Высокое искусство смеха
Сегодня мы публикуем статью К. Роланда, известного мастера буффонадной клоунады. Мы не считаем все мысли и положения высказанные им бесспорными, Однако советы опытного артиста могут оказаться весьма полезными всем тем, кто сейчас начинает искать свой, неповторимый творческий путь в искусстве.
Отдел ведет внештатный редактор А. Н. ШИРАЙ.
Кроме того, мы предлагаем маленький словарик цирковых терминов, составленный Роландом для его книги «Белый клоун». За последнее время все чаще можно увидеть в цирковой программе клоунскую пару. Конечно, на мой взгляд, артистов этого жанра еще далеко не достаточно, но сам поворот, сама тенденция к возрождению его меня радует. И многие мои молодые друзья, задумывающиеся над своим дальнейшим творческим путем, спрашивают: — А какие данные нужны для того, чтобы стать Белым или Рыжим клоуном? Спрашивают они меня, полагаясь на мой опыт, — ведь я сам долгие годы провел на цирковом манеже в амплуа Белого клоуна, — я вижу доверчиво устремленные на меня лица, мне хочется ответить каждому спрашивающему как можно полнее, как можно подробнее. Но ответить на такой, казалось бы, простой вопрос очень нелегко.
Прежде всего, профессия клоуна (я имею в виду «классического клоуна») не может быть первой цирковой профессией. К ней надо прийти, накопив определенный опыт работы в цирке. Иными словами, в «костюмные» клоуны нельзя прийти со школьной скамьи, из классов студии. Сам я в клоуны пришел из акробатов. То же самое можно сказать буквально о всех наиболее известных в наше время клоунах.
На фото. Музыкальный клоун Арншт Янечек. (Из чешского фотоальбома о цирке).
А теперь о том, какие данные должен иметь «костюмный» клоун. Я буду говорить отдельно о Белом и отдельно о Рыжем, потому что между ними есть существенная разница. Артист, собирающийся стать Белым клоуном, должен иметь приятный голос, хорошую дикцию и умение владеть своим голосом в различных тональностях — от самой тихой до самой громкой. Это — не пустые слова, а непременное условие. Тем, чей тембр голоса неприятен, нечего и мечтать о профессии Белого клоуна. К сожалению, на практике это правило не всегда соблюдается. Теперь о внешней стороне. Белый клоун должен быть элегантен. Его внешность — образец безукоризненной чистоты и опрятности — от туфель и головного убора до ногтей! Не надо забывать, что зритель все видит и многого, кажущегося иным мелочью, не прощает.
Очень важно «уметь носить» свое тело. По манежу нельзя ходить, как по собственной квартире, вразвалку. Белый всегда должен быть собранным, движения его должны быть отточенными, жесты — пластичными. Многие думают, что в клоунаде Белому отведена второстепенная роль. Это — глубокое заблуждение! Как Белый, так и Рыжий должны быть каждый на своем месте. Места эти равнозначны и одинаково трудны, конечно, каждое по-своему. Надо сказать, что Рыжий больше зависит от Белого, чем Белый от Рыжего. Хороший Рыжий при плохом Белом многое теряет так же, например, как хороший вольтижер при плохом ловиторе. Белый должен быть разносторонним актером, и желательно даже, чтобы он умел петь. Грим и костюм Белого, по моему глубокому убеждению, должны остаться «классическими» (костюм Пьеро или Арлекина). Практика показывает, что «новаторство» в этой области пока что ни к чему хорошему не привело.
Теперь о Рыжем. «Ну, уж этому-то приятный голос никак не нужен!» — могут воскликнуть некоторые. А я отвечу им: — Ошибаетесь! И Рыжему нужны приятный, громкий голос и хорошая дикция. Пищать, как это делают некоторые артисты, неверно толкующие образ Рыжего, легче всего! Труднее управлять своим голосом, как хорошо настроенным музыкальным инструментом. А именно это должен делать Рыжий. Сравнение с музыкальным инструментом не случайно: Рыжий должен мастерски интонировать своим голосом. Мой партнер Эйжен, когда я по ходу клоунады что-либо ему объяснял, говорил всего лишь одну фразу: «Не может быть». Но он так великолепно при этом интонировал, что фраза буквально врезалась в память зрителей. Помню, в 1924 году, через несколько дней после нашего приезда в Орел, весь город повторял эту ироническую фразу. Рыжий, который по ходу клоунады всегда оказывается обиженным, часто плачет. Это далеко не так просто, как кажется некоторым поверхностным наблюдателям. Можно представить себе, какой это производило эффект в сочетании с его внешностью. Нечего и говорить, что плач Эйжена даже отдаленно не напоминал те идиотские завывания, которые иногда приходится слышать в теперешних клоунадах. Вообще, чем больше инфантильности, чем больше детскости в характере Рыжего, тем доходчивей и обаятельней его образ.
Грим Рыжего должен строго согласоваться с его характером. Примером этого могут быть хотя бы два моих партнера: Дубино и Бирюков. Оба были Рыжими и вместе с тем ничуть не походили один на другого. Говоря о внешности Рыжего, считаю необходимым добавить замечание, которое иным может показаться парадоксальным: Рыжий тоже должен быть опрятен. Да-да, пусть костюм его невообразимо фантастичен, но рубашка всегда должна быть белоснежной. При виде грязной рубашки у зрителя возникает неприязненность, несмотря на все старания артиста. Как Рыжий, так и Белый должны знать акробатику. Желательно, чтобы они были знакомы и с другими жанрами, с музыкальной эксцентрикой, например. Но акробатика — обязательна! Насколько от этого выигрывает номер, можно судить по работе клоунов Антонова и Бартенева. Оба они замечательные каскадеры.
Среди читателей этой моей статьи могут оказаться молодые люди, еще только совершающие первые шаги на трудном пути циркового искусства. Для них мне хочется дать несколько практических советов. Ведь не сразу создается та легкость и изящество, та законченность номера, которая восхищает зрителя. Прежде чем добьешься необходимого результата, нужно много искать. Приведу такой пример. В ноябре 1947 года мы с Дубино показали зрителям г. Иваново премьеру клоунады «Статуя Свободы». Это была моя первая политическая «полнометражная» клоунада. Ее тепло приняли зрители. Но вначале, когда мой партнер выносил чемодан с реквизитом, пока еще неизвестным зрителю, возникала пауза. Эта пауза была довольно томительной и, уж во всяком случае, ненужной. Тогда мы заполнили эту паузу следующим образом: Дубино хвастался, что чемодан заперт отличным английским замком.
— Это ничего не значит, — говорил я. — У меня есть американский ключ, — он открывает любой английский замок.
Пауза была заполнена, причем не просто словами, а диалогом, раскрывающим одну из главных мыслей клоунады. Второй пример. В одной из возобновленных нами, «костюмных» клоунад мой партнер Коко нетвердо знал текст. Отвечая мне, он неожиданно сделал паузу, забыл следующую фразу и некоторое время стоял, глядя вокруг с нескрываемой растерянностью. Но зрительный зал вдруг разразился аплодисментами. Пауза, возникшая случайно, пришлась очень кстати и была воспринята зрителями как заранее обдуманный элемент клоунады. Нечего и говорить о том, что со следующего представления мы эту паузу уже утвердили «на законных основаниях». Несколько практических замечаний о внешности клоунов. Меня спрашивают, можно ли утвердительно говорить о том, какими должны быть костюм и грим Рыжего? Я говорю — можно!
Грим и костюм должны быть контрастными относительно внешности артиста. Если артист расположен к полноте, грим должен соответственно подчеркивать это, костюм — также (короткие брючки, короткие по локоть рукава и т. д.). Если же артист высок и худ, костюм должен на нем висеть как мешок и т. д. Этим достигается не случайное, а осмысленное подчеркивание природных данных актера. Грим во всех случаях должен быть приятным. Хорошо проверять, как мы это делали в старину, новый грим на дневных представлениях. Если грим Рыжего неудачен, страшен, то это сразу будет заметно, стоит артисту пройтись по рядам, вплотную подойти к детям. Детвора неминуемо испугается неудачного грима, и тогда артисту придется сделать из этого соответствующий вывод. Очень хорошо гримируется Карандаш. Многие ребята и не знают, что этот обаятельный чудак, который так ласково с ними разговаривает, — артист в гриме.
На фото. Клоун Карел Павлата с маленьким другом. (Из чешского фотоальбома о цирке).
Несколько слов о работе над клоунадой. Прежде всего надо отлично, как говорится «на зубок», выучить весь текст. Лишь зная текст, мы приступали к следующему этапу — распределению мизансцен и реквизита в соответствии с этими мизансценами. То есть, иными словами, намечали переходы, повороты, остановки (во время исполнения будущей клоунады) и в соответствии с этим ставили реквизит. Распределив мизансцены, мы переходили к репетициям с униформой, которой ведь предстояло во время представления выносить нам реквизит в одном строгом порядке. Лишь добившись четкости на всех этих этапах, мы переходили к показу клоунады зрителю, или, как у нас говорят, «к первой ее прокатке». Особое место в работе «костюмных» клоунов занимает репертуар.
Но это тема отдельной статьи. Здесь я скажу только, что слабый репертуар во многом сводит на нет игру талантливой клоунской пары. Для меня на протяжении всей творческой жизни репертуар был одним из самых мучительных и трудных вопросов. Думается, хорошие «костюмные» клоуны не должны ждать, пока доходчивое и интересное антре свалится с неба, они должны сами искать новые формы, быть хорошо осведомленными о всех важнейших политических событиях, должны быть наблюдательными, уметь подмечать в быту людей наиболее типическое. Как правило, во всех городах, где мы бывали, я заводил знакомства в редакциях газет, брал там материал и если даже не всегда его использовал, то всегда проникался теми вопросами, которые были наиболее характерны для данного города. Это соответственно настраивало меня и помогало в работе. Так, крупица по крупице, капля по капле и создается то яркое и трудное искусство, которое Гоголь назвал «высоким искусством смеха».
К. ПЛУЧС (РОЛАНД), заслуженный артист Латвийской ССР
Журнал Советский цирк. Март 1963 г.
оставить комментарий