Ахиллесова пята
В прошлом было немало зубоскальства по адресу массовиков. Вместе с управдомами и спекулянтами одно время они прочно и надежно обосновались в газетных фельетонах и анекдотах.
Творчество массовиков третировалось, охаивалось. Боже упаси, чтобы какому-нибудь смельчаку взбрела мысль поставить рядом слова «искусство» и «массовик». В лучшем случае такое сочли бы за кощунство. Массовиками становились отдельные энтузиасты, варились они в собственном соку, профессиональной подготовки не имели, репертуар создавали сами, услугами режиссеров не пользовались. Словом, была отсебятина... Времена переменились, а точнее, жизнь внесла существенные коррективы в понятие «массовик». Жанр получил права гражданства и постепенно стал приобретать присущие только ему особенности и черты. Теперь на массовиков работает квалифицированный отряд авторов, композиторов, режиссеров, хореографов... Итак, искусство массовиков вышло из пеленок. С взрослого и спросу больше. Настала пора к творчеству массовиков предъявлять более серьезные требования. Как говорится, большому кораблю — большое плавание.
Начнем разговор с ахиллесовой пяты... с репертуара. На конкурсе выступило около 240 человек. И у каждого из них была своя программа. Вот наугад названия некоторых из них: «Путешествие по Москве», «Озорные повороты», «Мы все — космонавты», «Визит дружбы на Марс» и т. д. Мы ничего не имеем против самих названий, если бы не одно чрезвычайно существенное «но». В огромном большинстве случаев названия программ продиктованы не содержанием их, а простой необходимостью как-то называть. У авторов родились не замыслы и сценарии программ, а названия к случайным, сборным, сделанным по принципу «кто во что горазд» дивертисментам. Именно этим обстоятельством объясняются названия, подобные таким, как «Здравствуйте, дорогие друзья!» (можно — «добрый вечер», «до свидания», «добрый день», словом, в зависимости от времени суток). Название — это прежде всего содержание, главная идея, мысль, которая объединяет все номера в единую, целеустремленную программу.
Человек, пришедший на вечер, должен участвовать в осмысленном действии, он требует взаимосвязи всего происходящего в танцевальном зале или фойе клуба. Человек должен унести с собой что-то полезное и важное. Это «что-то» и есть идея, мысль, выраженная в яркой художественной форме. Вот тут-то и возникает вопрос о необходимости творческого организатора массовика—опытного и умного режиссера, призванного найти стилевое и смысловое единство программы. Поиски новых художественных форм в творчестве массовика выдвигают необходимость поисков и новых организационных форм работы. В этом смысле поучителен опыт ВГКО, при котором год назад создан художественно-массовый отдел, возглавляемый опытным и знающим свое дело Э. Б. Шапировским. Результаты работы отдела, объединившего около пятнадцати эстрадных оркестров и большое число артистов-массовиков, налицо, На конкурсе отдел представляли двенадцать человек, и все без исключения были удостоены званий лауреатов и дипломантов. С артистами работали режиссеры Э. Тараховский, М. Корабелыник, Л. Петрейков, Н. Фролов, Ф. Кулиш.
Было бы хорошо, если бы этот опыт нашел поддержку повсеместно. Творческие объединения актеров-единомышленников могут предоставить режиссеру широкое поле деятельности. Вокруг таких коллективов легче будет объединить авторов, композиторов, художников, хореографов, общими усилиями которых можно будет создать интересный, содержательный, идейно насыщенный репертуар. Разобщенность артистов не дает, кроме того, избавиться от привычки жить и работать по старинке и думать только о своих номерах. К огорчению, артисты-массовики слишком нерешительно расстаются со вчерашним и непростительно робко «шагают в завтра».
Репертуар — главная причина отставания искусства массовиков от стремительных темпов нашей жизни.
Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.
оставить комментарий