В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Художники цирка

 

Перед художником, впервые оформляющим программу в цирке, сразу же возникают «трудности пространства».

Уж очень ограниченными кажутся постановочные возможности площадки, на которой должно развернуться стремительное дей­ствие.

Здесь  все как на ладони.

Вместо сценической коробки, с ее «бесконечной» глубиной, театральными эффектами, современной техникой, перед вами от­крытый со всех сторон манеж с невысоким  барьером.

Если, запрокинув голову, взглянуть вверх, то мы увидим целый «лес» растяжек, лонж, веревочных лесенок и других атрибутов, обязательных для каждого циркового представления.

В глубине единственный артистический выход, к которому на протяжении  всего представления  прикованы тысячи глаз  зрителей.

Вот звучит увертюра. Вспыхнули огни прожекторов, заливая ярким светом манеж. И перед вами сказочно великолепное, насы­щенное романтикой зрелище.

С этой минуты вас не покидает ощущение чего-то невероятного... Границы манежа как бы расширились, исчезли очертания архитек­туры зала, раскрылся купол, и вы оказываетесь в атмосфере захва­тывающего,   надолго   запоминающегося   спектакля.

Вас восхищает высокое мастерство, вы подмечаете общность сти­ля, ощущаете единое дыхание его участников — результат творче­ской практики деятелей циркового искусства: артистов, авторов, ре­жиссеров,  композиторов,  художников.

В одном из первых, вероятно, постановочных коллективов со­ветского цирка объединились замечательный клоун Виталий Лазаренко, поэт Владимир Маяковский и художник Борис Эрдман. Их воодушевляло стремление к злободневности, умение сочетать новаторство с хорошими традициями цирка, высокая культура, острая выдумка и большой вкус — все те качества, которые сегодня отлича­ют советский цирк от дореволюционного и современного буржуаз­ного  цирков.

 

В числе художников, пришедших в цирк, были Н. Акимов, К. Елисеев, Б. Ефимов, В. Рындин, Б. Эрдман. Широкое приобще­ние к цирку мастеров смежных искусств — авторов, режиссеров, художников — в значительной степени способствовало утверждению самобытного мажорного искусства советского цирка,

Значительное место в цирке занимают декоративное оформление, костюмы, аппаратура, реквизит. Здесь необходимы изобретательная выдумка, яркие творческие решения, экспериментаторские поиски, умело сочетаемые с практикой цирка.

К этой работе Союзгосцирком привлекается сегодня широкий круг художников театра .и кино, в их числе М. Арутчян, Т. Бруни, М Варпех, М. Виноградов, К. Ефимов, Б. Кноблок, К. Куле­шов, Л. Либер, С. Мандель, Л. Силич, Е. Чемодуров.

Одной из интереснейших работ, выполненных за последнее вре­мя, является оформление художником Е. Чемодуровым балетно-циркового представления на льду «Зимняя фантазия». В гармонично решенном оформлении все очень выразительно и лаконично. Сейчас Е. Чемодуров готовит эскизы  для   новой  программы.

Большую работу представила художник Л. Силич. В хорошей манере исполнены ею живописные эскизы, в которых зримо ощутим темперамент, характер персонажей новой постановки цыганского циркового коллектива.

В большом коллективе мастеров цирка премьера — явление по­вседневное. Это может быть клоунада или дрессура, воздушный номер или иллюзионный аттракцион, новая пантомима в одном из цирков страны или представление за рубежом. Выполнением эскизов для этих основных работ занят небольшой коллектив постоянно сотруд­ничающих художников.

Много и плодотворно трудится в Союзгосцирке художник А. Судакевич. Артистов советского цирка, выступающих в задуманных ею ярких, безупречно выполненных костюмах, могли видеть многие зрители   в   нашей  стране  и   за   рубежом.

Остроумно и изобретательно оформляются художником Л. Оку­нем программы Московского цирка. С успехом завершена ям новая постановка в Ленинградском цирке, которая в настоящее время идет на московской арене.

 

Интересными поисками отмечены работы В. Сахновского и дру­гих художников, привлекаемых Центральной студией циркового искусства, где задается своеобразный творческий «тон» новыми экспериментальными  работами.

Пишущим эти строки в текущем году проделана работа по оформлению гастролей артистов советского цирка в Латинской Америке и начата увлекательная работа по оформлению второго цикла аттракциона «Чудеса без чудес» с участием артистов Сокол в постановке В. Плучека.

Наши художники в своих работах стремятся к постоянному обогащению выразительных средств, настойчиво ищут разнообразные оформительские приемы, новые современные и оригинальные факту­ры — материалы.

Но, к сожалению, все еще встречается излишнее увлечение внеш­ней «парадностью», украшательством. В оформлении национальных цирковых коллективов характерные национальные особ емкости, тема­тическое содержание в ряде случаев слабо поддерживается худож­ником спектакля, не находит полноценного внешнего выражения, подменяется   «дежурным»   орнаментом.

В интересной новой работе художника М. Арутчяна, выполнен­ной им для коллектива армянского цирка, присутствует досадное однообразие из-за перегруженности оформления орнаментом, к тому же крайне измельченным. А вот в превосходно задуманных эскизах костюмов художнику удалось этого избежать, сохраняя при этом необходимые национальные особенности, умело, сочетая их с эле­ментами  циркового костюма.

Когда работа над костюмами проходит в тесном содружестве артиста, режиссера и художника, появляется много интересных на­ходок.   Но,  к сожалению,   такое содружество — редкость.

В многочисленных спорах о том, каким должен быть сегодня облик клоуна, настойчиво гальванизируется тема «маска или образ».

Главное, на наш взгляд, в том, что на манеже должны быть различные клоуны с ярко выраженными индивидуальными чер­тами, нашедшими свое органичное выражение во внешнем облике, костюме, гриме. И тут могут оказаться вполне уместными и самые причудливые прически, и огромные башмаки, и другие обязатель­ные признаки клоунского костюма, несправедливо, как нам ка­жется,   изживаемые   в  последние   годы   с манежа.

В связи со сказанным выше вспоминается предпринятая ре­жиссером М. Местечкиным и мною «смелая», как нам казалось, попытка театрализовать в клоунаде «Вокруг света» типичных пред­ставителей так называемой «клоунской маски» — талантливых артистов братьев Лавровых, наделив каждого из них характером и внеш­ним обликом действующего лица клоунады. На манеже появились совершенно на себя не похожие клоуны, без привычных гиперболи­зированных носов и ботинок, без «диких» париков... Но сквозь не­знакомый, «чужой» облик новых персонажей явно проступали чер­ты, органически свойственные артистам и столь чуждые их новому облику. Клоунада имела успех, но «настоящих» клоунов не получи­лось.

После того как клоунада, побывав на многих наших манежах, «исчерпала» себя, братья Лавровы возвратились к своим прежним клоунским  маскам.

Утрировка во всем, что сопутствует клоуну, особенно убедитель­на, когда присутствует в том, что им самим где-то подсмотрено, са­мим   изобретательно   выдумано   и   сделано.

Преувеличение по-настоящему оправдывает себя, когда с его помощью делается попытка ярче подчеркнуть суть происходящего на манеже так же, как этому способствует направленный световой луч   в  театре   или крупный   план   в   кино.

В результате многочисленных попыток «осовременивания» клоун­ского костюма получил широкое хождение костюм-гибрид, в ко­тором обычному, прозаическому пиджаку было придано традицион­ное  романтичное   клоунское   жабо.

Встречаются костюмы-близнецы — следствие однообразных рас­цветок, фактур, отделок и широко практикуемого в комбинате Союз­госцирка подбора устаревших эскизов, нуждающихся, па наш взгляд, в критическом отборе.

Роль художника в создании произведений циркового искусства давно всеми признана, но настоящей оценки своей работы мы не получаем. Ни разу в повестку заседаний Художественного совета Союзгосцирка не включались вопросы, касающиеся деятельности художников. На режиссерской коллегии редко обсуждаются эскизы костюмов и манежного оформления. В рецензиях, публикуемых га­зетами и даже журналам «Советский цирк», анализируется работа артистов, режиссеров, но о художниках не упоминается. Многочисленные эскизы, накопленные за сорок с лишним лет, маю кого интересуют; они находятся у авторов, в мастерских художествен­ного комбината, у кого угодно, но тольке не в Музее циркового искусства.

Творческие дискуссии, организация выставок, критический раз­бор произведений, широкий обмен опытом помогут художникам цирка внести еще больший вклад в дело развития советского цирка.

 

 Фото  автора:   эскизы      оформления      манежа для   иллюзионного   аттракциона   под  руководством   А.  Сокол

 

А.    ФАЛЬКОВСКИЙ,

художник Союзгосцирка

 

Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100