Ахиллесова пята - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Ахиллесова пята

В прошлом было немало зубоскальства по адре­су массовиков. Вместе с управдомами и спекулян­тами одно время они прочно и надежно обосновались в газетных фельетонах и анекдотах.

Творче­ство массовиков третировалось, охаивалось. Боже упаси, чтобы какому-нибудь смельчаку взбрела мысль поставить рядом слова «искусство» и «мас­совик». В лучшем случае такое сочли бы за ко­щунство. Массовиками становились отдельные энту­зиасты, варились они в собственном соку, профес­сиональной подготовки не имели, репертуар соз­давали сами, услугами режиссеров не пользова­лись.  Словом,  была  отсебятина... Времена переменились, а точнее, жизнь внесла существенные коррективы в понятие «массовик». Жанр получил права гражданства и постепенно стал приобретать присущие только ему особенности и черты. Теперь на массовиков работает квалифици­рованный отряд авторов, композиторов, режис­серов,   хореографов... Итак, искусство массовиков вышло из пеленок. С взрослого и спросу больше. Настала пора к твор­честву массовиков предъявлять более серьезные требования. Как говорится, большому кораблю — большое   плавание.

Начнем разговор с ахиллесовой пяты... с репер­туара. На конкурсе выступило около 240 человек. И у каждого из них была своя программа. Вот наугад названия некоторых из них: «Путешествие по Моск­ве», «Озорные повороты», «Мы все — космонавты», «Визит дружбы на Марс» и т. д. Мы ничего не име­ем против самих названий, если бы не одно чрез­вычайно   существенное   «но». В огромном большинстве случаев названия программ продиктованы не содержанием их, а про­стой необходимостью как-то называть. У авторов родились не замыслы и сценарии программ, а на­звания к случайным, сборным, сделанным по прин­ципу «кто во что горазд» дивертисментам. Именно этим обстоятельством объясняются названия, по­добные таким, как «Здравствуйте, дорогие друзья!» (можно — «добрый вечер», «до свидания», «добрый день»,  словом,  в  зависимости  от  времени  суток). Название — это прежде всего содержание, главная идея, мысль, которая объединяет все но­мера   в   единую,   целеустремленную   программу.

Человек, пришедший на вечер, должен участво­вать  в  осмысленном  действии,  он  требует  взаимосвязи всего происходящего в танцевальном зале или фойе клуба. Человек должен унести с собой что-то полезное и важное. Это «что-то» и есть идея, мысль, выраженная в яркой художественной форме. Вот тут-то и возникает вопрос о необходимости творческого организатора массовика—опытного и умного режиссера, призванного найти стилевое и смысловое   единство   программы. Поиски новых художественных форм в творче­стве массовика выдвигают необходимость поисков и новых организационных форм работы. В этом смысле поучителен опыт ВГКО, при котором год назад создан художественно-массовый отдел, воз­главляемый опытным и знающим свое дело Э. Б. Шапировским. Результаты работы отдела, объ­единившего около пятнадцати эстрадных оркестров и большое число артистов-массовиков, налицо, На конкурсе отдел представляли двенадцать человек, и все без исключения были удостоены званий лау­реатов и дипломантов. С артистами работали ре­жиссеры Э. Тараховский, М. Корабелыник, Л. Петрейков, Н. Фролов, Ф. Кулиш.

Было бы хорошо, если бы этот опыт нашел под­держку повсеместно. Творческие объединения акте­ров-единомышленников могут предоставить режис­серу широкое поле деятельности. Вокруг таких кол­лективов легче будет объединить авторов, компози­торов, художников, хореографов, общими усилия­ми которых можно будет создать интересный, содер­жательный,  идейно  насыщенный  репертуар. Разобщенность артистов не дает, кроме того, избавиться от привычки жить и работать по старинке и думать только о своих номерах. К огорчению, артисты-массовики слишком нерешительно расстают­ся со вчерашним и непростительно робко «шагают в завтра».

Репертуар — главная причина отставания искус­ства массовиков от стремительных темпов нашей жизни.


Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.

оставить комментарий

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования