая тетя.
— Ну что ж, идем!
— Ключ, рядом! — ликую я. И вскоре мы попадаем в цирк.
Папа с мамой удивляются. Мама сердится на Ключа, а папа говорит:
— Знаешь, мама, Ключ не виноват. Просто наша девочка подросла. У
нее появился характер, вот это и смутило пса. Теперь он, к сожалению, стал слушаться Наташу. Придется Ключу переходить на другую работу. Наташа большая. Наташа у нас с характером.
Мне было уже три с половиной года.
* * *
Теперь я не оставалась одна в гостиницах. Меня брали в цирк. И на гостиницы я стала смотреть, как на коридор, который нужно обязательно пройти, чтобы попасть в цирк. Папа с мамой шли на работу, а я — в сказку. Она начиналась для меня за манежем, у клеток и стойл, где были животные.
— Олень приехал с Севера, верблюд — с Юга, — рассказывала мне мама.
И долгое время Север и Юг я находила в цирке по оленю и верблюду. Даже если они стояли рядом, я все равно отправлялась в путешествие по свету. Огромные миры нового проходили перед моими глазами: пустыни — слоновник с верблюдами, бассейны с морскими львами, леса — медведи, небо — орлы. В пути мне встречались разбойники — это были обезьяны. Я воевала с ними: сострою рожицу, а в ответ получу две и скорее бегу дальше. Иногда «нечистая сила» преграждала мне дорогу. Это были люди, которые говорили папе:
— Ах, Дуров, Дуров! Странно вы воспитываете своего ребенка. Как
можно маленькую девочку, одну — здесь всегда делалось ударение — подпускать к животным. И о чем вы только думаете!
Отец смеялся и отвечал:
— Думаю о воспитании. Ищу свой метод. Хотите, поделюсь. Она должна вырасти сильной и бесстрашной. Если с детства ей привьется вера в животных-друзей, значит, вырастет настоящий дрессировщик.
А «настоящий дрессировщик», то есть я, бежал в это время играть со слоном в прятки. Веселее и чудесней игры для меня не было. Я прижималась к огромной слоновьей ноге и, замерев, стояла, пока чуткий хобот на ощупь находил мои бантики в косицах, карман на фартуке, где был сахар. Сахар исчезал, и через секунду хобот снова появлялся. Хобот обвивал меня и вытаскивал из убежища. Удобно усевшись на хоботе, я качалась, чувствуя себя как на качелях. Потом, держа в руках сахар, упрашивала слониху:
— Лили, Лилечка. Ну, пожалуйста, покажи мне еще раз цирк с потолка.
Лили съедала сахар и снова брала меня на хобот. Осторожно свертывала хобот бубликом, подталкивала меня им, помогая взбираться на свою макушку.
— Мамочка, — кричала я на всю конюшню. — Я вижу тебя с потолка.
Усталые мамины глаза тотчас меня находили. Сначала смотрели строго, потом добрее, и мама, подойдя к нам, гладила слониху и говорила:
— Ты зачем, Лили, балуешь мою Наташу? Славная и добрая слониха.
А ты, негодница, — это уже относилось ко мне, — спускайся сейчас же вниз. Лили вечером работать, ты ведь не даешь ей отдохнуть,
— Мама, она не хочет отдыхать!
— Откуда ты знаешь?
— Если бы она хотела отдохнуть, то легла бы, а она стоит и качается.
— Нет, Наташа, ты у нас ничего еще не знаешь. Иди-ка сюда, я тебе что-то расскажу. Я спускалась вниз.
— Послушай, я расскажу тебе, как спят слоны: они никогда не ложатся. Они спят как будто дремлют, и все стоя. А если слон слег, то, значит, не просто лег, а слег — заболел. Я шептала слонихе в хобот, воображая, что говорю с ней по телефону:
— Тебе трудно спать стоя. Хочешь, я принесу много сена, больше, чем
здесь есть? Тебе лучше будет. Ноги — так, а живот весь на сене. Хорошо?
Я трудилась, таскала охапки сена и с огорчением видела, что сена мало. Я вскарабкалась на охапку, но достать до Лилиного живота не могла. Он был надо мной, как потолок. Пригорюнившись, я села на слоновий пол, и вдруг дождь из сена пролился на мою голову. Лили усердно обсыпала меня сеном. Я уже походила на соломенного человека, но стояла не шевелясь, впитывая душистый и пряный аромат. Я видела, как от него затрепетали ноздри ослика Пиколле. Он свалился подле меня и стал кататься в сене, как поросенок в лужице.
Вскоре мне наскучило щекотание высохших травинок и, выпроставшись, я побрела туда, где кончалась моя сказка. Здесь, у клетки белых медведей, — конец. К ним мне вход воспрещен. А очень хочется подружиться с ними. Два сугроба сидят в клетке. Они не такие уж и белые, похожи на комья уличного снега, который под утро сгребают дворники. Мама убеждала меня, что они злые. Они не умеют радоваться солнцу и лесу. Глаза у них пустые, и никогда настроение не бывает написано на мордах, будто скованы они льдом.
Но меня все-таки тянуло к этим двум грязновато-кремовым сугробам. Зимой мне купили новую заячью белую шубку, валенки и пушистую шапку. Я гуляла в цирковом дворе, собирая в промокшие варежки снег. Ком круглый, не тяжелый, я обхватила его и побежала к медведям. Быть может, они любят играть в снежки. Я бросила ком в клетку. Он разбился о прутья, осев на полу снеговыми таявшими на глазах лужицами. Один из медведей стал слизывать снег с решетки. Я принесла еще. Они с жадностью поедали снег. Я осмелела. Набрала снегу на фанерку и, копируя служителей, стала приподнимать решетку, пытаясь просунуть в клетку снег на подносе. Решетка была тяжелой. Приходилось держать обеими руками. Что делать? Тогда я головой уперлась в решетку и потянулась за снегом. Неожиданно ноги мои взвились вверх, и я услышала щелчок решетки. Белый медведь втянул меня в клетку. Он стоял надо мной пофыркивая. Мех моей шубки разлетался под его дыханием. Я поднялась на четвереньки. Мы стояли друг против друга. Маленькие глазки медведя были холодными и пустыми. Я протянула ч медведю руку, он попятился.
— Глупый, хочешь, я отогрею льдинки на твоих глазах, тогда ты меня увидишь.
Я было встала на ноги, но медведь лапой сшиб меня и покатил по клетке.
— Я тебе не мяч! — возмутилась я. Второй медведь равнодушно двинулся в мою сторону.
— Лилечка! — пронзительно закричала я. — Они играют со мной в футбол, как бульдоги! Лили!!!
Слон затрубил тревогу, и по цирку разнесся крик:
— Дурова, скорее зовите Дурова! Девочка в клетке у белых медведей. Медведи вдвоем катали меня по клетке. Наконец раздался голос, похожий на папин:
— Спокойней! Рыбу скорей. Еще рыбы!
Медведи оставили меня. Подняли морды. Пролетела в дальний угол клетки рыба.
— Наташа! — Это был папин голос, но только Чуть-чуть другой, слишком звонкий. — Наташа, не вставай, не двигайся.
Папа вошел в клетку, прошел мимо меня к медведям, повернулся ко мне спиной и сказал уже своим обычным голосом:
— Марш из клетки, глупая девчонка, быстрее!
Я спрыгнула на пол и бросилась к маме. Кругом все сразу почему-то заговорили. Только мама стояла молча, зажимала рот руками и глядела в клетку. Мама не замечала меня. Папа был рядом. А мама по-прежнему не отрывала глаз от клетки, где медведи урча поедали рыбу. Папа обнял маму за плечи,
— Родная, ну, не надо, прошло. Вот она, смотри, рядом с тобой. Зина, ты слышишь меня, успокойся!
— Чудо! Просто чудо! — говорили артисты.
— Девочка родилась в рубашке, не иначе!
— Что ее спасло, Юрий Владимирович? Что? — приставали к папе.
— Бесстрашие и доверчивость ребенка. Только это, — задумчиво произнес папа.
Мама с трудом переводила дыхание.
Журнал ”Советский цирк” январь 1962г