В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Александр Буслаев о дрессуре в цирке

Александр БуслаевШла к Александру Николаевичу Буслаеву и думала, какой будет беседа с артистом, ушедшим на заслуженный отдых несколько лет назад.

И я решила для начала поделиться с ним своими наблюдениями. В последнее время в аттракционах с хищниками наметилась тенденция свести к минимуму видимость опасности и явное желание вызвать у зрителей улыбку, смех.

Я спросила Буслаева, что он думает о такой «юмористической» тенденции в аттракционах с хищниками. Александр Николаевич ответил, что, конечно, цирк искусство не только героическое и романтическое, но и веселое...

— Однако, — подчеркнул он, — на мой взгляд, всему свое место. Одно дело реприза клоуна, другое — выступление дрессировщика с хищными животными. Тут должно прежде всего проявиться мужественное начало, зрители должны чувствовать, что человек преодолевает трудности и опасность, подчиняет своей воле хищников. Иначе у зрителей может создаться впечатление, что у зверей начисто вытравлены все их дикие инстинкты, что они, так сказать, полностью перевоспитаны, превращены в смирных, добродушных овечек.
—  Но ведь зрители все-таки иной раз смеются во время выступления дрессировщика, — возразила я.
—  Вообще вводить в аттракцион с хищниками элементы смешного можно, — ответил Буслаев, — но в пределах разумного. Мне кажется нелепостью, когда львов или тигров таскают за задние лапы, дергают за уши, заставляют принимать совершенно неестественные для них позы, проявляют   всяческое пренебрежение к ним, отчего животные выглядят забитыми, жалкими. Человек покорил хищника, но зачем унижать его, потешаться над ним. Лично у меня это оставляет неприятный осадок.
—  Как вам представляется дальнейшее развитие жанра дрессировки хищников?

—  У львов, как и у других хищников, «актерские» возможности ограничены. Мне кажется, почти все, что можно заставить их проделывать наплощадке,окруженной сеткой, уже демонстрируется. Но это не значит, что невозможно создать новое. Тогда в каком же направлении вести поиск? Я убежден, что вводить в аттракционы с хищниками элементы акробатики и гимнастики, как это делают артисты Шевченко, дело очень перспективное.

Путь включения в номера дрессуры акробатики или гимнастики открывает большие возможности. Представьте себе легкую, прозрачную площадку оригинальной конструкции под куполом цирка, на которой работают гимнасты и... львы. Животные в роли унтерманов (нижних). Качающиеся трапеции, которые львы держат в зубах, стойки на голове у льва, пирамида на спинах у животных, скульптурные группы. Если хорошенько подумать, можно внести много нового, идя по пути сочетания дрессуры с другими жанрами, особенно физкультурно-спортивными. Это направление, я убежден, весьма перспективно.

Большие возможности для нового открывают перед дрессировщиком и смешанные группы хищников. Чем разнороднее группы, тем интереснее можно построить работу, тем больше «талантов» можно выявить, эффектно показать способности каждого из животных.
Мне думается, что разнородность хищников в какой-то мере помогла Вальтеру Запашному создать свой выдающийся аттракцион. Упорная, изобретательная работа его может служить примером удачных поисков нового в номерах с хищниками.
И далее Александр Николаевич высказывает такое соображение:

— Слишком ограничен выбор животных для экспериментов. Будущих четвероногих артистов, как правило, присылают без учета их характера и «способностей». И нередко среди присланных оказываются «профнепригодные» или чрезмерно агрессивные. Это сильно затрудняет работу, экспериментировать с такими экземплярами весьма опасно. Совсем иное дело, если бы у дрессировщика была возможность тщательно отобрать животных. Он мог бы заранее познакомиться с ними в зооцентрах и зоопарке, понаблюдать за их поведением, а после этого решить, подходит ли данный экземпляр для дрессуры. Такое, я убежден, возможно. Несколько лет назад я обратился в Союзгосцирк с предложением открыть репетиционную базу при Ростовском зоопарке. И дирекция зоопарка и горисполком обещали мне помощь. Лишь Союзгосцирк отмолчался. Это непонятно и обидно. Ведь ГУЦЭИ не готовит дрессировщиков. А их с каждым годом требуется все больше и больше.

А давайте вспомним, много ли появилось за последние годы новых имен в этом жанре? То, что отец передает животных сыну, возражений не вызывает, но ведь от этого количество номеров не увеличивается. Я еще раз возвращаюсь к своему предложению — организовать репетиционную базу дрессуры. Ее можно открыть, разумеется, где угодно. Я лично предлагаю Ростов, потому что здесь для этого есть все условия, нужна только, как мне кажется, добрая воля Союзгосцирка.

Уверен, среди молодых артистов разных жанров найдется немало охотников взяться за создание зооаттракционов, как в свое время, в годы становления советского цирка, взялись за дрессуру хищников артисты, выступавшие прежде в акробатических, гимнастических и т. п. номерах. Сейчас многие уже ушли, а другие уходят на отдых. Кто их заменит? Хочу напомнить, что для подготовки полноценного аттракциона с хищниками требуются не недели, не месяцы, а годы.

На зообазе молодые артисты смогли бы под наблюдением специалистов тщательно отбирать животных, вести эксперименты. Тех зверей, которые окажутся непригодными к «артистической» деятельности, без ущерба можно оставлять в клетках для обозрения, а лучших, так сказать, наиболее одаренных, включать в аттракционы.

Мой собеседник говорит об этом увлеченно, заинтересованно.

А. Н. Буслаеву исполнилось 75 лет. Но он творчески активен, готов и советом и делом помочь созданию зообазы, принять участие в ее работе, в подготовке молодых дрессировщиков.

О. ПАУЛИ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100