Владимир и Анатолий Дуровы
Золотыми буквами вписаны имена Владимира и Анатолия Дуровых в историю нашего цирка. Непревзойденные соло-клоуны, сатирики и дрессировщики, они были создателями по существу нового жанра на арене — «дуровского», в котором сочеталось все лучшее от старого циркового искусства с тем, что привнесли в него братья Дуровы, — глубокую политическую мысль.
Братья Дуровы — родоначальники цирковой династии. Нынешние ее представители успешно продолжают и развивают их славные традиции. Великим русским клоунам братьям Дуровым посвящена повесть «Короли шутов» А. Таланова, автора широкоизвестных произведений о деятелях искусства — К. С. Станиславском, В. И. Качалове, М, Ф. Андреевой и других.
Мы публикуем главы из книги «Короли шутов», которая готовится к печати в издательстве «Искусство».
Где же огни арены? Где аплодисменты восторженных зрителей? Нас обманули! Заманили! Никто из порядочных артистов не идет в эту жалкую труппу... В этот балаган — деревянное сооружение посреди базарной площади.
Еще на вокзале в Москве, перед отправлением в Тверь, братья уже почувствовали что-то неладное. Труппа антрепренера Вальштока, в которую они вступали вместе с чародейным своим покровителем профессором Ринальдо, показалась им, скорее, сборищем бродяг, от которых, видно, отказались даже самые простые заведения Девичьего поля, незадачливые балаганщики, всюду теряющие ангажемент из-за неудержимого пристрастия своего к алкоголю, неопределенные личности, которых никак нельзя было причислить к настоящим циркистам.
В те времена, когда юные Дуровы в таком отчаянии стояли перед балаганом в Твери, в России имелось изрядное количество цирков. В губернской Твери постоянного цирка не было, а в ярмарочное время вырастал полотняный гриб-шапито или же сооружались деревянные балаганы вроде того, что принадлежал антрепренеру Вальштоку.
Представления в его балагане давались в день по нескольку раз. Программа никогда не менялась, и каждый артист повторял свой номер до изнеможения. Начинал представление «человек-каучук», изгибавшийся так, словно действительно имел каучуковое тело. Но он был уже не молод, и старые кости больно напоминали ему о своем существовании, потому в перерывах «человек-каучук» усиленно поддерживал себя водкой. К тому же спасительному средству прибегали двое «крафт-акробатов». Исполняли они только один силовой номер, так как их руки заметно дрожали.
Невзыскательную публику смешил клоун частыми падениями и звонкими пощечинами — «апачами», которые он получал по всякому поводу. Под стать ему был профессор черной магии Ринальдо. Появлялся он в своем сомнительной чистоты фраке и шапокляке, говорил на ломаном тарабарском языке, изображая из себя иностранца. Показывал он простые карточные фокусы, вытаскивал шелковые платки из собственного рта и творил разные немудрящие чудеса своей «волшебной» палочкой. Остальные артисты труппы тоже не блистали талантами, и Дуровым нечему было у них поучиться. Но братья не оставались в бездействии. Они работали и как гимнасты и как коверные клоуны, случалось им выступать и в роли ассистентов Ринальдо.
«Все пригодится», утешали себя братья, когда хозяин балагана приказывал им выступать на подмостках в столь различных амплуа. Гораздо труднее было переносить бедственный быт, граничащий с самым жалким прозябанием. Вся мужская часть труппы, все шестнадцать человек, помещалась в одной комнате без каких-либо признаков меблировки. Голодные, холодные, усталые после целого дня работы в балагане, люди валились прямо на голый пол и тут же засыпали, накрывшись случайным тряпьем. Нищая братия...
И по прошествии многих лет Дуровы вспоминали то время в Твери как время серьезнейших перемен и перелома в их жизни. Можно думать, что тогда же пробежала первая трещина в их отношениях. Мемуарные записи обоих Дуровых позволяют представить картину тех дней. Размолвка братьев, по-видимому, началась с самой банальной ревности. Кто была «она» — предмет их любви? Красивая, молодая наездница? Акробатка? Жонглерка?
«...Наши закулисные нравы были чисты, — писал Анатолий Дуров о том времени. — Впрочем, в стенах цирка безнравственность считается редкостью, хотя посторонний наблюдатель всегда почему-то склонен предполагать, что за нашими кулисами грязно и мерзко. На самом деле скромность наших дам может быть даже названа замечательною, хотя, конечно, в семье не без урода, но я говорю не про исключения...
...Постоянные заботы об усовершенствовании своих способностей, — говорил далее Анатолий Дуров, — отдаляют представительницу арены от мысли заняться интригами, в материальном отношении хотя бы даже и выгодными, но непродолжительными. Она превосходно знает, что жизнь, исполненная кутежа, разврата, приохотит ее к праздности, она обленится, потеряет свое положение в цирке, перестанет первенствовать, и тогда она совершенно беспомощна». Особа, увлекшая собой юношей Дуровых, была одной из тех, что деликатно числились «арфистками в хорах ярмарочных трактиров». Из своей среды она выделялась лишь тем, что была молода, красива, обладала действительно хорошим голосом.
Братья соперничали в наивных ухаживаниях. Подносили даме своего сердца сласти, яблоки, апельсины, которые получали от трактирных посетителей за свои фокусы, сальто-мортале, несложную клоунаду. Дама принимала дары, оставаясь равнодушной к обоим поклонникам. Это не мешало им горячо ревновать друг друга. Чтобы избавиться от сердечных страданий, Владимир бежал из Твери. Вернее, из-за полного отсутствия денег пешком по шпалам побрел в родную Москву... Отступление старшего брата не принесло Анатолию желанного успеха. Арфистка предпочла ему какого-то богатого купчика.
— Очень мне нужны твои жалкие гроши! — бросила она на прощание влюбленному юнцу.
Это было больно и оскорбительно. Тяжело переживая драму своей первой любви, Анатолий в отчаянии бросился к тому, от чего до той поры стойко удерживался, — к водке... Напился до полного опьянения. Еле добравшись из трактира домой, Анатолий затеял ссору с забулдыгами-балаганщиками, в схватке с ними потерпел поражение и в довершение всего был ими ограблен до нитки. Только «человек-каучук» посочувствовал бедному юноше, когда с того слетел хмель. Пожурил его, дал добрый совет:
— Уходи от нас, если счастья себе желаешь! Нехорошие мы люди. Не оставайся у нас ни минуты, чтобы совсем не пропасть. Ты еще молодой, может, к делу какому-нибудь приспособишься...
Анатолий решил послушать совета, попросил у Вальштока расчета.
—Чего?! — заорал хозяин. — Расчета... Да что ты полагаешь, что я только на одну ярмарку тебя взял? Нет, ты послужи, а я посмотрю, на что ты годен, и тогда скажу, сколько ты заслуживаешь. Все вы у меня только даром хлеб жрете, квартиры не стоите. Вам бы ночевать в балагане, а я вас чистой комнатой балую. Это ты ни во что не считаешь? Вон!
«Каучуковый человек» посоветовал не вступать в дальнейшие пререкания с хозяином.
— Ну, уж какая там получка, слава богу, что не ударил.
Ежели ты не врешь, что в Москве у тебя есть где жить, то беги. Право слово, беги! И не пьянствуй, коли молоко на губах еще не обсохло. Держись! Крепко обнял Анатолий своего доброжелателя и, как был, босой, с непокрытой головой вышел на улицу. Пошел куда глаза глядят. В неизвестность...
...Рельсы стремились в бесконечную даль. Справа и слева тянулась лесная чаща — сплошной зеленый коридор. Утомительно идти, соразмеряясь с ритмом неровно уложенных шпал. Приходилось то укорачивать, то удлинять свой шаг. Да еще за плечами на палке болтался старенький матерчатый саквояж, набитый вещами. Все же Владимир был настроен бодро. Даже напевал подходящий к случаю куплет собственного сочинения:
«Ветерком пальто подбито
И в кармане ни гроша,
В этой доле поневоле
Затанцуешь антраша...»
К середине дня он отшагал уже много верст, а до Клина оставалось еще далеко. Он продолжал путь. И опять шпалы, шпалы, шпалы... Короткий шаг... длинный шаг... Есть время подумать, поразмышлять. Верно поступил он, так решительно покончив со своим увлечением. Теперь на душе легко, и казалось даже смешным, что так нравилась ему певичка из трактирного хора.
Сама судьба будто нарочно устроила трудный экзамен, говоря: «выдержишь — слава, не выдержишь — погибель». Не просто было одержать победу над самим собой. Зато теперь легче бороться за дальнейшее свое становление, идти вперед. Работа в балагане не одно разочарование принесла, дала и некоторый опыт, укрепила уверенность в себе и... отравила успехом. Аплодисменты зрителей, когда удавалось ему ловко исполнить гимнастический номер или рассмешить каким-нибудь неожиданным клоунским трюком, делали его необычайно счастливым, рождали желание вновь и вновь услышать восторженные крики: «Браво!», «Бис!»
Ночь застала Владимира на полпути к Клину. Спать пришлось вблизи какой-то деревушки в стогу сена. Потом опять шпалы и шпалы, снова чередование шагов — то длинных, то коротких. В Клин пришел Владимир с созревшим решением — дать свой собственный концерт. Снял комнату на постоялом дворе. Едва утолил голод, завел разговор с коридорным. Узнал от него, что в городском клубе имеется помещение для представлений. Но, чтобы снять его, следует предварительно добиться разрешения полицейского надзирателя, а он груб, жаден, берет со всех непосильную дань. Житья от него нет!
Владимир потребовал принести чернил, бумаги, написал афишу: «Проездом через здешний город в Москву, с дозволения начальства, будет дано представление в здании клуба, в трех разнообразных отделениях, состоящих из следующих номеров:
«Сила зубов или железные челюсти» исполнит силач Владимиров
Сатирические куплеты: «Все замерло» исполнит комик Володин
Удивительные фокусы покажет профессор черной магии Вольдемаров
Первый русский оригинальный соло-клоун Дуров выступит как художник-моменталист и звукоподражатель».
Старшине клуба афиша понравилась. Он согласился предоставить помещение для концерта, конечно, если будет получено соответствующее разрешение властей. С афишей в руке Владимир переступил порог полицейского участка. В канцелярии сидели секретарь, два-три молодых писца и сам он — гроза просителей.
—Что надо? — гаркнул надзиратель. Пробежав глазами протянутую афишу, он потребовал: — Паспорта артистов!
Владимир вынул свой паспорт.
— Всех артистов, говорю!
— Изложенное в афише исполняется мною одним...
— Таких жуликов-шарлатанов не допускаю! — заорал полицейский.
— А я повторяю, что все исполняю я! — вспыхнул Влади мир.
— Видал я таких... Ну, какой ты силач? Покажи-ка свою железную челюсть!
Владимир подошел к покрытому зеленым сукном столу и... поднял его зубами в воздух. Надзиратель, секретарь и писцы замерли от удивления.
— Черт возьми! Здорово! — восхитился надзиратель. И даже переменил обращение: — А какие еще вы делаете фокусы?
— Покажу, если дадите лист газетной бумаги.
Писцы бросились, подали газету. Владимир, как полагается настоящему фокуснику, развернул лист, показал, что в нем ничего не спрятано, и, обернув вокруг своей руки, попросил не быть в претензии, если вдруг что-либо найдется. И тут же вытащил из газеты свой стоптанный сапог. Забыв всякую субординацию, писаря захлопали в ладоши, а надзиратель пригласил сесть на стул и милостиво вымолвил:
— Ну а какой вы клоун и рассказчик, это мы убедимся уже в клубе, в воскресенье.
На представлении в клубе были проданы все билеты. Полному сбору содействовал слух, исходивший из полицейской канцелярии, будто силач подымал стол, на котором восседал толстяк секретарь. Публика с интересом следила за превращениями геркулеса Владимирова в куплетиста Володина и затем в фокусника Вольдемарова. Перед последним номером программы Владимир поспешил взять у кассира причитающуюся часть сбора и накинул сверх своего обычного платья шутовской балахон. Под звуки разбитого рояля он вышел на сцену. Сначала прочел смешной стишок. Нарисовал несколько забавных рож. В заключение обратился к публике:
— Господа, прошу разрешения рассказать о том, что случилось со мною в вашем гостеприимном городе.
— Просим! — пробасил благосклонно настроенный надзиратель.
Рассказ оказался совсем коротким, но вызвал целую бурю.
— Иду я берегом пруда. Смотрю — толпится народ. Спрашиваю: «Что делаете, ребята?» — «Да вот стряслось у нас несчастье — бьемся у воды три часа и никак не можем вытащить». — «Кого, чего?» — спрашиваю. «Надзиратель утонул...» — «Эх, помогу вам, ребята. Верный дам совет».— «Какой?» — спрашивают. «Покажите ему трехрублевку — он и сам из воды вылезет».
Едва соло-клоун произнес последние слова, в зале поднялся невообразимый хохот. Надзиратель крикнул что-то грозное, но его слова потонули в общем шуме. Что произошло далее, соло-клоун так и не узнал. Пользуясь суматохой, он сдернул балахон, бросил его в свой саквояж и выпрыгнул через окно во двор. На улице уговорил проезжавшего мимо ломового извозчика довезти до первого полустанка. Там он сел на поезд, отходящий в Москву. «С этого дня я начал летоисчисление своей политической сатиры», — написал в своих воспоминаниях заслуженный артист республики Владимир Леонидович Дуров.
...Босой, с непокрытой головой Анатолий вышел на улицу. Пошел куда глаза глядят. Долго бродил по закоулкам и задворкам, не зная, что предпринять. А голод все более давал себя чувствовать. К вечеру вовсе замучил. Хоть протягивай руку — проси милостыню, христарадничай!
На окраине города, у железнодорожной станции, Анатолий остановился у кабака. До поезда, на котором Анатолий решил добираться «зайцем» в Москву, еще было не скоро. Он вошел в кабак. Там на черной половине Анатолий уселся за стол, заказал на свой единственный пятак чаю без хлеба. Часа три пил остывший чай, а до поезда все еще оставалось немалое время. Половые уже стали коситься на засидевшегося посетителя, и, чтобы их задобрить, он вступил в разговор:
— А вы, братцы, любите фокусы?
— Уж не ты ли их собираешься показывать?
— А хоть бы и я...
Немудрящие его фокусы с шариками привели в восторг половых. Когда же он раскрыл секреты своих манипуляций, то окончательно покорил зрителей.
— Впрямь ты мастак! Может, что-нибудь еще умеешь проделывать?
— Умею! Флик-фляк, сальто-мортале...
— Что это такое? Ну-ка покажь!
Анатолий продемонстрировал свое акробатическое искусство. Половые диву давались, рукоплескали, а исполнитель с пресерьезным видом раскланивался.
— Молодец! Право слово, молодец! Из каких же ты будешь? — расточали похвалы, задавали вопросы зрители.
— Я из цирка...
— Почему же ты не при деле?
— С хозяином поссорился. Денег не платит, ругается...
— Ах ты горюн! Может, есть хочешь? Мы тебя попотчуем. История его злоключений и намерение отправиться в Москву без билета вызвали новую волну сочувствия.
— Опасно, брат! Поймают — шею накостыляют... Поможем тебе иначе устроиться, — откликнулись доброжелатели.
Анатолия устроили в закутке трактира, заставленном нарами. Там, «в тесноте, да не в обиде», завалился он спать. Среди дня трактирщики накормили его обедом, утешили, что с железнодорожниками сговорились, однако когда завтра утром они соберутся чаевничать, то Анатолию для своих благодетелей следует произвести какую ни на есть комедь. Утром в закуток прибежал половой, заторопил:
— Скорей иди! Кондуктора пришли!
Быстро явился Анатолий в чистую половину и без лишних слов стал показывать свое акробатическое искусство перед столом, за которым степенно восседали железнодорожные кондуктора.
— Ишь, какой ломаный... Точно пружинный весь... Видать, смышленый... — прихлебывая из блюдечек чай, одобряли они.
Когда исчерпался весь репертуар, половые заставили горемыку циркиста повторить рассказ о своих злоключениях. Это окончательно расположило железнодорожников, и они, вьтустив заряд крепкой брани по адресу жадного Вальштока и подлых его балаганщиков, изъявили свое согласие доставить бедного артиста в Москву. В багажном вагоне на груде сваленных чемоданов, сундуков, корзинок и ящиков бывший артист труппы Вальштока благополучно приехал в Москву.
Уже широко известный во многих странах Европы, в полном сиянии славы, соло-клоун Анатолий Леонидович Дуров не мог изъять из памяти сердца захолустный российский городок, своих первых антрепренеров, первое самостоятельное выступление, душевную щедрость зрителей...
Журнал Советская эстрада и цирк. Август 1968 г.
оставить комментарий