Жизнь в поисках
С легкой руки некоторых авторов юмористических рассказов, писавших о сонных, обленившихся в неволе львах и тиграх, у публики и впрямь порой создавалось впечатление о том, что работа с хищниками не особенно трудна и не опасна. Это ошибочное мнение опровергается практикой одного из старейших и талантливейших мастеров советского цирка Бориса Афанасьевича Эдера, который отмечает сейчас 70 лет со дня рождения и почти шестидесятилетний юбилей артистической деятельности.
На фото. Первый аттракцион Б. Эдера
У маститого дрессировщика было немало трагических происшествий, когда его увозили израненного зверями. Но в конце концов он всегда подчинял себе хищников. Работа с дикими зверями требует от артиста больших знаний и мужества. Она по плечу только таким волевым и отважным людям, как Борис Афанасьевич. ...Двенадцатилетним мальчишкой бежал Борис Эдер из дома отца — мастера Батумского нефтеперегонного завода. Его прельстила романтика бродячего циркового балагана. Парнишка еще не знал, что позолоченные позументы и блестки на костюмах артистов служили прикрытием полукищенской жизни бродячих циркачей. Приобщение Бориса к цирковому искусству по традиции тех лет началось на кухне хозяина, где ученик должен был чистить картошку, бегать на базар за продуктами, нянчить детей, а по вечерам, перед началом представлений, зажигать в балагане лампы. Пытливый паренек присматривался к работе артистов. Во время репетиций они знакомили его с простейшими акробатическими трюками.
На фото. Номер «Римские гладиаторы» (слева Б. А. Эдер)
Настоящее учение пришло через несколько лет, когда Эдер попал в Тифлис в цирк Есиковских. Здесь опытный воздушный полетчик Вайц-мэн, увидев настойчивое стремление юноши стать артистом, взял его к себе в номер. Занимаясь с Эдером акробатикой, прыжками, гимнастикой, он много способствовал всестороннему физическому развитию будущего мастера цирка. В труппе воздушных гимнастов Вайцмана и начал свой творческий путь Борис Эдер. Ежедневные многочасовые тренировки, стремление отточить и совершенствовать трюки, сделать красивыми и легкими свои перелеты позволили ему стать неплохим вольтижером. Вскоре Эдера приглашают в воздушный полет в цирк Ефимовых. Он выступает здесь уже на правах настоящего артиста.
Достигнув больших успехов в воздушном полете, Борис Эдер ищет приложения сил своей беспокойной натуре в других номерах. Он выступает в модных перед первой мировой войной «Римских гладиаторах». Этот номер сменяется «воздушным зубным актом на трапеции под куполом цирка». Потом — работа с першем, которую Эдер также старается всячески разнообразить введением новых, оригинальных трюков. Так, стоя и передвигаясь на огромном шаре по манежу, он балансировал перш с партнером, исполняющим на его вершине сложные упражнения. Прежде чем создать свой знаменитый аттракцион «Полет вокруг Эйфелевой башни», Эдеру пришлось также работать на переходной лестнице. «Башню» артист сконструировал сам. Вместе с партнером Эдер исполнял на вращающейся вокруг нее трапеции сложнейшие акробатические трюки, требующие огромного физического напряжения и ловкости. Со своей «Эйфелевой башней» Борис Эдер успешно выступал в цирках страны, и если бы не одно обстоятельство, быть может, Эдер и не стал бы дрессировщиком хищников.
На фото. Б. А. Эдер и львица Пупа
Дело в том, что в начале 30-х годов, за исключением, пожалуй, Николая Гладильщикоаа и Макса Борисова, в советском цирке не осталось ни одного отечественного аттракциона диких зверей. Сошли с манежа знаменитые в стране русские укротители Жеребилов, Беретик и другие. Царившие после гражданской войны в стране голод и разруха, когда нечем было кормить зверей, также способствовали ликвидации в цирке номеров дрессированных животных. В советских цирках гастролировали тогда приглашавшиеся из-за границы известные укротители Тогаре, Эрнст Шу, Косми, Карл Зембах. Управление цирками вынуждено было выплачивать этим дрессировщикам крупные гонорары в валюте. Вот тогда-то и было решено начать создание аттракционов с хищниками силами советских артистов.
Борис Афанасьевич получил предложение принять для работы группу львов, приобретенную Управлением цирками у одного иностранного укротителя. Предложение было неожиданным и казалось невероятным для артиста, никогда в жизни не работавшего с животными, и тем более с хищными зверями. Однако недаром в Управлении цирками знали Эдера как человека исключительной настойчивости, самообладания и умения доводить до конца любое задуманное дело. После нескольких дней колебаний и раздумья он решил попытать свои силы в новой для него цирковой профессии. Эдер поступил стажером к дрессировщику-иностранцу, стал изучать повадки львов, ухаживал за ними, поил и кормил их, убирал клетки, стремясь расположить хищников к себе. Через две недели «общения» со львами Борис Эдер решил войти к ним в клетку... Иностранный артист, пораженный таким решением стажера, стал отговаривать его.
На фото. На съемке фильма "Дон-Кихот"
— Львы растерзают вас мгновенно, едва вы появитесь перед ними! — запугивал он Эдера.
Но было поздно отговаривать и запугивать смелого и решительного человека. Тогда иностранец предупредил Управление цирками о том, что он снимает с себя всякую ответственность за могущую произойти кровавую драму, а с Эдера взял расписку в том, что он предупрежден... Едва Эдер вошел в клетку, как львы бросились на него со зловещим рычанием. Пришлось выйти, снова дни и ночи просиживать рядом с хищниками, всячески задабривать и приучать их к себе. На четвертый день Эдер опять вошел в клетку. Но едва он достиг середины, как великан Примус неожиданно сзади набросился на него и с силой ударил по спине, вонзив свои когти. Начинающий дрессировщик не растерялся и мгновенно кольнул зверя острым трезубцем. Лев отскочил, и Эдер заставил Примуса сесть на свою тумбу. Только после этого, весь в крови, Борис Афанасьевич отправился в больницу, чтобы сделать перевязку и прививку против заражения крови. Через несколько дней Эдер снова вошел в клетку. Теперь он чувствовал себя увереннее. Первая стычка с Примусом укрепила его в сознании собственной воли и силы. Поэтому он спокойно отражал особенно яростные нападения того же Примуса, а также львов Риффи и Маюрата, не взлюбивших своего нового хозяина.
На фото. Б. А. Эдер с тиграми
Прошло всего три недели — срок невероятно короткий и рекордный в практике дрессировщиков, — когда Эдер начал работать на арене. Он в корне изменил систему обращения с дикими зверями, отказавшись от запугивания и избиения львов, как это делали многие иностранные укротители. Своей новой манерой дрессировки, основанной на стремлении лаской и вкусовым поощрением подчинить хищника, сделать его послушным исполнителем воли артиста, Эдер показал себя новатором в этом сложном и трудном жанре циркового искусства. Он отказался и от традиционных костюмов укротителей. Эдер появлялся в клетке не в одеянии «таинственных» гипнотизеров и ловких ковбоев, а в обычной пиджачной паре, без револьвера и бича, с маленьким стеком в руках. Он называл каждого из своих питомцев по имени, жестом руки приглашал его выполнить трюк — пройтись по буму, прокатиться на шаре, прыгнуть через обруч. Лишь в крайнем случае, когда лев проявлял непокорность, дрессировщик подталкивал его стеком, чтобы заставить выполнить задание.
Мягкая, непринужденная манера работы создавала у зрителей впечатление, что перед ними в клетке не грозные цари пустыни, а огромные, прекрасно выдрессированные кошки. Но эти «кошки» все же оставались хищниками. Иногда они нападали на своего нового дрессировщика, которому приходилось после этого отлеживаться в больнице. Однако Эдер крепко полюбил опасную профессию дрессировщика. У него никогда даже не возникало мысли о том, чтобы вернуться к своему прежнему, более спокойному гимнастическому номеру, казавшемуся ему теперь менее творчески интересным. Борис Афанасьевич стал главой советской школы дрессировщиков хищников. В 1939 году ему было присвоено почетное звание народного артиста РСФСР. Он был награжден орденом Ленина.
На фото. Эпизод из спектакля «Во льдах Арктики»
Проработав несколько лет со львами, Борис Эдер решил попробовать свои силы в дрессировке взрослых уссурийских тигров. Я подчеркиваю слово «взрослых», так как обычно принято брать для воспитания совсем молодых животных, у которых еще не проявились природные хищные инстинкты. Смелый артист нарушил и эти «основы» дрессировки. За полгода Эдер подготовил группу десятилетних уссурийских тигров-великанов, в которой находился неистово свирепый хищник по кличке Джек. В зверинце он растерзал двух работников, а в цирке серьезно поранил ухаживавшего за ним служителя. Но Борис Эдер подчинил себе и грозного Джека, правда, всегда во время общения с ним в клетке был начеку. Затем Бориса Афанасьевича заинтересовали белые медведи. Выдрессировав их, он создал спектакль «Во льдах Арктики». Борис Эдер отправлялся на «дрейфующую льдину», встречался там с белыми обитателями безмолвной ледяной пустыни и разыгрывал с ними несколько веселых, оригинальных по трюкам сцен.
После выступлений с белыми медведями, он решил подготовить новый аттракцион из их бурых собратьев, заставить мишек исполнять сложные трюки на канате под куполом цирка. В мировой цирковой практике не было подобного номера. Поэтому дрессировщик особенно тщательно его репетировал, стараясь избавить медведей от инстинктивного страха высоты. Начав обучать их на канате, натянутом в полутора метрах над манежем, Эдер затем стал каждый день водить обитателей русских лесов на крышу трехэтажного дома и проводил с ними там по нескольку часов. Так постепенно медведи привыкли к высоте. Толпы одесситов с любопытством наблюдали за этими экспериментами артиста и создали в городе необыкновенную «рекламу» будущему аттракциону. И когда наконец в местном цирке состоялась его премьера, в зале не было ни одного свободного места. Успех дрессировщика был колоссальный...
Перепробовав свои силы в самых различных областях дрессуры, Борис Афанасьевич в середине 50-х годов покидает манеж. Он становится режиссером-педагогом, создает несколько крупнейших аттракционов советского цирка. Эдер, в частности, помог акробату-вольтижеру Вальтеру Запашному подготовить смешанную группу хищников. В эти же годы Борис Афанасьевич начинает работать в кино. Это он подготовил для фильма «Опасные тропы» всю трюковую часть с тиграми, доставленными на «Мосфильм» из тайги. Я видел, как он работал с бывшей эстрадной артисткой Маргаритой Назаровой, которая должна была дублировать героиню кинокартины в эпизодах с хищниками. Впоследствии Эдер передал Назаровой эту подготовленную им группу тигров во главе со знаменитым Пуршем. Затем он становится консультантом-дрессировщиком и в фильме «Укротительница тигров». В кинокартине «Дон-Кихот» Эдер помогает режиссеру Григорию Козинцеву снимать сцену встречи со львом рыцаря, которого играл Николай Черкасов.
О своем богатейшем опыте работы с хищниками в цирке и в кино Борис Афанасьевич написал увлекательную книгу «Мои питомцы». В настоящее время он занимается в Ивановском цирке созданием нового аттракциона «Львы и всадник», в котором участвуют его дочь Валентина и зять Виктор. Борис Афанасьевич Эдер неутомим. И сейчас, в дни своего семидесятилетия, он полон творческих планов, вынашивает замыслы создания оригинальных аттракционов и номеров. Его вечно молодая душа новатора не знает покоя.
Мих. ДОЛГОПОЛОВ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1963 г.
оставить комментарий