Художники цирка
Перед художником, впервые оформляющим программу в цирке, сразу же возникают «трудности пространства».
Уж очень ограниченными кажутся постановочные возможности площадки, на которой должно развернуться стремительное действие.
Здесь все как на ладони.
Вместо сценической коробки, с ее «бесконечной» глубиной, театральными эффектами, современной техникой, перед вами открытый со всех сторон манеж с невысоким барьером.
Если, запрокинув голову, взглянуть вверх, то мы увидим целый «лес» растяжек, лонж, веревочных лесенок и других атрибутов, обязательных для каждого циркового представления.
В глубине единственный артистический выход, к которому на протяжении всего представления прикованы тысячи глаз зрителей.
Вот звучит увертюра. Вспыхнули огни прожекторов, заливая ярким светом манеж. И перед вами сказочно великолепное, насыщенное романтикой зрелище.
С этой минуты вас не покидает ощущение чего-то невероятного... Границы манежа как бы расширились, исчезли очертания архитектуры зала, раскрылся купол, и вы оказываетесь в атмосфере захватывающего, надолго запоминающегося спектакля.
Вас восхищает высокое мастерство, вы подмечаете общность стиля, ощущаете единое дыхание его участников — результат творческой практики деятелей циркового искусства: артистов, авторов, режиссеров, композиторов, художников.
В одном из первых, вероятно, постановочных коллективов советского цирка объединились замечательный клоун Виталий Лазаренко, поэт Владимир Маяковский и художник Борис Эрдман. Их воодушевляло стремление к злободневности, умение сочетать новаторство с хорошими традициями цирка, высокая культура, острая выдумка и большой вкус — все те качества, которые сегодня отличают советский цирк от дореволюционного и современного буржуазного цирков.
В числе художников, пришедших в цирк, были Н. Акимов, К. Елисеев, Б. Ефимов, В. Рындин, Б. Эрдман. Широкое приобщение к цирку мастеров смежных искусств — авторов, режиссеров, художников — в значительной степени способствовало утверждению самобытного мажорного искусства советского цирка,
Значительное место в цирке занимают декоративное оформление, костюмы, аппаратура, реквизит. Здесь необходимы изобретательная выдумка, яркие творческие решения, экспериментаторские поиски, умело сочетаемые с практикой цирка.
К этой работе Союзгосцирком привлекается сегодня широкий круг художников театра .и кино, в их числе М. Арутчян, Т. Бруни, М Варпех, М. Виноградов, К. Ефимов, Б. Кноблок, К. Кулешов, Л. Либер, С. Мандель, Л. Силич, Е. Чемодуров.
Одной из интереснейших работ, выполненных за последнее время, является оформление художником Е. Чемодуровым балетно-циркового представления на льду «Зимняя фантазия». В гармонично решенном оформлении все очень выразительно и лаконично. Сейчас Е. Чемодуров готовит эскизы для новой программы.
Большую работу представила художник Л. Силич. В хорошей манере исполнены ею живописные эскизы, в которых зримо ощутим темперамент, характер персонажей новой постановки цыганского циркового коллектива.
В большом коллективе мастеров цирка премьера — явление повседневное. Это может быть клоунада или дрессура, воздушный номер или иллюзионный аттракцион, новая пантомима в одном из цирков страны или представление за рубежом. Выполнением эскизов для этих основных работ занят небольшой коллектив постоянно сотрудничающих художников.
Много и плодотворно трудится в Союзгосцирке художник А. Судакевич. Артистов советского цирка, выступающих в задуманных ею ярких, безупречно выполненных костюмах, могли видеть многие зрители в нашей стране и за рубежом.
Остроумно и изобретательно оформляются художником Л. Окунем программы Московского цирка. С успехом завершена ям новая постановка в Ленинградском цирке, которая в настоящее время идет на московской арене.
Интересными поисками отмечены работы В. Сахновского и других художников, привлекаемых Центральной студией циркового искусства, где задается своеобразный творческий «тон» новыми экспериментальными работами.
Пишущим эти строки в текущем году проделана работа по оформлению гастролей артистов советского цирка в Латинской Америке и начата увлекательная работа по оформлению второго цикла аттракциона «Чудеса без чудес» с участием артистов Сокол в постановке В. Плучека.
Наши художники в своих работах стремятся к постоянному обогащению выразительных средств, настойчиво ищут разнообразные оформительские приемы, новые современные и оригинальные фактуры — материалы.
Но, к сожалению, все еще встречается излишнее увлечение внешней «парадностью», украшательством. В оформлении национальных цирковых коллективов характерные национальные особ емкости, тематическое содержание в ряде случаев слабо поддерживается художником спектакля, не находит полноценного внешнего выражения, подменяется «дежурным» орнаментом.
В интересной новой работе художника М. Арутчяна, выполненной им для коллектива армянского цирка, присутствует досадное однообразие из-за перегруженности оформления орнаментом, к тому же крайне измельченным. А вот в превосходно задуманных эскизах костюмов художнику удалось этого избежать, сохраняя при этом необходимые национальные особенности, умело, сочетая их с элементами циркового костюма.
Когда работа над костюмами проходит в тесном содружестве артиста, режиссера и художника, появляется много интересных находок. Но, к сожалению, такое содружество — редкость.
В многочисленных спорах о том, каким должен быть сегодня облик клоуна, настойчиво гальванизируется тема «маска или образ».
Главное, на наш взгляд, в том, что на манеже должны быть различные клоуны с ярко выраженными индивидуальными чертами, нашедшими свое органичное выражение во внешнем облике, костюме, гриме. И тут могут оказаться вполне уместными и самые причудливые прически, и огромные башмаки, и другие обязательные признаки клоунского костюма, несправедливо, как нам кажется, изживаемые в последние годы с манежа.
В связи со сказанным выше вспоминается предпринятая режиссером М. Местечкиным и мною «смелая», как нам казалось, попытка театрализовать в клоунаде «Вокруг света» типичных представителей так называемой «клоунской маски» — талантливых артистов братьев Лавровых, наделив каждого из них характером и внешним обликом действующего лица клоунады. На манеже появились совершенно на себя не похожие клоуны, без привычных гиперболизированных носов и ботинок, без «диких» париков... Но сквозь незнакомый, «чужой» облик новых персонажей явно проступали черты, органически свойственные артистам и столь чуждые их новому облику. Клоунада имела успех, но «настоящих» клоунов не получилось.
После того как клоунада, побывав на многих наших манежах, «исчерпала» себя, братья Лавровы возвратились к своим прежним клоунским маскам.
Утрировка во всем, что сопутствует клоуну, особенно убедительна, когда присутствует в том, что им самим где-то подсмотрено, самим изобретательно выдумано и сделано.
Преувеличение по-настоящему оправдывает себя, когда с его помощью делается попытка ярче подчеркнуть суть происходящего на манеже так же, как этому способствует направленный световой луч в театре или крупный план в кино.
В результате многочисленных попыток «осовременивания» клоунского костюма получил широкое хождение костюм-гибрид, в котором обычному, прозаическому пиджаку было придано традиционное романтичное клоунское жабо.
Встречаются костюмы-близнецы — следствие однообразных расцветок, фактур, отделок и широко практикуемого в комбинате Союзгосцирка подбора устаревших эскизов, нуждающихся, па наш взгляд, в критическом отборе.
Роль художника в создании произведений циркового искусства давно всеми признана, но настоящей оценки своей работы мы не получаем. Ни разу в повестку заседаний Художественного совета Союзгосцирка не включались вопросы, касающиеся деятельности художников. На режиссерской коллегии редко обсуждаются эскизы костюмов и манежного оформления. В рецензиях, публикуемых газетами и даже журналам «Советский цирк», анализируется работа артистов, режиссеров, но о художниках не упоминается. Многочисленные эскизы, накопленные за сорок с лишним лет, маю кого интересуют; они находятся у авторов, в мастерских художественного комбината, у кого угодно, но тольке не в Музее циркового искусства.
Творческие дискуссии, организация выставок, критический разбор произведений, широкий обмен опытом помогут художникам цирка внести еще больший вклад в дело развития советского цирка.
Фото автора: эскизы оформления манежа для иллюзионного аттракциона под руководством А. Сокол
А. ФАЛЬКОВСКИЙ,
художник Союзгосцирка
Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.