За рекламными щитами зооцирка
Перед панно с экзотическими животными толпится много людей, особенно детворы. У кассы с утра очередь. Подходят все новые и новые посетители. Городок и его окрестности облетела весть о прибытии зооцирка.
Зоопарка здесь нет, цирка тоже, а тут приехали одновременно и зоопарк и цирк... Такое происходит почти в каждом городке, куда прибывает любой из наших тринадцати зооцирков. Финансовые планы они, как правило, выполняют и перевыполняют. Но все ли благополучно в их деятельности? В штате зооцирков предусмотрена должность лектора, который должен проводить экскурсии, рассказывать посетителям, особенно детям, о животных. Но непонятно в таком случае, почему, например, в зооцирках № 9 и 13 эта должность долгое время оставалась вакантной. Однако и там, где есть лекторц. (по сложившейся традиции это чаще всего жены директоров), случается, что экскурсии все же не проводятся: лекторы заняты другими делами или же в месяцы наибольшего притока зрителей уезжают в отпуск.
Иной раз обращает на себя внимание неприглядный вид животных, за которыми нет мало-мальски заботливого ухода. Бывает, что и сама территория грязная, тут же у клеток ремонтируются автомашины. Такую картину, например, можно было наблюдать минувшим летом в зооцирке № 8 (директор А. Гришко). Одним словом, в зооцирках нередко отсутствует элементарная культура обслуживания посетителей. От чего это зависит? Видимо, прежде всего от работы коллектива. Но с тем, как подбираются кадры работников зооцирков, далеко не все благополучно. Иные директора оформляют в штат кого попало, не проявляя при этом элементарной требовательности. Дошло до того, что директор зооцирка № 6 И. Двинский принял на работу женщину, которая не могла предъявить ни паспорта, ни трудовой книжки. Директор зооцирка № 7 В. Арский, опять же не спрашивая документов, зачислил кассиршей некую Ворошилову, хотя было известно, что ее уволили с должности бухгалтера за 'финансовые злоупотребления.
Безответственно набирая людей, иные директора столь же легко и бездумно увольняют работников, не создают им мало-мальски нормальных бытовых условий. Так, например, в зооцирке № 3 (директор И. Ваганов) при штате в 29 человек было уволено за год 44 (!), то есть, другими словами, коллектив рабочих дважды почти полностью обновился. Нет слов, не так-то легко находить людей, готовых бесконечно переезжать из одного города в другой. Но именно поэтому особенно нетерпимо такое положение, когда в вагончиках-общежитиях некоторых зооцирков нет даже постельного белья.
Случайный подбор людей создает благоприятную почву для различных злоупотреблений. Проверкой установлено, например, что в зооцирке № 13 (директор В. Сапожков) продукты, приобретаемые для животных, не заприходываются, неправильно ведутся здесь и расходные ведомости. Нередко нет контроля за деятельностью кассиров и контролеров. В том же зооцирке № 13 на контроле дежурил некий Филиппов, а его жена продавала билеты, причем нередко они подменяли друг друга. Не чувствуя настоящего контроля за своей работой, руководители зооцирков нередко по своей инициативе даже меняют маршруты. В прошлое лето в Волгограде одновременно оказалось два зооцирка: один прибыл на законном основании, второй «по своей инициативе». Зооцирка № 9 (директор К. Брусе) переезжал из Кривого Рога в Минск больше полумесяца.
Очевидно, управлению Союзгосцирка следует уделять зооциркам больше внимания, чем уделялось до сих пор. Полезно командировать на места художников, которые ознакомились бы с оформлением зооцирков. Неплохо проверить, какую музыку транслируют их радиоузлы: ведь нередко музыкальный репертуар определяют радиотехники. В иных эооцирках работники по своей инициативе демонстрируют дрессуру животных — было бы крайне полезно, если бы специалисты по дрессуре, режиссеры посмотрели, как выглядят такие выступления. В одном случае, может быть, надо помочь начинающему дрессировщику, а в другом — запретить зрелища, не отвечающие элементарным эстетическим требованиям.
А самое главное, как нам кажется, надо оценивать работу зооцирков (и их сотрудников) не только по выполнению финансового плана, но и по тому, насколько культурно обслуживаются посетители. Финансовая сторона дела, конечно же, важна, но не менее важно добиться, чтобы в зооцирках регулярно проводились содержательные лекции, чтобы за животными всегда был образцовый уход, да и внешний вид предприятия радовал глаз. Зооцирк — это все-таки не передвижной зверинец. И надо, чтобы люди, привлеченные яркой красочной рекламой зооцирка, не обманывались в своих ожиданиях.
Журнал Советский цирк. Февраль 1967 г.
оставить комментарий