Введение. Из книги А. П. Фальковского Художник и арена
Декретом "Об объединении театрального дела", подписанным В.И.Лениным 26 августа 1919 года, было положено начало национализации театров и цирков. Отныне цирк, его режиссеры, художники и артисты становятся в единый ряд советского многонационального искусства.
За прошедшие с того времени десятилетия советское цирковое искусство достигло значительных художественно-идейных, постановочных и производственных успехов, получивших широкое признание на всех континентах. И в этом - определенное место занимает творчество художника цирка. Декоративное оформление и костюмы, созданные ими, выделяются ярким своеобразием, художественной и эстетической культурой и высоким мастерством.
Всему этому в значительной мере способствовало и то, что впервые за многовековую историю мирового профессионального цирка, здесь созданы постоянно действующие постановочные группы, благодаря чему значительно возрос художественно-постановочный уровень номеров и целых спектаклей, отличающихся содержательностью, разнообразием форм, жанров, стилей.
И в центре всего этого - неизменно находится удивительное творчество артиста, вне которого бессмысленно рассматривать и работу художника цирка.
И как справедливо отмечает профессор Ю.А.Дмитриев, - "В цирке артисты также создают образы, и здесь, как и в театре, играют роли. Настоящий цирковой артист не только ловко умеет исполнять трюки, он действует в определенном характере, в определенном образе на протяжении всего пребывания перед публикой. Конечно, такой образ складывается в основном из трюков, но значение имеют сценический темперамент исполнителя, манера поведения его, костюм, грим, реквизит, музыка. Талантливый артист на арене преображается в того, кого играет. Он живет жизнью удивительного героя, одному мановению руки которого подчиняются львы или пантеры, если это дрессировщик или бесчисленные предметы, летающие в воздухе, если это жонглер, и так далее".
При всей устремленности цирка к развлекательности творчество его мастеров, режиссеров, художников не может существовать и развиваться вне идейно-художественной эстетики, культуры, народности, составляющих мировоззренческую направленность и суть всего советского искусства, в едином ряду которого также находится неизменно новаторское цирковое искусство.
Глубоко содержательный реализм творчества художника не может ограничиваться искусственными рамками надуманной манерности, формальных выкрутасов, набором чисто стилистических признаков, а в искренности жизненной правды, выраженной в убедительной, художественно выразительной пластической форме ярких полнокровных образах и оригинальных костюмах.
Народный художник СССР Б.В.Иогансон как-то поделился своими впечатлениями: "Цирк! Яркое, пестрое, немножко суматошное, но всегда красивое зрелище. И недаром так много художников избрали цирк героем своих полотен. А.Тулуз-Лотрек, Э.Дега, Б.Кустодиев, Ф.Богородский, В.Лебедев, К.Коровин, Д.Даран, В.Тарасенко. Список можно продолжить. Цирк у них разный: грустный, скептически-насмешливый, беззаботно-веселый, откровенно-гротесковый... Но всегда это буйная фантазия красок.
Красочная сторона привлекает в цирке и меня. И естественно, воспринимая исполнения тех или иных номеров, я невольно - уже как профессионал - отмечаю цирковое художественно-оформительское решение всего представления.
Надо сказать, что оформление цирка значительно изменилось за последнее время в лучшую сторону. Предстоит еще много поработать, чтобы оформление полностью отвечало требованиям, предъявляемым жизнью".
И художники цирка неизменно отвечают тем высоким требованиям, которые им предъявляет реальная действительность, достижения и современный уровень советского циркового искусства, которым они во многом способствовали своим творчеством.
В предлагаемой книге рассказывается о творческой практике и опыте художника советского цирка по созданию декоративного оформления и костюма на примерах многожанровых цирковых постановок, получивших широкое признание зрителей, в советской и зарубежной прессе и литературе.