Наш цирк в Канаде
Группа артистов в составе пятидесяти пяти человек гастролирует в Канаде. Представления наших мастеров арены увидели жители Оттавы, Торонто, Монреаля и Квебека. Затем труппа поедет на Кубу и будет давать свои представления в Гаване.
В составе ее — Олег Попов, Валентин Филатов, Полина Чернега, Степан Разумов, Бубновы, Довейко и многие другие.
Премьера состоялась 28-го августа в зале Аудито-риума в Оттаве. «Московский цирк в Оттаве — это огромный успех!», «Московский цирк возрождает большие игры манежа», «Медведям Филатова не хватает только слов» — так откликнулись газеты на следующий день на спектакль. Многие из них вышли с портретами Филатова и Попова.
Сенсационный спектакль
«Московский цирк сохраняет традиции цирка конца прошлого и начала этого века и показывает спектакль, в котором спорят красота с силой, совершенство со сноровкой. Ничего условного, ничего невзрачного, ничего скучного! Наоборот, юность, динамика, предельная точность в своем мастерстве, быстрота в исполнении трюков, подчас удивительная и ошеломляющая завершенность деталей. Московский цирк возрождает гордые, прекрасные традиции цирка. Замечательно, что самые трудные и смелые трюки выполняются с необычайной простотой и легкостью, без малейшего комедиантства, а наоборот, с чувством юмора, который нам уже известен по выступлениям моисеевцев, хористов и танцоров Ансамбля Советской Армии. Так же, как и собратья из балета Большого театра, как и товарищи из Ансамбля Советской Армии, как знаменитые виртуозы рояля и скрипки, какими являются Э. Гилельс, Д. Ойстрах и Л. Коган, так и артисты Московского цирка (а речь идет о настоящих артистах), являются бесспорно превосходными.
Для огромного большинства зрителей это был сенсационный спектакль.
Все заставляет предвидеть, что представления в Монреале и Квебеке будут иметь огромный успех, потому, что не каждый же день можно увидеть искусство с таким блеском» (газета «Ле Девуар»).
Непохожий ни на какие другие
«Московский цирк впервые в Северной Америке, он значительно отличается от всех других цирков, которые привыкли видеть северо-американские зрители.
В программе преобладают акробатические и гимнастические номера, и меньше, чем в европейских цирках, номеров с животными. Московский цирк не демонстрирует красивых девушек, что так сейчас распространено» (газета «Ла Пресс»).
Точность, гибкость, простота
«С некоторым опасением ехал я смотреть премьеру этого цирка с мировой известностью. Я боялся столкнуться с «уже виденным» в классических номерах. Ведь человеческие возможности все-таки ограничены. Но уже с первого номера я начал менять свое мнение, а покидая свое кресло, был восхищен. Бог знает, какое количество цирков я видел как в Европе, так и в Америке! Цирки французские, немецкие, итальянские, английские, американские! Никогда не видел я только русского цирка. Констатирую теперь, что это был большой пробел в моих познаниях в этой области! И я не сожалею о проведенном вечере! Точность, гибкость, простота — вот, что характеризует русский цирк. Он не стремится ослепить или потрясти, а стремится доставить зрителю все возрастающее удовольствие.
Большое преимущество Московского цирка перед большими европейскими или американскими цирками — это работа на одном манеже. От этого не пропадает ни один момент из программы». («Пти-журналь».)
Два премьера
«Поговорим главным образом об Олеге Попове и о дрессировщике Валентине Филатове, номера которых являются «гвоздем» программы. Говоря это, мы вовсе не хотим уменьшать высокое качество других номеров.
Олег Попов продолжает линию больших интернациональных клоунов. Он одного склада, как и Грок, Фрателлини, Фуутит , Ориоль, Гримальди.
Единственная разница в том, что он не музыкальный клоун. Но артист широко возмещает этот пробел другими талантами — он и клоун, и жонглер, и пантомимист, и канатоходец. Все его репризы — это маленькие шедевры, полные юмора и одухотворения. Никаких грубых фарсов, никаких пощечин, ничего тривиального.
Он не носит мишуры, его костюм оригинален и отличает его от любого другого клоуна, также как котелок, тросточка, широкие штаны и усики являются непременными атрибутами Чарли Чаплина, с которым он может сравниться талантом.
И, наконец, Валентин Филатов. Цирк без дрессировщика — это не цирк. А Московский цирк без Филатова не был бы тем, что он есть.
Если большому русскому цирку не хватает слонов, львов, тигров и конюшни, то у них есть медведи, и какие медведи! Они стоят всех!! Им не хватает только речи.
Воспитанники Филатова — великолепные бурые медведи с блестящей шерстью, которых хочется приласкать и погладить, — настолько они кажутся симпатичными. Филатов сделал из своих пятнадцати медведей жонглеров, акробатов, клоунов, велосипедистов, конькобежцев, мотоциклистов, боксеров. После такого номера, который длится-добрых полчаса, хотя выполняется в дьявольском ритме и блестяще увенчивает программу, с сожалением расстаешься с Московским цирком». («Пти-журналь».)
Перевод с французского Л. Харченко
Журнал "Советский цирк" Октябрь 1962г.