Введение. Из книги А. П. Фальковского Художник и арена - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Введение. Из книги А. П. Фальковского Художник и арена

Декретом "Об объединении театрального дела", подписанным В.И.Лениным 26 августа 1919 года, было положено начало нацио­нализации театров и цирков. Отныне цирк, его режиссеры, худож­ники и артисты становятся в единый ряд советского многонацио­нального искусства.

За прошедшие с того времени десятилетия советское цирковое искусство достигло значительных художественно-идейных, поста­новочных и производственных успехов, получивших широкое призна­ние на всех континентах. И в этом - определенное место занимает творчество художника цирка. Декоративное оформление и костюмы, созданные ими, выделяются ярким своеобразием, художественной и эстетической культурой и высоким мастерством.

Всему этому в значительной мере способствовало и то, что впервые за многовековую историю мирового профессионального цир­ка, здесь созданы постоянно действующие постановочные группы, благодаря чему значительно возрос художественно-постановочный уровень номеров и целых спектаклей, отличающихся содержатель­ностью, разнообразием форм, жанров, стилей.

И в центре всего этого - неизменно находится удивительное творчество артиста, вне которого бессмысленно рассматривать и работу художника цирка.

И как справедливо отмечает профессор Ю.А.Дмитриев, - "В цир­ке артисты также создают образы, и здесь, как и в театре, играют роли. Настоящий цирковой артист не только ловко умеет исполнять трюки, он действует в определенном характере, в определенном образе на протяжении всего пребывания перед публикой. Конечно, такой образ складывается в основном из трюков, но значение имеют сценический темперамент исполнителя, манера поведения его, кос­тюм, грим, реквизит, музыка. Талантливый артист на арене преображается в того, кого играет. Он живет жизнью удивительного ге­роя, одному мановению руки которого подчиняются львы или пан­теры, если это дрессировщик или бесчисленные предметы, летаю­щие в воздухе, если это жонглер, и так далее".

При всей устремленности цирка к развлекательности творчест­во его мастеров, режиссеров, художников не может существовать и развиваться вне идейно-художественной эстетики, культуры, народности, составляющих мировоззренческую направленность и суть всего советского искусства, в едином ряду которого также находится неизменно новаторское цирковое искусство.

Глубоко содержательный реализм творчества художника не мо­жет ограничиваться искусственными рамками надуманной манернос­ти, формальных выкрутасов, набором чисто стилистических призна­ков, а в искренности жизненной правды, выраженной в убедитель­ной, художественно выразительной пластической форме ярких пол­нокровных образах и оригинальных костюмах.

Народный художник СССР Б.В.Иогансон как-то поделился свои­ми впечатлениями: "Цирк! Яркое, пестрое, немножко суматошное, но всегда красивое зрелище. И недаром так много художников из­брали цирк героем своих полотен. А.Тулуз-Лотрек, Э.Дега, Б.Ку­стодиев, Ф.Богородский, В.Лебедев, К.Коровин, Д.Даран, В.Тара­сенко. Список можно продолжить. Цирк у них разный: грустный, скептически-насмешливый, беззаботно-веселый, откровенно-гротесковый... Но всегда это буйная фантазия красок.

Красочная сторона привлекает в цирке и меня. И естественно, воспринимая исполнения тех или иных номеров, я невольно - уже как профессионал - отмечаю цирковое художественно-оформительское решение всего представления.

Надо сказать, что оформление цирка значительно изменилось за последнее время в лучшую сторону. Предстоит еще много по­работать, чтобы оформление полностью отвечало требованиям, предъявляемым жизнью".

И художники цирка неизменно отвечают тем высоким требова­ниям, которые им предъявляет реальная действительность, дости­жения и современный уровень советского циркового искусства, которым они во многом способствовали своим творчеством.

В предлагаемой книге рассказывается о творческой практике и опыте художника советского цирка по созданию декоративного оформления и костюма на примерах многожанровых цирковых поста­новок, получивших широкое признание зрителей, в советской и зарубежной прессе и литературе.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования