Верните Маяковского цирку
В 1930 году в Первом Московском госцирке была поставлена пантомима-феерия «Москва горит» В. Маяковского, посвященная событиям революции 1905 года.
В следующем сезоне «Москва горит» шла в цирках Ленинграда и Киева. С тех пор пантомима Маяковского на арене не появлялась, хотя проекты ее возобновления и возникали. Это большое упущение. «Москва горит» — произведение совершенно незаурядное.
Маяковский, глубоко изучив материалы по истории первой русской революции, широко и изобретательно использовал их в своей пантомиме-феерии, превратив ее в массовое народное зрелище. Поэт любил цирк и охотно работал для него. Он отлично понимал специфику циркового искусства и в своем произведении очень широко использовал возможности различных жанров, причем каждый номер или трюк у него теснейшим образом связан с содержанием представления. Нет необходимости говорить о блестящем поэтическом мастерстве, вложенном в текст, о его остроумии — это неотъемлемые качества творчества Маяковского. Здесь особенно важно то, что текст и зрелищные элементы, предуказанные в ремарках, представляют неразрывное единство.
В нынешнем году отмечается 60-летие революции 1905 года. И как нельзя более своевременной будет новая постановка «Москва горит». Пантомима-феерия Маяковского заключает в себе такой мощный общественно-политический запал и такие художественные достоинства, что и в наши дни она прозвучит с огромной силой, если ей будут отданы те любовь, мастерство и внимание, которых она заслуживает. Она может и должна быть поставлена полностью, без изменений. Только конец произведения, связанный со злободневными для 1930 года политическими событиями, сегодня оказывается устаревшим, и при постановке пантомимы-феерии эпизоды с кулаком и с папой римским следует заменить другими. Но в поэзии Маяковского дышит такая могучая жизненная сила, что, возможно, удастся сделать это, пользуясь текстами самого автора. Переработка произведения великого поэта требует величайшей бережности к его слову.
Новая постановка «Москва горит» должна многим обогатить наше цирковое искусство.
А. ФЕВРАЛЬСКИЙ, доктор искусствоведения
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий