Зрители бывают
Больше 30 лет назад кочевная судьба эстрадника занесла меня с какой-то артистической бригадой в унылый, песчано-степной Акмолинск.
Запомнился мне этот небольшой среднеазиатский городок главным образом по следующему мрачно-юмористическому обстоятельству. Во время нашего концерта в местном неуютном каменном театре на рампу вылезла огромная запыленная крыса, привлеченная старинными цыганскими романсами нашей гастролерши. И вот летом 1964 года с концертами группы Украинского гастрольно-концертного объединения я снова в бывшем Акмолинске — теперь Целинограде.
В стремительных легких рядах уже построенных и строящихся современных домов угадываются будущие красиво распланированные проспекты, бульвары и площади. Пораженный абсолютно изменившимся обликом города, взглядывался я в улицы и кое-где узнавал старые приземистые дома и торговые лабазы, нелепо окаменевшие среди многоэтажных жилых зданий, гостиниц, магазинов.
— Как пройти к старому театру? — спрашиваю у прохожего, показавшегося мне старожилом.
— Старый театр? Не знаю... А вот за сквером — Дворец целинников...
В этом дворце — прекраснейшем образце современной архитектуры и техники, — до отказа переполненном зрителями, и состоялся наш концерт. 30 лет назад в Акмолинске так же, как в каком-нибудь Кременчуге или Арзамасе, когда закрывался занавес, за кулисы обязательно заходили местные театралы — врачи или юристы — и простодушно благодарили артистов за то, что они не забыли заглянуть и в их глухой уголок.
После концерта во Дворце целинников к нам также пришли оживленные целиноградцы. Так же, да не так... Удобно, по-хозяйски устроившись, они затеяли с нами горячий и принципиальный разговор о пропорциях позитивного юмора и обличительной сатиры в эстрадном концерте. Здесь, в новом городе новых людей, такой специальный разговор был, пожалуй, и конкретнее и убедительнее, чем на любом заседании Художественного совета. Целиноградцы в своем прекрасном дворце (как они любят говорить, не уступающем Дворцу съездов) совершенно справедливо хотят как можно больше слышать о делах, думах и чувствах своих современников — тех, кто покорили космос, Акмолинск превратили в Целиноград, построили Братскую ГЭС и сделали и делают еще сотни простых и героических дел. Конечно, целиноградцы хотят услышать со сцены слова, обличающие жулика, очковтирателя, тунеядца, хапугу и головотяпа, но они против того, чтобы эти сатирические типы заслоняли все хорошее, светлое.
Во время беседы с целиноградскими зрителями я видел на лицах наших артистов то напряженное, сосредоточенное внимание, которым отмечены лица людей, слушающих что-то захватывающе интересное. Надолго затянулась эта импровизированная встреча, сколько было высказано «обеими сторонами»! Во многих городах и совхозах Целинного края побывали мы после этого значительного для нас разговора со зрителями, и везде взыскательные и доброжелательные посетители концертов, узнавая нас в столовых, фойе кино, магазинах, охотно и заинтересованно вступали с нами в разговоры об искусстве. Запомнился совет юной кустанайской зрительницы — включать в эстрадные концерты серьезные музыкальные произведения и образцы классического хореографического искусства. По мнению этой девушки, концерт, в котором серьезное искусство соседствует с веселыми эстрадными жанрами, выполняет две функции — воспитывает и развлекает.
В совсем молодом городе Рудном, где живут шахтеры, геологи, строители, ученые, средний возраст которых 27 лет, так же, как и на целине, живо интересуются искусством. После первого концерта за кулисы явилась молодая женщина и, отрекомендовавшись педагогом местной музыкальной школы, сказала:
— В нашем молодом городе родилась традиция — кто-нибудь из зрителей обязательно высказывает артистам мнение об их концерте или спектакле...
Улыбнувшись в ответ на нашу настороженность, женщина поблагодарила заслуженного артиста УССР В. Гончарова, лауреатов международного конкурса — трио бандуристок В. Лысаковскую, Э. Пилипенко, Ю. Гамову —за то, что они привезли рудничанам советские, проникнутые горячей любовью к родине песни; отметила жанровое разнообразие нашего концерта и неожиданно нахмурилась.
— К сожалению, не всегда нам приходится благодарить артистов... Недавно был у нас один из многочисленных джазов-близнецов с оглушающей, вульгарной какофонией звуков, с певцами и певицами, смакующими интимные песенки «под Модуньо». Наши зрители вот так же, как я сегодня, пришли за кулисы и сказали артистам: — Мы не хотим, чтобы в нашем городе насаждалась пошлость, поэтому очень просим к нам больше не приезжать...
Интересные мысли и замечания высказала эта рудничанка по нашей программе, и все они были проникнуты самой искренней заботой о воспитании молодежи ее города. Однако не всегда так вот радуют сердца актеров встречи со зрителем... Иногда приходится артистам с болью читать на страницах газет и журналов нелестные рассказы о развязном поведении на эстраде наших собратьев по искусству. А мне сегодня хочется поговорить о другой стороне — о поведении отдельных посетителей эстрадных зрелищ. Каким резким контрастом после вдохновляющего сердечного общения с теми, кому мы служим своим искусством, звучат слова и отдельные выкрики молодцов из зала во время наших выступлений в клубах...
Как не похожи напористые, взволнованные целиноградцы, и женщина-педагог из Рудного, и застенчивая кустанайская девушка на некоторых своих сверстников — нагловато развязных посетителей концертов-балов, от которых нам приходилось получать записки: «Артисты! Неужели вы не понимаете, что в наше время концерт без джаза — халтура!» или «Уважаемые артисты! Сами вы носите импортную узконосую обувь, а песни поете времен, когда наш народ ходил в лаптях. Надо чтобы и песни соответствовали модной обуви». Пришлось этому зрителю, иронизирующему по адресу актрисы, спевшей на одном из киевских концертов-балов русские народные песни «Зачем тебя я, милый мой, узнала» и «Травушка-муравушка», ответить:
— Мы хотим, чтобы наши зрители разбирались не только в качестве обуви, но и в красоте русской народной песни...
Слов нет, не скептики-джазмены и не развязные крикливые молодчики составляют большинство посетителей концертов. Но им не должно быть места в рядах наших замечательных зрителей — требовательных, взыскательных и справедливых. Целинники, жители молодого города Рудный, указали пижонам и хулиганам на дверь. Хорошо, если их примеру последует молодежь других наших городов, сел и поселков. Тогда наше общение со зрителем станет еще более плодотворным и радостным.
Н. СИНЕВ, артист Украинского гастрольно-концертного объединения
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий