Зрители бывают - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Зрители бывают

Больше 30 лет назад кочевная судьба эстрадника занесла меня с какой-то артистической бригадой в уны­лый, песчано-степной Акмолинск.

Запомнился мне этот небольшой среднеазиатский городок главным образом по следующему мрачно-юмористическому обстоятельству. Во время нашего концерта в местном неуютном каменном театре на рам­пу вылезла огромная запыленная крыса, привлеченная старинными цы­ганскими романсами нашей гастро­лерши. И вот летом 1964 года с концертами группы Украинского гастрольно-концертного объединения я снова в бывшем Акмолинске — теперь Целинограде.

В стремительных легких рядах уже построенных и строящихся со­временных домов угадываются буду­щие красиво распланированные про­спекты, бульвары и площади. Пора­женный абсолютно изменившимся обликом города, взглядывался я в улицы и кое-где узнавал старые при­земистые дома и торговые лабазы, нелепо окаменевшие среди много­этажных жилых зданий, гостиниц, ма­газинов.

— Как    пройти    к   старому   теат­ру? — спрашиваю  у прохожего,  пока­завшегося мне старожилом.
— Старый театр? Не знаю... А вот за   сквером — Дворец     целинников...

В этом дворце — прекраснейшем образце современной архитектуры и техники, — до отказа переполненном зрителями, и состоялся наш концерт. 30 лет назад в Акмолинске так же, как в каком-нибудь Кременчуге или Арзамасе, когда закрывался за­навес, за кулисы обязательно захо­дили местные театралы — врачи или юристы — и простодушно благодари­ли артистов за то, что они не забыли заглянуть и в их глухой уголок.

После концерта во Дворце це­линников к нам также пришли ожив­ленные целиноградцы. Так же, да не так... Удобно, по-хозяйски устроив­шись, они затеяли с нами горячий и принципиальный разговор о про­порциях позитивного юмора и обли­чительной сатиры в эстрадном кон­церте. Здесь, в новом городе новых людей, такой специальный разговор был, пожалуй, и конкретнее и убе­дительнее, чем на любом заседании Художественного совета. Целиноград­цы в своем прекрасном дворце (как они любят говорить, не уступающем Дворцу съездов) совершенно спра­ведливо хотят как можно больше слышать о делах, думах и чувствах своих современников — тех, кто по­корили космос, Акмолинск преврати­ли в Целиноград, построили Братскую ГЭС и сделали и делают еще сотни простых и героических дел. Конечно, целиноградцы хотят услышать со сцены слова, обличающие жулика, очковтирателя, тунеядца, хапугу и го­ловотяпа, но они против того, чтобы эти сатирические типы заслоняли все хорошее,   светлое.

Во   время   беседы   с   целиноградскими зрителями я видел на лицах наших артистов то напряженное, со­средоточенное внимание, которым отмечены лица людей, слушающих что-то захватывающе интересное. Надолго затянулась эта импровизиро­ванная встреча, сколько было выска­зано «обеими  сторонами»! Во многих городах и совхозах Целинного края побывали мы после этого значительного для нас раз­говора со зрителями, и везде взыска­тельные и доброжелательные посе­тители концертов, узнавая нас в сто­ловых, фойе кино, магазинах, охотно и заинтересованно вступали с нами в разговоры об искусстве. Запомнил­ся совет юной кустанайской зритель­ницы — включать в эстрадные кон­церты серьезные музыкальные про­изведения и образцы классического хореографического искусства. По мнению этой девушки, концерт, в ко­тором серьезное искусство сосед­ствует  с  веселыми  эстрадными  жанрами, выполняет две функции — вос­питывает и развлекает.

В совсем молодом городе Рудном, где живут шахтеры, геологи, строи­тели, ученые, средний возраст кото­рых 27 лет, так же, как и на целине, живо интересуются искусством. По­сле первого концерта за кулисы яви­лась молодая женщина и, отрекомен­довавшись педагогом местной музы­кальной  школы, сказала:

— В нашем молодом городе ро­дилась традиция — кто-нибудь из зрителей обязательно высказывает артистам мнение об их концерте или спектакле...

Улыбнувшись в ответ на нашу на­стороженность, женщина поблагода­рила заслуженного артиста УССР В. Гончарова, лауреатов международ­ного конкурса — трио бандуристок В. Лысаковскую, Э. Пилипенко, Ю. Гамову —за то, что они привезли рудничанам советские, проникнутые го­рячей любовью к родине песни; от­метила   жанровое   разнообразие   нашего концерта и  неожиданно нахму­рилась.

— К сожалению, не всегда нам приходится благодарить артистов... Недавно был у нас один из много­численных джазов-близнецов с оглу­шающей, вульгарной какофонией звуков, с певцами и певицами, сма­кующими интимные песенки «под Модуньо». Наши зрители вот так же, как я сегодня, пришли за кулисы и сказали артистам: — Мы не хотим, чтобы в нашем городе насаждалась пошлость, поэтому очень просим к  нам  больше  не  приезжать...

Интересные мысли и замечания высказала эта рудничанка по нашей программе, и все они были проник­нуты самой искренней заботой о воспитании молодежи ее города. Однако не всегда так вот радуют сердца актеров встречи со зрите­лем... Иногда приходится артистам с болью читать на страницах газет и журналов нелестные рассказы о раз­вязном поведении на эстраде наших собратьев по искусству. А мне сего­дня хочется поговорить о другой стороне — о поведении отдельных посетителей эстрадных зрелищ. Ка­ким резким контрастом после вдох­новляющего сердечного общения с теми, кому мы служим своим ис­кусством, звучат слова и отдельные выкрики молодцов из зала во время наших выступлений в клубах...

Как не похожи напористые, взвол­нованные целиноградцы, и женщина-педагог из Рудного, и застенчивая кустанайская девушка на некоторых своих сверстников — нагловато раз­вязных посетителей концертов-балов, от которых нам приходилось полу­чать записки: «Артисты! Неужели вы не понимаете, что в наше время кон­церт без джаза — халтура!» или «Уважаемые артисты! Сами вы носите импортную узконосую обувь, а пес­ни поете времен, когда наш народ ходил в лаптях. Надо чтобы и песни соответствовали модной обуви». Пришлось этому зрителю, ирони­зирующему по адресу актрисы, спев­шей на одном из киевских концер­тов-балов русские народные песни «Зачем тебя я, милый мой, узнала» и «Травушка-муравушка»,  ответить:

— Мы хотим, чтобы наши зрители разбирались не только в качестве обуви, но и в красоте русской на­родной песни...

Слов нет, не скептики-джазмены и не развязные крикливые молодчи­ки составляют большинство посети­телей концертов. Но им не должно быть места в рядах наших замеча­тельных зрителей — требовательных, взыскательных и справедливых. Це­линники, жители молодого города Рудный, указали пижонам и хулиганам на дверь. Хорошо, если их примеру последует молодежь других наших городов, сел и поселков. Тогда наше общение со зрителем станет еще бо­лее плодотворным и радостным.
 

Н. СИНЕВ, артист Украинского гастрольно-концертного объединения

Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования