Зрелость мастера
Арутюну Акопяну исполняется пятьдесят лет. И уже тридцать лет, как его несравненному мастерству аплодируют зрители в нашей стране и за рубежом.
Высокая артистичность, пластика, обаяние и, главное, поразительная техника манипуляции отличают его выступления. Один, с пустыми руками выходит он на пустую сцену и в течение полутора часов держит зал в напряжении, перенося нас в волшебное царство невероятного. А зрителям все мало — они требуют еще и еще!
Артистические достижения Акопяна получили достойную оценку. Он носит высокое звание народного артиста Армянской ССР. Ему присужден первый приз на Международном соревновании иллюзионистов 1957 года в Коломбо (Цейлон), а два года спустя в Париже он получил высшую награду — «Гран при» — золотую медаль с изображением прославленного иллюзиониста Робер-Удена — и почетный диплом ассоциации французских фокусников. Акопян — почетный член Пакистанского «магического круга» и так далее и тому подобное.
Все это общеизвестно. Но есть знаки подлинного признания, понятные только знатокам и особенно ценимые ими. Вот, например, живет в Париже почти 90-летний доктор Жюль Догель, патриарх иллюзионного искусства, составивший многотомную энциклопедию, где описаны тысячи трюков. Доктор Дотель — почетный президент Французской ассоциации артистов-престидижитаторов, уважаемый иллюзионистами всего мира. И если он называет какого-нибудь артиста своим собратом, это многого стоит. У Акопяна есть фотография доктора Дотеля с надписью: «Моему собрату по магии А. Акопяну».
В иллюзионном искусстве капиталистического мира ведущее место принадлежит Голландии. Здесь чуть ли не половина населения — фокусники-любители, и не удивительно, что именно Голландия стала родиной многих победителей международных конкурсов иллюзионистов. Здесь помещается и Международная федерация магических обществ — всемирный центр «волшебного искусства». Чтобы получить признание в Голландии, нужно быть мастером высшего международного класса. Акопян трижды гастролировал в Голландии и приглашен туда в четвертый раз.
Таковы оценки знатоков. Они лучше всех понимают, как трудны трюки, которые Акопян исполняет, словно шутя, будто ему это ровно ничего не стоит. Такая легкость достигнута огромным трудом. Можно ли сказать, сколько часов в день работает Акопян? Все время, кроме того, когда спит. И даже во сне ему чаще всего снятся платки, шарики, монеты, карты... В сущности, это подвиг — отдать своему искусству всю жизнь без остатка. Кое-кто, может быть, скажет: а стоит ли принести вот так целую жизнь в жертву занятному, но в общем-то не такому уж значительному делу? Ведь Акопян по образованию инженер, мог бы и поважнее что-нибудь... Судите сами. В годы войны Акопян выступал по большей части на передовой. Тысяча шестьсот выступлений на фронтах — немаловажное дело.
Французская «Пари жур», отнюдь не питающая к нам больших симпатий, вынуждена была в ноябре 1959 года заметить: «Номер иллюзиониста Акопяна — это чудо. Это великий мастер манипуляции». Брюссельская «Ле суар» в 1961 году высказалась напрямик: «Акопян, манипулятор изумительной ловкости, поразил публику. Он извлек из куска материи миниатюрный спутник, послушно занявший свое место на орбите, и доказал тем самым, что пропаганда нигде не теряет своих прав».
В сорока странах показывал свое искусство Акопян. И всюду, где он выходил на сцену, вступала в свои права пропаганда, заключенная в искусстве советского иллюзиониста — артиста и гражданина. Талантливый иллюзионист передает свой опыт молодежи. Десять лет назад он взялся вести отдел «По ту сторону фокусов» в журнале «Юный техник» и переписывается со множеством любителей. Выпустил три книжки фокусов для художественной самодеятельности. Для эстрадной группы Центрального Дома Советской Армии подготовил способного ученика Володю Горяченкова, для Москонцерта — молодую иллюзионистку Валю Зайцеву, которая после трех месяцев занятий с Акопяном успешно выступает на эстраде. В киножурнале «Хочу все знать» № 5 можно видеть, как Акопян консультирует студентов Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Он выступает и как постановщик: в театре на Малой Бронной подготовил исполнителя главной роли в спектакле «Волшебник изумрудного города».
Много интересного можно рассказать об эпизодах из жизни иллюзиониста. Например, о его беседах с Жаном Эффелем и Валентиной Терешковой, подарившей Акопяну свою фотографию с надписью «Уважаемому волшебнику с глубоким уважением и любовью». Рассказать можно многое, но все это — прошлое. А Акопян — весь в будущем, он с каждым днем совершенствует свое мастерство, готовит новые и новые трюки.
В детстве и в юности нам кажется, что пятьдесят лет — это чуть ли не предел человеческой жизни. Только становясь старше, мы понимаем, что это — пора зрелости. И поэтому в день пятидесятилетия мы желаем Арутюну Акопяну новых творческих удач и долгих лет успешной артистической деятельности.
М. ТРИВАС
Журнал Советский цирк. Апрель 1968 г.
оставить комментарий