За «Театр большого спорта»
За последнее время журнал «Театр» опубликовал несколько статей, авторы которых призывают к организации театра спортивных представлений (Ю. Власов, «Театр большого спорта» — 1966, № 1; К. Голейзовский, «Спорт как искусство» — 1966, № 4; Л. Латынина. «Спортивный театр — что это такое?» — 1967, № 3; А. Прядин, «Нужна ли спорту сцена?» — 1967, № 12). Публикуя заметки кандидата искусствоведения Н. Ельшевского, наш журнал включается в обсуждение этого вопроса.
Все мы, конечно, за «театр большого спорта». Но лично я прежде всего за то, чтобы обмен мнениями по поводу создания новой разновидности театральных представлений, — а ведь именно об этом идет речь! — был бы разговором, во-первых, конкретным и, во-вторых, теоретически, что называется, корректным. Логика наших рассуждений должна быть в данном случае тем более строгой, что мы, по существу, лишены пока возможности применить при обсуждении этого вопроса критерий практики.
Немного критики
К сожалению, как раз конкретности и теоретической четкости недостает, на мой взгляд, дискуссии, развернувшейся на страницах журнала «Театр». Ни один из ее участников, за исключением Л. Латыниной, не высказывает сколько-нибудь определенного мнения о том, что же конкретно должен представлять собой спортивный театр, каков может быть характер его представлений, из чего они должны состоять. К. Голейзовский, например, призывая шире использовать в спорте элементы музыки и хореографии, вообще не касается центральной темы дискуссии. Впрочем, и ее зачинатель, Ю. Власов, высказывает свою идею о «театре большого спорта» буквально между прочим: между заключающими статью призывами поднять спорт «до уровня замечательного искусства» и открывающими ее обширными теоретическими рассуждениями. В них Ю. Власов пытается доказать, что все без исключения явления большого спорта, так сказать, от природы художественны, что все они — «самостоятельное, своеобразное искусство, весьма высокое по своему совершенству». Утверждая эту весьма спорную мысль, автор, естественно, вынужден прибегать к «вольному переложению» некоторых положений марксистско-ленинской эстетики.
Несостоятельность теоретических новаций Ю. Власова была справедливо отмечена в статье А. Прядина. К сожалению, и сам А. Прядин не всегда строг в своих формулировках. Что же касается его заявления, будто «выступления блестящих мастеров М. Назаровой, И. Бугримовой, В. Запашного... не претендуют на создание образа», то оно вызывает недоумение и просто сомнение в том, что автор видел этих артистов на манеже. Все это свидетельствует по крайней мере об отсутствии единого понимания существа обсуждаемого вопроса, об отсутствии четких исходных позиций. Установить их совершенно необходимо, иначе просто невозможно понять друг друга.
Нет никаких оснований смешивать спорт и искусство
Этого не следует делать прежде всего потому, что таким образом мы не проясним вопрос о природе спортивного театра, а только запутаем его. Конечно, спорт и искусство, как и все в сфере человеческой деятельности, не разделены глухой перегородкой. Они обладают рядом общих черт. Однако спорт и искусство (слово «театральное» мы здесь и дальше опускаем, так как ясно, что речь идет именно о театральном искусстве) — совершенно самостоятельные области человеческой деятельности. Внутренняя структура каждой из них глубоко специфична. Эту специфику легче всего уяснить, сравнив те конкретные цеди, которые ставит перед собой человек в спорте и в искусстве.
Прямая и непосредственная цель действий человека в искусстве — создание художественного образа. Это и представляет основной интерес для театрального зрителя. Прямая и непосредственная Цель действий человека в спорте — достижение спортивного результата, спортивная победа. Это и представляет основной интерес для зрителя спортивных состязаний. Несомненно, действия человека в спорте, особенно в «большом спорте», во многих случаях эстетичны, подчас даже высокоэстетичны. Но в этом нет ничего, что бы роднило спорт с искусством больше, чем родственные искусству многие дру-гке сферы деятельности человека. Ибо любое высокосовершенное действие человека, в котором раскрывается его сущность как свободного человека, в том числе и в трудовых процессах, воспринимается нами как эстетическое действие, да и на самом деле является таковым.
Более того, действия спортсменов в некоторых видах спорта образны в прямом смысле слова. Но и это не является решающим обстоятельством. Образное начало, как и эстетическое, органически присутствует во многих областях человеческой деятельности. Манекенщицы, например, демонстрируя новые модели одежды, всегда «создают образ» (а можно и без кавычек!) прелестных, элегантных женщин; для постового милиционера естественно пребывать «в образе» строгого, подтянутого, выдержанного, бдительного стража порядка; метрдотель всегда «играет образ» услужливого и корректного, любезного и внимательного хозяина, принимающего гостей, и т. д. и т. п. Причем в этих и во всех других подобных случаях образное начало не «накладывается» на утилитарный смысл поступков человека, а заключено в самом существе, в самой задаче его деятельности. Подобная «игра образа» присутствует в большей или меньшей степени во всех действиях человека, которые совершаются им в непосредственном общении с другими людьми и для других людей.
В принципе так же обстоит дело с образностью и в большинстве спортивных явлений. Сам смысл поступков спортсмена, состоящий в достижении максимально высокого спортивного результата, предполагает наличие в его действиях таких качеств, как смелость, сила, ловкость, выносливость, быстрота, энергичность, настойчивость, самоотверженность и т. д., — то есть такого комплекса качеств, которые в сумме сочетаются «в образ» сильного духом и телом человека. Этот «образ» (можно опять-таки без кавычек!) спортсмен и несет зрителю. Однако до искусства здесь еще очень далеко.
Правда, в некоторых, очень немногих видах спорта перед участником ставится задача создания именно художественного образа. Но и это не делает спорт искусством, хотя и вплотную приближает его к искусству. Дело в том, что задача создания художественного образа в спорте если и возникает, всегда является задачей вспомогательной, то есть такой, решение которой (пусть самое совершенное с точки зрения художественности) лишь помогает участнику в достижении основной цели — спортивной победы. Так происходит, например, в художественной гимнастике и фигурном катании, где художественность оценивается в баллах.
Только в этих случаях проявляются истинные и не мнимые связи спорта с искусством. Они обнаруживаются в том, что спортсмен, не изменяя ни на йоту характер своего действия, может иногда отказаться от достижения спортивной цели — победы в соревновании, оставив за этим действием цель исключительно художественно-образную. Однако здесь не происходит, как иногда утверждают, никакого слияния спорта и искусства в некое «спортивное искусство», а лишь открывается возможность перехода от спорта к искусству. Так в показательных выступлениях фигуристов, которые есть не что иное, как эстрадные дивертисментно-хореографи-ческие концерты, осуществляется переход от фигурного катания к балету на льду. От спорта — к искусству. Поскольку случаи подобных переходов крайне немногочисленны, ясно, что построить на их основе спортивный театр не удастся. Возможность его создания нужно изыскивать на других путях. Попытаемся их наметить.
Спортивный театр — новый вид театрального исполнительства
Возможность самостоятельного существования любого вида исполнительства определяется тем, есть ли у него специфический строй художественной образности. Это значит, что спортивный театр только при том условии обретает право на возникновение, если окажется, что его художественные образы существенно отличаются ее художественных образов, создаваемых артистами в других искусствах.
Далее. В основе формы художественных образов всякого вида театрального искусства лежит особый для каждого из этих искусств способ действия исполнителей. В балете артисты танцуют, в опере поют, в драме действуют по принципу «как в жизни» и т. д. Каково же может быть своеобразие способов действия актеров в спортивном театре?
Ответ на этот вопрос подскажет лишь сравнительный анализ разных видов спорта. Нужно попытаться выделить те виды, в которых действия участников удовлетворяют следующим двум требованиям: а) обладают достаточной свободой и разнообразием, необходимыми для создания художественных образов, и б) не используются в качестве специфической формы действия ни в одном из ныне существующих видов театрального исполнительства. Постараемся обнаружить эти виды спорта, действуя методом исключения. Сразу же отбросим те виды спорта, в которых действия спортсменов явно не приспособлены для создания художественных образов. Это — большинство так называемых технических видов спорта: авиамоделизм, радиоспорт и т. д., а также шахматы и некоторые другие.
Нам придется отбросить и те виды спорта, в которых действия спортсменов представляют собой выполнение сложнейших (трюковых) упражнений, то есть все разновидности гимнастики и акробатики. Спортивный театр не может привлечь их в качестве своих основных жанров, ибо в этом случае он будет дублировать цирковое искусство. Неприемлемыми окажутся и те виды спорта, в которых действия спортсменов представляют собой борьбу за метры, секунды и килограммы, то есть все разновидности легкой и тяжелой атлетики. Действия спортсменов в данном случае слишком однонаправленны и однообразны и потому бессильны что-нибудь выразить кроме самих себя. Показательно, что элементарный зрелищный интерес этих видов спорта неразрывно связан с задачей достижения спортивного результата и вне этой задачи просто не существует. Если бегуны бегут, а прыгуны прыгают, отказавшись от задачи пробежать быстрее и прыгнуть дальше и выше, чем их соперники, — их действия абсолютно обессмысливаются, в том числе и в глазах зрителей. Не случайно эти виды спорта, как правило, не включаются в программы показательных выступлений. Не случайно также, что в цирке, где выступления «силачей» традшгионны, они приобретают характер силового жонглирования или рядятся в одежды театрализации.
Театрализация! Именно возможностью театрализации, причем возможностью широчайшей, обладает та последняя, и, будем надеяться. искомая группа видов спорта, в которых действия участников представляют собой прямое противоборство. Это — бокс, различные виды фехтования и борьбы, а также громадное количество «игровых» видов: от малого и большого тенниса и бадминтона до волейбола, баскетбола, регби, хоккея и футбола. Именно эти виды спорта могут и должнь; составить основу жанров спортивного театра.
Сам смысл действий спортсменов — прямое противоборство с его внезапно возникающими коллизиями и острыми перипетиями схваток, приносящих успех то одной, то другой стороне, уже есть готовая канва для самых разнообразных конфликтов, что позволяет легко переводить эти действия из плана состязательного в план театрально-зрелищный. Форма действий спортсменов в этих видах спорта раскованна, многогранна, мобильна, наконец, — и это особенно важно — просто импровизационна; она открывает возможность построения практ/гчески неограниченного количества героических, комических, романтических, мелодраматических, лирических и любых других ситуаций. Живущие в этих ситуациях актеры-спортсмены получают широкую возможность придавать этим действиям ту или иную характерность, то есть создавать индивидуализированные образы. Короче говоря, возможности создания театрализованных представлений поистине безграничны.
Не следует, однако, думать, что спортивный театр должен ограничиться исключительно названными видами спорта. Он может привлекать, и даже, наверное, будет привлекать, в свои спектакли виды спорта, использованные цирком, а иногда и просто заимствовать цирковые жанры. Но в основе представлений спортивного театра могут лежать только те виды спорта, где участники вступают в прямое противоборство между собой. В этом, по-видимому, и будет состоять специфика спортивного театра как вида исполнительского искусства.
Н. ЕЛЬШЕВСКИЙ
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1968 г.
оставить комментарий