Журнал Советская эстрада и цирк. Май 1989
В каком направлении пойдет цирк. Т. Ассовская
|
Отправлено 23 November 2024 - 11:31
Журнал Советская эстрада и цирк. Май 1989
В каком направлении пойдет цирк. Т. Ассовская
Отправлено 24 November 2024 - 10:28
Быть хорошим клоуном трудно. А. Марчевский
Отправлено 08 December 2024 - 19:51
Отправлено 15 December 2024 - 10:15
Ира в цирке
В цирк собрались Ира с папой...
Мы места поближе взяли.
На манеже, как в спортзале: И снаряды, и веревки.
До чего артисты ловки! Прямо в воздухе парят!
— Потому и говорят
Про того, кто не боится
Взмыть под купол, точно птица,
Будто вправду окрылен,
Что — гимнаст воздушный он!
— А чего мы ожидаем?
Слышишь, музыка опять.
На манеж вбегают с лаем
Пять собачек, ровно — пять.
Нет красивей той собачки
С красным бантом, в белой пачке.
— Пляшет как! Училась, что ли,
Там, где — я? В балетной школе?
Ну а эта... Посмотри,
Взяв билетик с цифрой «Три»
— Не ошиблась! Знает счет! — В зубках тот билет несет.
— Папа, разве так бывает?
Пусто в ящике, и вдруг
Чиж оттуда вылетает,
А за ним — большой петух!
— В жизни — редко.
— А на сцене?
— Не на сцене — На арене:
Как волшебник, сноровист
Дядя-иллюзионист...
— Глянь скорее! Кто он, кто он?
Яркий, шумный...
— Это — клоун.
— А коверным все его
Называют отчего?
— Пока готовят номера,
Этот клоун у ковра.
Потешает вас, ребят.
— Взрослых тоже?
— Всех подряд!
Но он не только шутит,
Еще и сальто крутит,
По канату после сальто
Прошагал, как по асфальту...
— Отчего теперь он блюдца
Бросил вверх? Не разобьются? Вслед коробочек набор...
— Это клоун и — жонглер. Ярче, ярче свет кругом,
Громче скрипки и фанфары.
Для кого та клетка-дом? Ой, там львы!
Гляди — их пара. Рядом с ними тетя ходит.
Тетя та — герой, выходит,
Раз она с такими львами
Говорит, как с нами, с вами?
Лев на тумбу с тумбы — прыг!
Понимаю: он привык. Скажет «Ап!» ему артистка,
Хоть опора и не близко, Но — прыжок! — на место встал...
— Будто впрямь — на пьедестал.
А что умеет львица,
Эта гордая царица?
Вот шагает, ну и ну,
По длинющему бревну.
Так спокойно, важно, чинно...
Но артистка — молодец! До чего добра, умна...
— Дрессировщица она. Обезьянки и медведи,
Словно добрые соседи: Не кусаются, не злятся.
Как на елке веселятся.
А лошадки, а слоны — Все в искусство влюблены! ...
Ира весело смеется, И на месте не сидит.
То звоночком вдруг зальется, То артистам «Бис!» кричит.
— Я им громко хлопать буду,
Каждый здесь герой труда!
Я еще такого чуда Не видала никогда.
Евгения Гай
Отправлено 21 December 2024 - 09:04
Отправлено 22 December 2024 - 10:20
Вентрология
Отправлено 06 January 2025 - 10:36
Отправлено 07 January 2025 - 12:44
Виктор Плинер
Когда после очередного циркового конкурса узнаю, что среди лауреатов ученики Плинера, — не удивляюсь. Когда в программе встречаю оригинальный номер и выясняю, что придумал и поставил его Плинер, — не удивляюсь.
Когда встречаю Виктора Львовича, и он начинает рассказывать, что сейчас готовит, что мечтает поставить, опять же не удивляюсь. Он, сколько знаю его, всегда в труде, всегда полон замыслов, и готовит режиссер, как правило, сразу несколько номеров. И я думаю: как лихо он работает! А ведь Плинер уже отметил свое 70-летие.
Есть одна жизненная закономерность, постичь которую нетрудно, труднее следовать ей: чем больше отдает человек себя другим, тем полнее, богаче становится сам. Это принцип родника, конечно, если его не уничтожить. Щедро дарит Плинер ученикам свои замыслы, вместе с ними торопится успеть их осуществить, а новые идеи торопят й толкают вперед, и новые ученики приходят нй смену ушедшим.
День за днем, номер за номером, более двадцати лет он занят режиссерским нелегким трудом: созданием цирковых номеров. А это, как известно, гораздо сложнее, чем постановка программы, это труд, возведенный в степень, — придумать номер, начиная с истоков до воплощения.
Плинер проявил себя как режиссер рано. Еще тогда, когда через несколько лет после окончания техникума циркового и эстрадного искусства (он был в числе его первых выпускников) поставил там же номер своей будущей жене Шурочке. Тогда, когда еще через два года его попросили поработать в училище над номером «Икарийскце игры», с которым уже два года безуспешно бились режиссер и исполнители. Посмотрел-посмотрел он репетиции и дал совет: бросить все, что сделали, и начать заново. «Мы два года убивались, лепим только рекордные трюки!» — воскликнули ребята. «Именно лепите трюки и валите по три раза каждый», — парировал Плинер. Они все же послушались его совета: за плечами молодого человека были годы работы в труппе «икарийцев» под руководством известного А. Александрова. Плинер знал, что нужно делать, ему можно было доверить судьбу номера. И ребята вверились ему.
Перестроить номер заново, да к тому же с акробатами, не владевшими школой икарий-ских игр, за год было нелегко. Новый руководитель перестроил: он поставил «Икарийские игры» в классическом стиле. Двадцать восемь лет оставался Плинер руководителем этого номера, а когда подступило время уйти с манежа как артисту, он остался на нем — режиссером, педагогом, автором интересных идей и решений. Это было так естественно, иного пути, иной среды обитания для него не могло быть. С тех пор и до закрытия на реконструкцию Виктор Львович был приписан к манежу старого Московского цирка на Цветном бульваре.
В 70-е годы наша редакция ютилась на втором этаже старого цирка. Это было благословенное время. Днем запросто можно было спуститься вниз, войти в зал, выбрать любое место в любом ряду и смотреть, как делается цирк. Я тогда только причащалась к цирковому искусству, впечатления были острыми, яркими: никогда потом ставший любимым цирк не казался мне таким откровенным и прекрасным, как в ту пору открытия и узнавания.
Тогда я открыла для себя и режиссера Плинера — творчески азартного и обстоятельного, дотошного одновременно, тщательно отделывающего трюки и изобретательного на ходу. Но открылось тогда в нем и другое, быть может, более важное: умение режиссера работать с людьми, его душевность, тактичность, интеллигентность.
Много учеников подготовил за свою жизнь Виктор Львович. Сколько разных по степени таланта людей, сколько разных характеров, темпераментов. Но вряд ли найдется среди его учеников такой, кто не возблагодарит судьбу за встречу с учителем, за его уроки. Не раз и не два шел он навстречу тем, кого жизнь в недобрый час заводила на край беды, помогал обрести твердую почву под ногами. Помощь ближнему — одно из наивысших человеческих достоинств. И как хорошо, что всегда были и будут не только дающие и берущие, покупающие и продающие, но — помогающие.
Доведенная до отчаяния жизненными невзгодами Марина Кордобан. Кто, глядя на ее карнавальный номер, скажет, что когда-то ее просто гнали из цирка. А так было. Виктор Львович стал работать с ней. Вспоминаю Марину на репетициях, внемлющую каждому слову, каждому жесту педагога и тут же пытающуюся все попробовать; ее труд, изнуряющий, все заглушающий труд... И когда впервые я увидела готовый номер на манеже, когда в зажигающих ритмах на сверкающем шаре в вихре обвивающих колец предстала ликующая и воскресшая Марина, то поняла — это праздник ее и Плинера. И неизвестно, чей больше.
После тяжелой травмы, не сняв с позвоночника корсета, пришел к Плинеру акробат Кочнев посоветоваться, как жить дальше. Как жить? Работать, репетировать, не сдаваться на милость болезни. Виктор Львович придумал новое амплуа для Кочнева. Он начал готовить номер для него вместе с дочерью. Вначале репетировал с девочкой. Вместо отца ложился на антиподную подушку сам. Когда подготовил девочку, уложил с разрешения врачей на снаряд папу, сначала в корсете, потом без него. А вскоре ввели в работу и маму. Так получилась забавная семейная сценка «Выходной день на даче», в которой акробатика сочеталась с дрессурой собак.
Нет смысла перечислять всех, кому помог режиссер заново обрести себя. Может быть, потому так и высок авторитет его среди учеников, может быть, потому так и тянутся к нему артисты, которые стремятся к чему-то новому, которые уже набили не одну шишку, натыкаясь на нежелание понять, на неверие, на равнодушие. Наверно, потому они идут к Плинеру, что знают: Плинер поможет, Плинер что-нибудь придумает. Приходят нередко письма от его бывших учеников, просят: «Помогите такому-то, хороший парень, данные есть, а вот не получается, не найдет свое место». Виктор Львович и помогает, и придумывает, и место находит.
Плинер учит своих молодых друзей, а ученики всегда — его друзья, быть артистами. Я думаю, не сумей бы он этого добиться, вряд ли состоялись бы многие его прекрасные номера. Репетируя с артистами, Плинер стремится создать такую атмосферу, в которой нет четкого раздела: один придумал, другой исполнил. В процессе репетиций допридумывают многое сами артисты. Активное творческое мышление Плинер уважает. Он считает, что исполнителям многое видно лучше, чем ему. У них есть огромное преимущество — общение со зрителем. Поэтому когда после сдачи артисты уезжают работать, режиссер особенно тщательно ждет их вестей, их свежих идей, новых мыслей. А когда они встречаются, что-то меняют, дополняют, смещают акценты. Виктор Львович из тех режиссеров, кто постоянно и неустанно опекает своих ребят. Он говаривает: «Новый номер — младенец, которого нужно пестовать, за которым нужно ухаживать». Он считает заботу об учениках обязательной.
Конечно, это не означает, что самостоятельно его ученики жить в искусстве не могут. С номером, который готовил Плинер, в цирковой толпе не затеряться, плинеровской закваски хватает надолго. Но, как правило, связи с ним ученики не теряют, они ценят его советы, с ним делятся планами, да просто по-человечески он прочно входит в их жизнь. И летят к нему письма, а когда приезжают в Москву, обязательно находят своего учителя.
«Очень приятно и почетно ходить в учениках Плинера, еще радостнее, когда учитель иногда скажет доброе. Вот это для нас сейчас главное. Зритель может кое-что и пропустить, а вот специалист, ставивший номер, вложивший в него всю душу, заметит и фальшь, и грубость. Так что сейчас и легко, и трудно. Трудно тем, что мы, ученики Плинера, не имеющие право на завал, легче тем, что чего-то достигли. За все, Виктор Львович, большое спасибо! В. Голышев».
Таких писем со словами благодарности Плинер хранит немало, они дороги ему. Читая их, перебирая, он вспоминает своих учеников, репетиции, муки совместного творчества.
За учеников Плинер готов хлопотать, несмотря ни на что: ни на возраст, ни на опасения напороться на неодобрение со стороны начальства. А те, кто обивал пороги кабинетов Союзгосцирка, знают, каких немалых сил это требует.
Пишу свои заметки и думаю: что-то я мало рассказываю о номерах Плинера, больше о нем самом. Но о работах его, особенно о номерах-лауреатах, журнал писал много и подробно. Сегодня речь о создателе, который стал лауреатом за незаурядную режиссуру номеров.
Напомню читателю некоторые из них — и он живо вспомнит, что не раз восхищался ими на манеже. Мне больше хотелось рассказать о нравственных истоках неиссякаемого плинеровского творчества. В них — основа успеха его учеников.
Итак, Виктор Львович Плинер и его номера... Окинем быстрым взглядом некоторые из них.
Канатоходцы «Леки», в своем первом варианте, изящная миниатюра, где все дышало Кавказом: и музыка, и пластика, и трюки, и характер их. «Икарийские игры» Кузяковых, удостоенные премии Ленинского комсомола и «Гран-при» в Париже, «Икарийский игры» Скибиных, Курбановых. «Воздушные акробаты на шаре» Черняускас, «Игра с хулахупами на галопирующей лошади» Н. Романюк — все это дело рук Плинера.
В номере гимнастов-каскадеров на тройных брусьях Голышевых удивляло многое: уникальность снаряда, позволившего придумать нестандартные комбинации, гармоническое сочетание спорта и искусства. Но даже не это главное. Из группы спортсменов режиссер сделал артистов, сумел увидеть в каждом творческую индивидуальность, нашел каждому роль. И эти бывшие неартисты непринужденно сыграли эксцентричный и элегантный мини-спектакль в стиле «ретро», который в те годы только-только входил в моду.
Воспитанники Виктора Львовича Н. и П. Лаврик — жонглеры-эквилибристы в один год стали лауреатами циркового конкурса и обладателями золотой медали в Париже на конкурсе «Цирк завтрашнего дня». Комментарии к словам «завтрашний день», я полагаю, излишни. А «Акробаты на буйволах» под руководством В. Черниевского — колоритный, праздничный, с юмором, номер, который тоже стал лауреатом Всесоюзного конкурса 1988 года.
Хочу заметить — это все сегодняшние лауреаты. Время идет, а чаще бежит, и порою даже тем, кто помоложе, нелегко идти и тем более бежать с ним в ногу. Плинер молодо держит шаг, а юмор, шутка, эксцентрика — его активные помощники. Унылый пессимист, убеждена, не смог бы сделать и десятой доли того, что дал манежу Плинер.
Великий труженик, после закрытия старого цирка, он идет во Всесоюзную дирекцию по подготовке программ, аттракционов, номеров и готовит номер для Азербайджанского коллектива. Он идет в Московскую дирекцию «Цирк на сцене», готов работать в любых условиях, лишь бы работать, лишь бы не мешали. Усовершенствует старые номера, готовит новые. Как всегда, сразу несколько: иллюзия, моноциклы, жонглеры, хулахупы. Два показались мне особенно интересными: музыкально-эксцентрический номер Светланы Лукомской и сольный номер на двухметровом батуте Ивана Профери.
Когда героиня Светланы — очаровательная девушка-музыкант — оказывается наедине с ударной установкой и, пытаясь найти в барабане партнера, пробует одну за другой ноты и нечаянно ломает палочку, то трудно представить, что же будет дальше. А дальше она пустит в ход ноги и от счастья, что выход найден, совершит переворот через барабан. Потом будет извлекать звуки из разных барабанов и барабанчиков и руками, и локтями, и ногами одновременно, затем делать «мексиканку» на маленькой площадке барабана, бить по тарелкам носками и играть на барабане. Все сразу? Именно сразу, выдумывая по принципу: дальше — больше.
Иван Профери взлетает над небольшим батутом в ритме рок-н-ролла. Не выходя из танцевальных движений, шутя и обыгрывая свои действия, бесстрашный и ироничный герой Профери преподносит нам двадцать пять (!) трюков, которые в таких условиях кажутся невозможными: пируэты в темп, двойные сальто на сход, полтора сальто с батута с приходом в каскад на пол...
Скоро начнет свою вторую жизнь новый старый цирк на Цветном бульваре. И снова будут представления, и снова будут репетиции, и снова будет приходить туда режиссер по подготовке номеров Виктор Львович Плинер. Я знаю, он очень мечтает об этом...
Софья РИВЕРС
Отправлено 11 January 2025 - 09:49
Отправлено 12 January 2025 - 10:10
Цирк через века
Цирковой форум →
Новости →
Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1989Автор Александр Рыбкин , 29 Sep 2024 ![]() |
|
![]()
|
||
Цирковой форум →
Новости →
Журнал Советская эстрада и цирк. Январь 1989 г.Автор Александр Рыбкин , 01 Jun 2024 ![]() |
|
![]()
|
||
Цирковой форум →
Новости →
Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1988 г.Автор Александр Рыбкин , 18 Feb 2024 ![]() |
|
![]()
|
||
Цирковой форум →
Новости →
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1988 г.Автор Александр Рыбкин , 08 Jan 2024 ![]() |
|
![]()
|
||
Цирковой форум →
Новости →
Журнал Советская эстрада и цирк. Июль 1988 г.Автор Александр Рыбкин , 10 Nov 2023 ![]() |
|
![]()
|
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных