Если Открытый чемпионат России по фокусам, проводимый в апреле этого года МКФ-РАИ, по мнению его организаторов, является главным иллюзионным событием года в России, то прошедший 27-28 октября в Московском театре иллюзии Российский иллюзионный форум (РИФ), теперь уже по моему мнению, можно смело назвать вторым главным событием года в мире российской иллюзии. Хотя в чем-то он может претендовать и на звание первого. Например, событие такого масштаба впервые проводится в профильном театре, да и сам форум проводится первый раз. Ещё одним плюсом данного события стало то, что театр иллюзии не просто предоставил площадку для проведения форума, а сам активно участвовал в подготовке всех составных частей данного события, привлекая к реализации планов практически весь персонал театра. Информационно-рекламное сопровождение РИФа в интернете (да и не только в сети) было очень заметным, впрочем как и отчёты о его проведении.
Пришло время назвать тех, кто организовал и провёл столь масштабный и удачный форум.
Это:
- Юрий Сергиенко – победитель самого первого открытого конкурса Московского клуба фокусников, основатель «Русского общества любителей фокусов» и просто замечательный артист,
- Сергей Орлов – режиссёр, сценарист и ведущий Кремлевских ёлок и многих других значимых культурных проектов,
- Максим Котов – артист Москонцерта, актёр кино, владелец самого большого магазина фокусов России, а также (как он говорит) очень опытный домоуправ,
- и, конечно же, Эдуард Асланов – директор Московского театра иллюзии.
Возможно, организаторов и их активных помощников было больше, но я назвал основных.
Сегодня я остановлюсь на первом дне форума, который начался с яркого захватывающего маппинг-шоу на пиксельном экране во весь задник сцены. Оно было сдобрено иллюзионными трюками в исполнении артиста театра Эдуарда Гелазарова. После сказочного вступления самым необычным образом материализовались по очереди Юрий Сергиенко и Максим Котов. Четверка очаровательных девушек вынесла на сцену большую коробку без крышки и дна, только боковые стенки. И так, и сяк, с разных сторон они показали, что коробка абсолютно пустая, но, тем не менее, из нее явились не какие-то крохотные лилипуты или маленькие дети, а два здоровенных человека. Честно сказать, даже просмотрев видеозапись, я так и не понял, как это они такое делают!
Затем от театра иллюзии был представлен очень стильный номер "Болеро с голубями" в исполнении Марии Ермак. Далее Сергей Орлов, как ведущий церемонии открытия, представил зрителям членов жюри. Председателем стала экс-президент нашего клуба фокусников Катя Медведева. В судейскую коллегию были приглашены фокусник и режиссер Вадим Савенков, микромаг Александр Шальнев, заслуженный артист России Анатолий Ляшенко, заслуженный деятель искусств Николай Биденко. К членам жюри в первый день присоединился известный многим Сергей Листопад, а во второй день – один из братьев Сафроновых. А именно, Сергей.
Не обошлось здесь без фокусов. Одному из судей, а именно, Сергею Воронцову даже пришлось доказывать свою профпригодность. Притом очень экстремальным способом. Подвешенный за ноги вниз головой, он повторил один из самых известных трюков Гарри Гудини "Побег из смирительной рубашки". Артист освобождался так яростно и импульсивно, что я уж начал бояться, как бы Сергей не разорвал рубашку прежде, чем ему удастся снять ее. Слава богу, все обошлось - реквизит остался целым, а Воронцов спустился со сцены и занял место в жюри.
Церемония открытия плавно перешла в первый конкурс - соревнование микромагов. Его проводил наш гость из северной столицы Майк Смайл. Участников конкурса было всего трое. Открывал состязание Александр Захаров, который пригласил за стол пару малолетних зрителей и показывал им карточные фокусы. Учитывая большую разницу в возрасте между конкурсантом и его помощниками, мне все это почему-то напомнило дополнительные занятия заслуженного учителя с отстающими учениками. Вторым участником стал Алексей Бекин из Щелково. Здесь тоже были карты, но уже с участием симпатичной девушки и большой долей юмора в комментариях микромага. Номер смотрелся легко и непринужденно. В итоге - второе место.Завершал конкурс москвич Иван Шепельков, который каким-то непонятным образом сумел загнать выбранную карту зрителя в пробку от бутылки. И с этим номером он завоевал третье место. Ну, а первое место осталось (увы!) вакантным.
На смену микромагам пришли дети. Их было несколько больше - уже пять номеров. И зрителей, и членов жюри просто умилил самый юный участник детского конкурса - семилетний Дима Битюцкий. Несмотря на свой нежный возраст, он хорошо держался на сцене, его речь была четкой и грамотной. Да и фокус с колодой карт я бы не назвал слишком простым. Хотелось бы пожелать юному дарованию не оставлять такое интересное занятие, как фокусы, и, конечно же, стремиться к новым успехам.
Третьего места среди юных фокусников был удостоен Арслан Уразаев из Казани, который показал номер "В вагоне поезда". Второе место за жуликом Игорем Колетиным из Москвы. Почему он стал жуликом? Да нет, он начинающий фокусник (занимается с января сего года), но вот свой номер назвал "Жулик", где и показал жульнические приемы некоторых "разводил".
На первом месте оказалось два участника. Это Евдокия Копырина, четко и уверенно исполнившая номер с игральными кубиками, помещенными в прозрачный стакан. А также Лев Рыбин, показавший сюжетный номер "Папин пиджак". Отмечу, что мальчик не только владеет искусством фокусам, но ещё очень пластичен и органичен на сцене.
В этот день были и две лекции. Одна носила чисто прикладной характер и называлась «Коммерческие фокусы». Её провёл иллюзионист из Липецка Максим Берестнев, шутливо представленный публике как Илон Макс. Вся лекция смотрелась легко и весело - как большое юмористическое шоу. Из всех его фокусов мне особенно понравился трюк с предсказанием, помещённом в непрозрачный большой шарик, который всё время находился на сцене. Однако секрет оказался совсем не там, где его можно было ожидать.
Другая лекция «Сценарий и режиссура в иллюзионном жанре» больше походила на семинар, поскольку один из лекторов – Сергей Орлов обозначал проблему, давал задания зрителям и выслушивал их мнения. Затем авторы лучших ответов получали в награду от Сергея специальные колоды, предоставленные Первым магазином фокусов. Повезло и мне. На вопрос: «В каком образе лучше всего показывать маленьким детям фокусы с картами, где вместо значений и мастей нарисованы различные животные?» я ответил, что это может быть Жак Паганель из Жюльверновского романа «Дети капитана Гранта». Потом ко мне подходили коллеги, чтобы просмотреть столь необычную колоду.
Лекцию продолжил Вадим Савенков. Он пошагово разбирал номера из ТВ-шоу Дэвида Копперфильда, объясняя, как с помощью тех или иных сценических выразительных средств можно усиливать впечатление зрителей от демонстрируемого трюка.
В перерыве между лекциями и конкурсами народ проводил время в фойе. Там можно было пообщаться, сделать на память коллективные снимки на фоне большого пресс-вола, а также посмотреть, пощупать самый разнообразный реквизит от многочисленных дилеров и, возможно, что-то себе прикупить. Наибольший интерес гости проявляли к стенду, где разместился южно-корейский дилер Yeo Yeongtaek. Вот где можно было подивиться на трюки с электронной начинкой! Тут тебе и дымить начнёт чуть ли не со всех сторон, и мыльные пузыри полетят в разные стороны... Одним словом, его реквизит раскупался как горячие пирожки.
А на десерт первого дня форума было показано иллюзионно-танцевальное шоу «Телепорт» от Эдуарда Гелазарова и его многочисленных ассистентов. Красочное динамичное представление прошло, как говорят, на одном дыхании. Платья ассистенток мгновенно менялись, кто-то исчезал в одном месте и неожиданно появлялся совершенно в другом. Свою изюминку в действо вносили цирковые номера. Мне очень понравилась лиричная акробатическая пара, которая не только исполняла поддержки, пируэты и прочий набор силовых трюков, но и классно жонглировала при этом.
С окончание «Телепорта» публика и сама начала потихоньку телепортироваться из театра иллюзии на просторы вечерних московских улиц. Так завершился первый день форума.
Продолжение скоро последует.