Жорж Дельвари
По Фонтанке, мимо цирка, в направлении Петроградской стороны, широко шагал матрос-балтиец. Он миновал Кронверский проспект и решительно толкнулся в двери Народного дома.
Руководитель будущего театра, режиссер С. Э. Радлов, оглядел новичка острым оценивающим глазом. «Серж рассказывал мне о вас. Что ж, давайте попробуем. А начальство ваше возражать не станет?.. Имеется разрешение. Ну вот и отлично. Есть у меня для вас интересная роль. Верочка, дайте товарищу Дельвари сценарий...»
С того дня Георгий Ильич Кучинский — по цирку Жорж Дельвари — стал артистом молодого творческого коллектива. Этот весьма любопытный театр, открывшийся в январе тревожного двадцатого года, театр, еще ждущий своего исследователя, называли тогда по-разному: «Народной цирковой комедией», «Импровизационной цирковой комедией» или просто «Народной комедией». И все это в общем-то было верно: ядро труппы составляли артисты цирка, свои залихватски веселые спектакли они адресовали простому народу — красноармейцам, морякам, учащейся молодежи; играли здесь, импровизируя текст, как некогда в итальянской комедии масок; персонажи по ходу действия наперебой вставляли злободневные, с перцем, с солью остроты, за которые, случалось, публика награждала комедиантов такими взрывами смеха, что, как рассказывают, из металлических ферм Железного зала Народного дома выскакивали заклепки...
И Жорж Дельвари, за плечами которого было несколько лет работы рыжим клоуном и разносторонняя цирковая выучка, вскоре занял в театре положение премьера. Он сыграл ведущие роли в спектаклях: «Невеста автомата», «Обезьяна-доносчица», «Султан и черт», в сатирической пьесе «Работяга Словотеков», написанной М. Горьким специально для этой труппы. Через два года, демобилизовавшись, Дельвари сам возглавил вновь созданный «Театр дерзких шутов», где также играл комические роли, ставил скетчи, миниатюры, политические клоунады. А еще через два года, соскучившись по цирку, вернулся на манеж с номером.
Впрочем, в это густонасыщенное событиями время Дельвари часто меняет номера и жанры — комический батуд, акробаты-эксцентрики, каскадеры, акробатический ансамбль «люди-мячики», японская лестница... Последний из названных номеров не был, собственно говоря, для него новым. Лестница — его цирковая молодость. С нее, в сущности, он и начинал. А было это теперь уже без малого семьдесят лет назад.
Томск, где родился Георгий в семье рабочего-мукомола, издавна отличался особенной приязнью к цирковому искусству. Среди томской молодежи было много артистов-любителей. Еще мальчишкой Георгий научился крутить переднее сальто, лазить на лестницу, балансируемую на ногах старшими парнями. А потом упросил гастролировавшего в городе универсального артиста Камакича, обрусевшего японца, личность во многом легендарную, «зять его в ученики.
В 1899 году в иркутском цирке Боровского состоялось первое выступление одиннадцатилетнего Жоржа в качестве верхнего в икарийских играх и на перше. А в девятнадцать лет он уже выпустил номер, сделавший ему цирковое имя. Это была старинная японская лестница, балансируемая на плечах, но коренным образом видоизмененная. Верхним в этом номере, рекламируемом как «лестница смерти», был Николай Сорокин, в прошлом хороший турнист. На вершине семиметроеой лестницы был укреплен небольшой гриф турника, и на нем Сорокин, весивший к слову заметить, что-то около пяти пудов м бывший на целую голову выше партнера проделывал, разумеется безо всякой лонжи, отчаянно смелые трюки — мельнииы, темповые упражнения, обрывы.
Трудно, почти невозможно рассказать в небольшой статье обо всем жизненном пути артиста, пути, вместившем в себя крупнейшие цирки знаменитых предпринимателей и парусиновые шапито мелких авантюристов, новые номера, творческие поиски, удачи и срывы, годы соавстчимы в санитарной роте, участие в бурных событиях революции и гражданской воины.
В период становления молодого советского цирка Жорж Дельвари был весьма заметной фигурой нашей ар«иы. Беспокойный, ищущий артист, он в 1925 году переключается на конный ж»нр. пребывавший в ту пору в крайнем упадке. Созданный Дельвари групповой номер «Акробаты на кабриолете» сразу же пошел на афише «красной строкой». Участниками номера стали А. Серж-Александров, его давний приятель по цирку и Народной комедии, боат Сержа — Константин, дочь Георгия Ильича юная наездница Валентина: позднее в номер влился сын — Георгий Георгиевич (он и теперь с успехом работает в цирке в качестве комического наездника). Конному жанру Жорж Дельвари уже не изменит до конца своих дней (умер Георгий Ильич в сентябре 1942 года).
В репертуаре возглавляемого им коллектива был представлен чуть ли не весь конный цирк — жокеи, парфорс-наездники, джигиты, вольтижеры, исполнители па-деде. Георгий Ильич был хорошим педагогом-тренером, на манеже и на эстраде и поныне работает много его учеников.
Я и сейчас вижу Жоржа Дельвари стоящим на площадке кабриолета — легкой двуколки, задекорированной под пожарную повозку, которую рысцой катит по кругу конь-битюг. Расставив для упора сильные ноги, Дельвари в стилизованном костюме пожарника изготовился ловить в плечи верхнего с колонны, выстроенной впереди на лошади. Это уже был нозый номер на так называемую производственную тематику — «Люди огня», которым Дельвари одним из первых откликнулся на призыв общественности отражать на манеже жизнь рабочего класса. Я вижу Жоржа за кулисами — кого-то он убеждает, что-то доказывает, энергично рубя ладонью воздух, активный общественник, он всегда был в гуще цирковой жизни,
В последние годы, будучи художественным руководителем нескольких цирков, он с увлечением ставил пантомимы, оратории, сюиты: яркий, красочный «Праздник в Багдаде» (Кемерово), спектакли — «На удар двойным ударом» (Томск), «Кто следующий?!» (Хабаровск),
...По Фонтанке в цирк шагают двое молодых артистов — брат и сестра — Алексей и Виолетта Игнатовы, музыкальные эксцентрики, внуки знаменитого мастера цирка Жоржа Дельвари.
Р. СЛАВСКИЙ
оставить комментарий
СЭЦ. 01 - 69