Звездочка. Рассказ старого артиста цирка
Об этой звездочке мне пришлось вспомнить во время недавних гастролей за рубежом. Как-то в антракте за кулисами проверяю после выступления сына аппарат. Ассистентом я у сына. Сами понимаете, годы уже не те, чтобы под куполом работать.
Проверяю я, значит, аппарат и смотрю, возле меня маленький, скрюченный старикашка, похожий на гнома, вьется. Он у здешних артистов на побегушках. А в антракте публике сосиски продает. Не обратил я на него большого внимания, привык уже к тому, что на нас иностранцы как на диковину какую-то заморскую смотрят. Только гляжу, что-то слишком долго старикашка меня глазенками своими буравит.
Рисунки Л. Гритчина и В. Иванова
— Вас воллен зи? — спрашиваю его для приличия.
А он мне в ответ на чистейшем русском языке.
— Позвольте полюбопытствовать. Вас случайно не Павлом величают?
«Вот те на! Знакомый какой-то объявился! Кто же это такой?» — удивился я. Ведь у меня, родственников за границей нет и не предвидится. А старикашка продолжает:
— Очень вы, простите за мое нахальство, на одного знакомого артиста походите. — Меня действительно Павлом зовут, — отвечаю, — только вы меня перепутали с кем-то. Удостоверение личности у меня довольно стандартное: нос курносый и прическа на голове отсутствует. Лично я вас впервые вижу.
— Как же впервые? Я же Луиджи Бертини, — берет меня за руку старикашка. — Мы же с вами имели честь у Сура в Николаеве познакомиться, а потом вместе в Москве у Саламонского работали.
Да это же Луиджи! Бывший мой партнер! Больше сорока лет не видел его. Ну и встреча!
— Здорово, — говорю, — тебя, Луиджи, жизнь помяла, не узнал сразу.
А он на это еще больше согнулся и захихикал.
— Что поделаешь, Павел Николаевич, — не каждому человеку счастье улыбается. И я вас не сразу признал. Были вы тоненьким юношей, а сейчас из-за своей солидности на господина директора цирка походите. — И тут же спрашивает меня.
— Вам, видно, капиталец удалось сколотить?
Пришлось рассказать ему о себе. О том, что я за свой труд на манеже орден и персональную пенсию имею. Давно отдыхать мне можно, но не в силах цирк бросить. Привык я к нему.
— А я бы с радостью бросил, если бы у меня за душой что было, — отвечает Луиджи и начинает меня расспрашивать, как артисты цирка в нашей стране живут и чем в настоящее время стопку водки в России за кусывают. Поинтересовался даже тем, кто сейчас губернатором в Саратове.
— Живем мы, артисты, не тужим, — говорю я, — водку по-прежнему соленым огурцом закусывают, а губернатора в Саратове уже с 17-го года нет.
— Счастливые вы люди, — вздыхает Луиджи. — Многие удивляются у нас,
откуда у вас такое мастерство. Не иначе, говорят, эти артисты под счастливой звездой живут.
— Что же, это так. И ты бы мог. Помнишь, кстати, наш разговор о звездочках?
— Нет, — отвечает Луиджи и начинает хихикать. — Я всегда больше любил гастрономию, чем астрономию. Раньше звездочки на шустов-ском коньяке изучал, а теперь изредка на бутылках Мартини...
Давно был этот разговор, в тревожное лето 1918 года. Помню, мы сидели с Луиджи вечером на Цветном бульваре напротив цирка Саламонского. На аллее ни души, даже девушек с Грачевки нет. Только я, Луиджи да темный небесный купол в ярких блестках звезд. Вот одна из них, точно сорванная чьей-то невидимой рукой, ярко светясь, стала падать вниз.
— Да, Луиджи, закатиласьзвезда нашего счастья, — сказал я, вздыхая.
Нам с Луиджи действительно не повезло: цирк закрыт. Третий месяц мы не платим за квартиру и кое-как перебиваемся, надеясь на лучшие времена. А всего год назад мир для нас был полон самых радужных надежд, Я тогда познакомился с Луиджи в маленьком бродячем цирке в Николаеве.
—Я кое-что имею в черепной коробке, — сказал как-то мне Луиджи, — а не попробовать ли нам с тобой, Павел, сделать воздушный номер?
Мне нравился этот ловкий и веселый парень, представитель того многочисленного племени универсальных артистов-итальянцев, которое с избытком заполняло манежи старого русского цирка.
— Ну что ж, считай, что в моей черепной коробке то же самое, что и в твоей, — сказал тогда я.
Мы произвели всеобщую мобилизацию своих финансов, но их все равно оказалось мало для приобретения аппарата. Пришлось взять деньги под проценты у директора. И вот сияющее свежим никелем сооружение подвешено под куполом. Оно притягивает нас к себе, и мы проводим на манеже все свое свободное время. От усиленных репетиций на ладонях появились мозоли. Но мы не замечали их, продолжали готовить номер, мечтая в редкие свободные минуты, как чеховские сестры, о Москве. Нам уже чудятся броские афиши «Луиджи и Поль. Воздушный акт», расклеенные на фасаде цирка Саламонского. И мы все же увидели спустя полгода свои афиши в Москве. Публика и сам директор Иван Семенович Радунский были довольны нами. Но работать в столичном стационаре пришлось недолго. Произошла революция. Вспыхнула гражданская война. Ее разрушающий вихрь пронесся и над цирком, и вот мы, как и сотни наших коллег во многих городах России, остались без работы.
— Да, закатилась звезда нашего счастья, — в раздумье повторил я.
— Не ной. При чем тут звезда, — ответил Луиджи. — Дай-ка сюда повестку.
Я достал из кармана повестку, и мой партнер при свете спички снова прочел уже знакомый нам текст, который гласил о том, что нам надлежит явиться в понедельник 18 июня 1918 года к 10 утра в Совет рабочих и красноармейских депутатов Городского района Москвы в комнату № 18. Эту странную повестку нам принесли на квартиру три часа назад. И мы специально пошли на бульвар, чтобы, уединившись, поговорить о ней.
— Не к добру нас вызывают, Паша, — тихо сказал Луиджи. — Смотри, как бы нас не арестовали.
Я не знал за собой и Луиджи никаких грехов и пытался возражать. Но Луиджи не соглашался со мной.
— Это сейчас очень просто. Еще могутневзначай в штаб к Духонину отправить.
Тогда я предложил другу, прежде чем что-нибудь предпринимать, показать завтра утром повестку председателю нашего домового комитета Егору Егоровичу. Так мы и поступили.
— Комната № 18... Все ясно, — сказал Егор Егорович и метнул на нас из-под очков лукавый взгляд. — Туда все нетрудовые элементы вызываются, на предмет приобщения к физической работе.
— А при чем здесь мы? — разом спросили мы с Луиджи. — Разве артисты цирка теперь к нетрудовым элементам относятся?
Егор Егорович снял очки, дыхнул на стекла и, протерев их полою толстовки, посмотрел на нас с укоризной.
— А кто, голуби мои, скоро уже четвертый месяц не работает? Время сейчас такое: кто не работает — тот не ест. Пришел и ваш черед потрудиться для общества. От председателя домкома мы вышли молча. И только на улице дали волю своим чувствам.
— Безобразие! — возмущался Луиджи, — нас за людей не считают. Мы же артисты!
Меня тоже мало прельщала перспектива работать в обществе бывших купцов, чиновников и домовладельцев. Под присмотром конвоиров группки этих представителей старого мира подметали в те годы московские площади и улицы, расчищали пустыри и разгружали на железнодорожных товарных станциях вагоны.
— Не волнуйся, Луиджи, мы в Совете объясним, что мы артисты, на ходимся на приколе, так сказать, по воле слепого случая, и попросим, чтобы нам дали другую работу.
Луиджи от моих слов стал сам не свой.
—Тоже выдумал! Другую работу! Я вообще не собираюсь гнуть спину на какое-то там общество. Мы же артисты — люди свободного труда. Работаем на себя и для себя. Надо бежать из Москвы, вот что я тебе скажу. Ты давай иди в цирк, возьми все, что у нас еще там осталось в гардеробной, а я тем временем к одному человеку съезжу, может, нашим попутчиком будет.
Я пытался отговорить Луиджи.
— Ну куда мы с тобой поедем? Сейчас везде цирки либозакрыты, либо влачат жалкое существование.
— На Кавказ.
— Но на Кавказе белые...
Луиджи приблизился ко мне вплотную и, чтобы не слышал никто из стоящих на трамвайной остановке, к которой мы, разговаривая, незаметно подошли, сказал мне вполголоса, но с расстановкой:
— Запомни, дружище. Артисту безразлично, кто находится у власти; народные комиссары, гетман или казачьи генералы. Для него важно, чтобы только был манеж, аплодисменты и, конечно, деньги. Это исстари так в цирке ведется. Я стал возражать:
—Так это раньше было. А сейчас время другое.
— После поговорим. А вообще подумай, Пашка, я тебя не неволю. Можешь в Москве оставаться, раз тебе подыхать от голода нравится, — скривив губы в язвительной улыбке, сказал Луиджи.
Не дожидаясь моего ответа, он вскочил на подножку трамвая. Подобной выходки от Луиджи я никогда не ожидал. Это походило на предательство. Я настолько был потрясен поступком Луиджи, что долго стоял на остановке и смотрел, как трамвай медленно увозил моего партнера. Пришел в себя, когда вагон уже скрылся за деревьями Рождественского бульвара. «Да, похоже, что революция не только разрушает старый мир, но может и разъединить друзей» — подумал я, направляясь в цирк. У служебного входа дорогу мне преградил чекист в кожаной куртке.
— Я же артист. Мне надо в гардеробную пройти!
— Мы тут все артисты собрались, — пошутил он и добавил уже строго. — Нельзя сейчас в цирк.
Тогда я обогнул здание и со стороны рынка перемахнул через забор. В фойе мне стало ясно, почему меня не пускали: в цирке происходил митинг. Ради любопытства я поднялся в амфитеатр и увидел, что вся чаша цирка была заполнена людьми в солдатской одежде. Все они, точно завороженные, смотрели на выступающего из ложи оратора. Внимание красноармейцев мне стало понятно, когда я прислушался к словам выступающего. Он говорил о большой опасности, нависшей над молодой Советской страной. В отличие от многих ораторов тех лет человек не бросал в зал громких и напыщенных фраз. Слова его были просты и вместе с тем брали за душу своей правдой.
— Вот здорово говорит, — шепнул я сидевшему в последнем ряду красноармейцу. — Кто это?
На меня со всех сторон зашикали: а красноармеец посмотрел, удивленно.
— Ты что, товарищ, не узнал? Ильич выступает!
Ильич... Ленин. Это был единственный случай, когда мне посчастливилось видеть и слышать Владимира Ильича. Серый я тогда был еще человек, не догадался записывать, что Ленин говорил. Многое время выветрило из моей памяти. Только помню, как он рассказывал о начавшейся в стране гражданской войне, о том, что белогвардейцы и восставшие чехословаки страну нашу на части рвут. Говорил он, а у меня перед глазами города возникали, в которых мне за десять лет работы в цирке пришлось побывать. А сейчас в них белогвардейцы орудуют! И вот к ним-то и хочет бежать Луиджи.
А Ленин тем временем уже говорил о том, что каждый честный рабочий человек должен встать на защиту революции. На эти слова зал ответил шквалом аплодисментов. Я тоже аплодировал вместе со всеми, потому что я, по сути деле, тоже рабочий. Разве мало сил и здоровья затрачивает артист, чтобы сделать номер? А как эксплуатируют нас хозяева цирков! «Так что же мне делать?» — задал я себе вопрос, слушая Ильича. В этот момент, если не ошибаюсь, он говорил о Красной Армии, о том, что красная звезда, которую носят бойцы, — символ службы за интересы трудового народа и что нет ничего почетнее этой службы. Слова Ленина проникали в самое сердце и заряжали меня какой-то незнакомой мне ранее энергией. Вместе со всеми бойцами я аплодировал заключительным словам Ильича о неизбежной победе над врагами и вместе со всеми пел «Интернационал».
Теперь я знал, что мне делать. Выйдя из цирка, тотчас же отправился в военный комиссариат, который в то тревожное время работал круглые сутки, и записался добровольцем в Красную Армию. Получив в цейхгаузе обмундирование, забежал на минуту домой. Луиджи я застал вместе с каким-то подозрительным человеком, вроде тех, что на рынке из-под полы спекулируют продовольствием. Они набивали вещами большой чемодан. Луиджи был так занят работой, что даже не посмотрел в мою сторону.
— Где тебя так долго черти носят? Давай реквизит, — сказал он, все еще не поднимая головы.
— Мне, Луиджи, было не до реквизита. Я Ленина на митинге слушал.
Мой бывший партнер подскочил ко мне точно ужаленный.
— Все понятно. Тоже мне романтик! — процедил он со злостью. — Еще третьего дня все ныл — «Закатилась звезда нашего счастья», а сегодня уже красную звезду на фуражку нацепил. Быстро же тебя сагитировали!
Объясняться с ним было бесполезно. Словом, поругались мы тогда крепко. Луиджи, помню, мне напоследок предсказывал, что мне не сладко в армии придется. Спохвачусь, мол, я, но поздно будет. Расстались мы врагами. Луиджи в тот же день бежал из Москвы. Я пошел в Совет и сказал, что служу теперь в армии. Через несколько недель наш полк был отправлен на Восточный фронт. А Луиджи, рассказывали мне потом знакомые артисты, проработав два года на Кавказе, уехал за границу. Сначала выступал там а лучших цирках: артист он был все же хороший. А когда форму стал терять, пришлось ему в дырявых шапито работать. Карьеру же свою Луиджи, как вам уже известно, закончил на побегушках у артистов.
...Все же отчасти прав оказался мой бывший партнер. Трудновато мне в первое время было. Пришлось мне и в суровую уральскую зиму мерзнуть, и на госпитальной койке в тифозном бреду метаться, и даже в плену побывать. Взяли нас, помню, сонных на хуторе: белые перед этим бесшумно охранение уничтожили. Привели в Казань и в трюм баржи загнали. Сидим мы там в темноте, не знаю сколько времени. Потом нас стали на палубу по одиночке вызывать на допрос, а назад в трюм никто уже не возвращался. Только слышно, как снаружи время от времени всплески раздаются. Топят нашего брата беляки в Волге. Пришла моя очередь на палубу выходить. Попрощался я с товарищами:
— Ну, друзья, не поминайте лихом бывшего циркового гимнаста, а в на стоящее время красного бойца.
Вышел на палубу: солнце глаза слепит, за Волгой лес зеленый стоит. А над баржей чайки. Красота-то какая! Помирать, откровенно говоря, не охота.
—Эй, чего размечтался, — слышу, толкает меня конвоир. И тут я только на палубу взглянул, смотрю, за столиком поручик молоденький сидит, рядом с ним солдаты, а чуть поодаль, у самого борта, камни большие, перевязанные веревкой лежат.
— Коммунист? — спрашивает меня офицер.
— Нет, — говорю, — артист.
— Какой такой артист? — удивился поручик.
— Цирка.
— Врешь, мерзавец.
— Я никогда не врал, — отвечаю.
— А ну-ка покажи, что умеешь!
Не хотелось мне дурака перед врагами изображать. Однако смекнул. Приближусь я к борту — и в воду. Может, и спастись удастся. Сделал я стойку на руках, по палубе прошелся на них, сальто исполнил.
— Вот это да! Чисто, бес, вертится! — гогочет солдатня. Вдруг слышу чей-то властный голос.
— Что это у вас за представление, поручик?
Поднялся на ноги и вижу, на барже появился подполковник, представительный такой великан со стеком. Солдатня перед ним в струнку, а поручик ему козырнул лихо:
— Циркист в плен попался, господин подполковник.
Бросил на меня подполковник презрительный взгляд и заулыбался:
— Ну, значит, Совдепии туго приходится, раз уже циркистов в армию мобилизуют. Отпустить его. Ведь циркисты — это что цыгане, люди без родины и высоких идеалов. Обидно мне от этих слов стало. Эх, думаю, попадись-ка ты мне, «ваше благородие», один на один в бою, посмотрел бы я тогда, какие у тебя «идеалы».
А подполковник продолжает надо мной издеваться:
— Эй ты, скоморох. Сейчас мы тебя шомполами немного угостим, чтобы неповадно тебе было у красных служить. А потом в город ступай — там ваша бродячая братия есть.
Отделали мне спину беляки шомполами знатно и в город отпустили. Пришел туда и вижу — действительно, в Казани цирк работает. Смотрю, на фасаде афиши Аликпера Фаруха, Багрия Кука и Ивана Заикина. Обрадовались артисты моему приходу, поздравляют меня с тем, что я случайно от смерти спасся. А я их спрашиваю:
— Ну как живем, друзья, как дела идут?
— Дела неважные — сборов нет. Но это еще полбеды, — вздыхают они. — Контрразведчики заставляют нас с железными кружками по городу ходить и деньги у жителей на белую армию собирать.
— Плохи ваши дела, — а сам про Луиджи подумал. Может, и он по кавказским городам, как нищий, с кружкой на шее ходит.
— Вот что, друзья, — сказал я тогда артистам. — Не могу я с вами сейчас быть. Не пристало мне красному бойцу побираться для беляков. Не для этого я по призыву Владимира Ильича в Красную Армию записался.
Простился я с ними, той же ночью ушел из города и перебрался через линию фронта к своим. Вскоре мы Казань освободили и стали белогвардейцев на восток гнать. К осени девятнадцатого года мы уже Колчака за Уральским хребтом били. Помню, заняли мы одну железнодорожную станцию. Название уже сейчас забыл. Только расположился отдохнуть, вдруг меня комиссар к себе потребовал. Надел я сапоги и в поповский дом пошел. «Чего это, думаю, комиссар меня зовет. Вроде со мной и бойцами моими ничего не произошло. Или, может, ему известно стало, что Ванька Харчевников с попадьей политграмотой заняться пытался».
Пришел я к комиссару, а он меня спрашивает:
— Ты, кажется, до службы в цирке был?
— Да.
— Так вот, дорогой товарищ, расстаться нам с тобой придется.
Странно и больно мне было услышать эти слова.
— Почему, товарищ комиссар, такое несправедливое отношение ко мне. Сами вы знаете — комполка меня недавно в приказе за храбрость отмечал. И по-вашему тоже выходит, что артист цирка воевать не имеет права? Засмеялся тут комиссар.
— На другой фронт тебя переводят.
— На какой-такой фронт?
— На цирковой. Отзывает тебя Наркомпрос в московские цирки работать.
Тут я вовсе перестал понимать, что комиссар говорит.
— Какие сейчас могут быть цирки, когда Колчак и Деникин еще не до биты и Антанта на нас походом идет?
Комиссар подошел ко мне и руку на плечо положил.
— Да ты, видно, друг, «Известий ВЦИКа» не читал. Там декрет Совнаркома о национализации цирков опубликован. И еще рассказывал мне один политработник из Москвы: будто вызвал товарищ Ленин Луначарского и говорит: «Не пора ли, Анатолий Васильевич, красную звездочку на цирке водрузить? Пусть он народу послужит».
Обрадовался я этому. В такое тяжелое время Ильич о цирке позаботился! Тут комиссар со мной прощаться стал.
— До свидания, Павел. Желаю тебе удачи. Будь на цирковом фронте таким же примерным бойцом.
Через две недели я уже был в Москве и вскоре участвовал в программе 2-го Госцирка. Торжественно мы тогда открыли первый сезон советского цирка. Здание флагами разукрасили, а на фасаде красную звезду прикрепили. И вот эту пятиконечную звездочку на эмблеме советского цирка позднее изобразили. В самой верхней части эмблемы ее поместили, а под ней на трапеции в каче воздушный гимнаст. Смело и уверенно работает этот артист, потому что видит, что ему неугасимым светом Ленинская звездочка светит. Всем советским артистам она светит.
Вот почему я при встрече и сказал Луиджи, что наши мастера арены живут и работают под счастливой звездой.
Е. АЛЕКСЕЕВ
Журнал Советский цирк. Апрель 1963 г.
оставить комментарий