Введение. Из книги. Эквилибристика. Н. Э. Бауман
Вы пришли в цирк. Перед вами выступают акробаты, жонглеры, гимнасты, дрессировщики, канатоходцы, наездники. Всех не перечесть! Ведущий — человек во фраке — объявляет номера программы, называя разные жанры. Зритель аплодирует почти всем артистам. И вы разделяете радость людей, заполнивших огромную чашу амфитеатра.
Об одном из цирковых жанров — эквилибристике, — о пути, ведущем к овладению ее тайнами и чудесами, рассказывает книга Н. Э. Баумана. Эквилибристика подразделяется на партерную и воздушную. Автор уделяет основное внимание эквилибристике партерной. Это стартовая площадка, с которой участник самодеятельности, достаточно подготовленный технически, сможет совершить взлет в просторы эквилибристики воздушной.
От масштабных композиций, вписанных в огромное пространство между манежем и полусферой купола, до камерных номеров — таков диапазон жанра. Здесь и мастера баланса на катушках и шарах, и канатоходцы, и чародеи, владеющие тайнами шеста, и исполнители танцев на проволоке, балансеры на лестнице с удивительным названием — вольностоящая.
Ступеньки этой «волшебной» лестницы начинаются с простейшего балансирования на катушке. Желающие овладеть этим интереснейшим цирковым жанром уже на первом занятии убедятся в том, что совсем не просто стоять на доске, положенной на катушку, перекатывающуюся из стороны в сторону.
Диаметр катушки и является высотой, на которую приподнята доска. Высота самая незначительная и доска-малютка. Но сколько неожиданностей таит в себе эта простейшая комбинация, все время заставляя исполнителя искать устойчивость в неустойчивом положении. И, оказывается, такая точка есть. Это мгновение, когда силы, действовавшие в разных направлениях, спорившие между собой, образуют равнодействующую — относительный покой в центре разновеликих масс. Человек, познав законы эквилибра, овладевает умением почти сразу находить эту точку, на языке профессионалов называемую «мертвой». Кажущаяся легкость баланса и подлинная пластичность исполнителя преобразуют технические упражнения в искусство. Тогда эквилибристика (это слово происходит от латинского, оно составное: aeguus — равный и libra — баланс) уже становится одним из жанров цирка и эстрады.
Да, легкость вхождения на катушку, точнее — доску, положенную поперек перекатывающегося деревянного либо металлического валика, и есть начало овладения балансом. Равновесие достигается после того, как исполнитель воспитает в себе чуткость к смещению точки опоры. Во сколько же тоньше должна быть развита восприимчивость к сохранению равновесия у исполнителя, стоящего на катушках, положенных крестообразно друг на друга! Удержать их, успокоить, укротить, не дать им раскатиться в разные стороны и при этом не только выйти на вершину неустойчивой пирамиды, что представляет наибольшую сложность в балансе, но еще и суметь пожонглировать либо выполнить акробатическую композицию с партнером!
Один из замечательных номеров на катушке демонстрирует артист литовского циркового коллектива А. Гинейка. На доске, положенной поверх крестообразно лежащих двух катушек, он устанавливает вольностоящую лестницу и поднимается по ней, держа на плечах партнершу. Каким чувством баланса следует обладать, чтобы на таком шатком сооружении двигаться уверенно, изящно! Сохранение равновесия прослеживается по все сокращающимся перекатам катушек. Вот амплитуда перекатов катушек становится все меньшей меньше, будто катушки притягиваются к оси баланса. Вот на мгновение они застывают в покое и вдруг снова начинают двигаться. Эту постоянную непокорность балансу чутко стережет артист, сохраняя устойчивость в неустойчивом положении.
А ведь неустойчивость в ее самых неожиданных комбинациях и обстоятельствах изобретается самими артистами цирка, создающими различные аппараты и конструкции, чтобы демонстрировать виртуозность баланса. И сами эквилибристические трюки, концентрируя в наглядных формах преодоление кажущегося непреодолимым, утверждают оптимизм, энергию, показывают способность человека покорять препятствия на пути к поставленной цели, закалять волю.
В 30-е годы сформировалось немало мастеров цирка, чье творчество, выражая поиски нового, благотворно влияло на художественные вкусы молодого поколения. И сегодня, спустя три десятилетия, программы цирков украшают номера, созданные теми, чья цирковая юность проходила в годы становления нового стиля. Выработанные в ту пору принципы, обогащенные последующей практикой, являют искусство подлинно вдохновенное, жизнеутверждающее, гуманистическое, отличающееся высоким вкусом.
К таким номерам относится и номер на наклонной проволоке, созданный одним из первых воспитанников Училища циркового искусства — А. Волжанским.
Как он построен? Между двумя мостиками над манежем натянута проволока. Вскоре после начала номера одна из площадок поднимается, а проволока становится наклонной. Сложность передвижения по ней от одного мостика к другому возрастает. Затем натягивают еще одну проволоку, которая связывает более высокую площадку с третьей, находящейся под куполом — над первой площадкой. И угол, под которым натянута вторая проволока, гораздо круче первого. Нарастание крутизны и высоты создает внутреннюю динамику и напряжение.
В том же характере необыкновенной стройности композиции, прозрачной пластичности переходов от одной части номера к другой выдержан номер эквилибристов на двойной проволоке, которым руководит А. Симадо. В центре двух параллельных проволок, натянутых над манежем на высоте трех метров, помещена небольшая площадка. Проволока соединена с манежем двумя лесенками: по одной из них артисты поднимаются, по другой — спускаются. В финале номера А. Симадо, балансируя семиметровым шестом, на котором то в стойке на голове, то в стойке на руках находится его партнер, поднимается по лесенке, затем идет по проволокам, останавливается на площадке и, продолжая балансировать шестом с застывшим на вершине его партнером, ложится на доски, перевертывается, поднимается. Проходит триста секунд. Зал замирает. Затаив дыхание, зрители следят за артистом, застывшим в стойке на вершине шеста. Продолжив путь по проволокам уже к противоположному краю, А. Симадо спускается по второй лесенке. Лишь после этого верхний исполнитель скользит по шесту вниз и сходит на манеж.
Номер покоряет зрителей артистическим мастерством и сложностью трюков. В этом номере, как и во многих других, проявился тот новый стиль и подлинно высокий художественный вкус, который стал утверждаться в творчестве цирковой молодежи 20-х — начала 30-х годов нашего века. Овладевая техникой, будущие артисты цирка отвергали внешнюю подчеркнутую броскость, игру опасностью, нередкую вульгарность, которые были присущи немалому числу номеров старого цирка. Исполнительский стиль, манера, вкус вырабатывались и воспитывались цирковой молодежью в ходе овладения техникой, мастерством. Единство идейно-художественного и технического профессионального обучения — прекрасный метод, которым и следует пользоваться в коллективах и кружках художественной самодеятельности и народном цирке.
В области эквилибристики артисты цирка стали авторами новых конструкций и аппаратов, создающих усложненные условия преодоления неустойчивости для демонстрации более совершенных, изящных, пластически выразительных, эстетически современных композиций. Естественно, что достижения науки, рост техники активизируют изобретательскую мысль артиста.
Новой конструкцией, созданной в советском цирке, обогатившей жанр эквилибристики и вызвавшей к жизни аттракцион, вот уже более четверти века покоряющий зрителей многих стран, является «Гигантский семафор» сестер Кох. Автор конструкции и постановщик аттракциона — Б. Ю. Кох-Кухарж, отец артисток, выступавший на манеже еще в дореволюционном цирке. Аппарат представляет огромную конструкцию, вращающуюся вокруг своей оси и достигающую (по высоте) купола цирка. На непрерывно вращающемся овале — верхней части конструкции — строят свои композиции артистки, передвигаясь по жесткой проволоке, огибающей этот овал. Непрерывность вращения приводит проволоку то в горизонтальное, то в вертикальное положение. Это динамичное чередование открыло возможность для создания новых, необычайно сложных и красивых построений.
В жанре эквилибристики возможности обновления аппаратуры и композиции — бесконечны. И не только для номеров, строящихся на проволоке (туго натянутой, слабо натянутой, двойной, двухъярусной и т. д.). Не меньше возможностей и в создании номеров с шестом. Самые разнообразные композиции, строящиеся с шестом, представляют собой двойной баланс, когда один из участников — нижний — держит гибкий шест на лбу, на плече или в поясном ремне, а второй участник номера — верхний — выполняет гимнастические упражнения. Для этого к верхнему концу шеста прикрепляют либо петлю, либо трапецию, либо площадку, либо... Словом, приспособлений не перечесть. Это зависит от изобретательности исполнителей.
Артист Яков Бахман одним из первых балансировал шестом, на котором находились четыре исполнителя. Артист А. Маяцкий поставил на шест ренское колесо, а Р. Манукян увеличил число колес до трех.
Усложняя баланс, артисты держат шест, находясь на проволоке, став на ходули, и т. д. В. Французов балансирует одновременно двумя шестами с двумя партнерами (один шест на лбу, другой — в зубах). Он построил такой трюк. Держа на лбу шест с верхними исполнителями, Французов, балансируя, подходит к кольцам, опускающимся из-под купола, и берется за них. Кольца подтягивают, а артист, поднимаясь все выше, продолжает балансировать шестом с партнерами.
В поисках новых сочетаний, развивающих возможности эквилибристики на шестах, Французовы создали номер, в котором участвуют два нижних, а верхние, не опускаясь на манеж, переходят, а лучше сказать — «перелетают», с одного шеста на другой, меняясь «местом жительства».
Конструкции из шестов и приспособлений к ним бесконечно разнообразны.
К богатому и, если можно так сказать, многоотраслевому жанру эквилибристики относятся танцы на проволоке и ручной эквилибр. Оригинальный номер в ручном эквилибре демонстрирует Л. Осинский. Артист исполняет его, стоя на одной руке. Поднявшись на пьедестал с вращающейся площадкой, Осинский в стойке на одной руке создает ряд скульптурных миниатюр. Вот артист, застыв под лучами прожектора, в горизонтальном положении в стойке на одной руке совершает на вращающейся опоре полный оборот. Луч из голубого становится оранжевым, и артист, оставаясь в стойке на одной руке, переходит в новое положение. Номер этот мелодичен по плавности и внутренней органичности переходов.
В ручном эквилибре известен чеканный, захватывающий танец «Яблочко», который исполняет М. Егоров, надев на руки туфли. Мы назвали лишь нескольких талантливых представителей этого жанра, чтобы познакомить участников художественной самодеятельности с многообразием эквилибристики.
Занятия эквилибристикой, как и занятия любыми видами спорта, разовьют силу, ловкость, волю, настойчивость в достижении поставленной цели. А поскольку эквилибристика — если иметь в виду воспитание чувства баланса, равновесия — присутствует во многих жанрах, то занятия ею облегчит овладение и другими жанрами. Начав осваивать эквилибристические трюки, полезно познакомиться с литературой, рассказывающей о жанрах цирка (Н. Бауман упоминает о ней в соответствующих разделах данной книги). Для тех, например, кто увлечется танцами на проволоке, полезными будут книги по хореографии.
Приступая к изучению эквилибристики и познакомившись с ее элементами, участник художественной самодеятельности должен сделать выбор — определить для себя, в какой сфере этого жанра он будет специализироваться. И что бы он ни выбрал, все будет равно интересно, захватывающе, увлекательно.
М. Коган
оставить комментарий