В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Футит и шокалад

 

 

Настоящий очерк является вольным переводом главы из кни­ги французского критика и историка цирка Тристана Реми «Клоуны».

 

В нем рассказывается об одной из колоритных клоунских пар западноевропейского цирка конца XIXначала XX века — Футите и Шоколаде.

Наряду с описанием костюмов, грима, клоунских масок в очер­ке дается представление также о репертуаре знаменитых коми­ков. Автор не пишет о социальных истоках образов Футита и Шоколада, но от читателей, бесспорно, не ускользнет пародийный характер взаимоотношений между «белым» Футитом и «цветным» Шоколадом. Талантливые клоуны по-своему едко пародировали отношения между колонизаторами и угнетенными. Футит   и    Шоколад   создали  отлично сыгранный дуэт.

 

Футит (Футит Теодор Халь) родился 24 апреля 1864 го­да в Ноттингеме (Англия). Его отец был постоянным участником традиционных рождественских пантомим, где он исполнял комически роли. Позже отец Футита открыл цирк и на­чал готовить сына к цирковой карьере. Маленький. Футит изучал акробатику и занимался музыкой у циркового кларнетиста. Одно­временно Футит посещал школу. В 1874 году отец Футита умер, и мать вышла замуж за известного наездника и укротителя львов Томаса Батти. Отчим начал учить Футита искусству наездника. Домашние неприятности заставили Футита уехать к своему дяде Энджену, тоже цирковому наезднику. В цирке дяди Футит под именем Тома стал выступать как наездник высшей школы. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, Футит перешел в цирк «Континенталь». В этом цирке Футит дебютировал как клоун. Свой грим и костюм Футит заимствовал у Пьеро. Особенный успех Футит имел в пародии на номер наездницы. Он выходил на арену в гриме клоуна, но в костюме наездницы и был очень смешон, исполняя с серьезным видом упражнения на лошади.

Настоящая   слава   пришла   к   Футиту,   когда   в   1889   году   в Мадриде он соединился с Шоколадом.

Шоколад (Рафаель) родился в Гаване (Куба). Он не знал своих родителей, так как в самом раннем детстве был продан в рабство некоему сеньору Костанно, богатому португальскому купцу, имев­шему свою резиденцию на Антильских островах.

Однажды Шоколад был послан за покупками, но по дороге проиграл все деньги. Возвращаться домой было опасно, и Шоко­лад сбежал. Он был носильщиком, работал на рудниках и, нако­нец, устроился грумом в бар. Там его заметил клоун Тони Грэс, давно искавший себе слугу и партнера.

Постепенно Шоколад стал участвовать в номерах своего патро­на. Так, в антре «Лошадь», где два человека, натянув лошадиную шкуру, выполняли приказания дрессировщика, Шоколад «играл» задние ноги.

Однажды за обедом Шоколад опрокинул соус прямо на платье мадам Тони Грэс. Его немедленно рассчитали, и он перешел к Футиту.

Футит и Шоколад были словно рождены друг для друга. Черное лицо Шоколада оттеняло белизну пудреного лица Футита. Футит был одет в прекрасный, из золота и парчи клоунский костюм, на ногах у него были лакированные туфли и белые нос­ки. Шоколад одевался во фрак (зеленый, красный или голубой) и всегда слишком короткие брюки, из-под которых выглядывали носки удивительной расцветки. На голове у Шоколада был ци­линдр.

Фуутит был деспот хозяин. Гневливость и трусость были глав­ными чертами его характера. Шоколад, наоборот, был прост, добродушен и бесхитростен.

Английский акцент, замечательная мимика Футита еще больше подчеркивали его характер в противопоставлении с всег­да покорным Шоколадом, обладавшим равнодушным выражением лица и тихим, невыразительным голосом.

Когда Футит в гневе, Шоколаду приходится плохо.

Мистер Шоколад, вы дурак,

Что вы сказали?

Я сказал: вы дурак.

Нет!

Дурак!

Не повторяйте, или я...

Бы  идиот!

Шоколад сразу успокаивается:

        Хорошо,  я согласен на   «идиота», но я не хочу, чтобы вы называли меня «дурак».

Иногда Шоколад берет реванш. Футит, пародируя итальян­ских певиц, без конца повторяет одну и ту же фразу.

Шоколад подходит сзади и бьет увлеченного Футита пониже спины сначала левой ногой, потом правой, наконец, вызывает уни­формистов и вместе с ними уносит Футита.

А вот их антре «Телефон». Клоуны растягивали по арене шамбарьер и  начинали разговор:

Алло, алло, вы слушаете, мистер Шоколад?

Я слушаю!

Вы не можете мне одолжить пять франков?

Алло, алло!

Одолжите пять франков!

Что?

Мистер  Шоколад,   если   вы  не  слышите,   я  вынужден  дать вам пощечину!

Я  вас не  слышу,  так  как  телефон  не работает.

—Ступайте на  мое место и вызовите  меня,  но  я вас  преду­преждаю, если телефон  работает,  я дам  вам  пощечину.

Теперь звонит Шоколад.

Алло!   Алло!   Вы   меня   слышите?

Слышу  очень хорошо!

Вы не одолжите  мне сто франков? Футит поднимается.

Вы правы, мистер Шоколад. Телефон не работает.

Но обычно Шоколад очень несообразителен и терпит массу не­приятностей от своего партнера.

        Отгадайте,  мистер Шоколад:   ребенок моих  родителей,  ко­торый не мой брат и не моя сестра, кто это? Вы не догадывае­тесь? Сын моих родителей — это я.

Шоколад находит эту загадку превосходной и загадывает ее шпрехшталмейстеру.

Это вы,— говорит шпрехшталмейстер.

Да нет,— возражает Шоколад,— это Футит.

Шоколад питает к Футиту совершенное почтение, в особен­ности к его знаниям и интеллектуальным способностям. Власть Футита над Шоколадом беспредельна.

Я хочу пить,— говорит Шоколад.

А деньги у вас есть? — осведомляется Футит.

У меня нет денег.

У вас нет денег — значит, вы не хотите пить!

Футит гримировался под Сару Бернар, завивал волосы, на­девал золотую цепь, колье, браслеты и пародировал знаменитую актрису в сцене смерти Клеопатры, когда она появлялась со зме­ей. Он умирал на руках безразличного к этому событию Шокола­да, а потом вскакивал и носился по арене. Викторьен Сарду и Морис Бернар пробовали устроить обструкцию Футиту, но пуб­лика не поддержала их. Сама Сара Бернар прибыла >в цирк, и ей ничего не оставалось, как смеяться и аплодировать клоуну вместе с публикой.

Из знаменитых номеров Футита и Шоколада надо еще упо­мянуть «Железную дорогу».

Футит расставлял на арене стулья, которые должны были изображать вагоны. В поезде было три класса: первый, второй и третий.

Выходили пассажиры, едущие в первом и втором классах. Футит встречал их с любезной улыбкой, снимал перед ними свой колпак, низко кланялся.

Но вот с чемоданом появлялся Шоколад.

Какой у вас класс? — осведомлялся Футит.

Третий,— едва выдавливал Шоколад.

Тут для него начинались неприятности. Футит толкал его самым грубым образом, бил чемоданом, и все это бедный Шоко­лад сносил безропотно, с безразличным выражением давно и ко всему привыкшего человека.

*Когда зритель,— писал современник,— видел Шоколада с его несчастным и безразличным видом, он часто недоумевал, кто все-таки перед ним: безмозглый дурак или очень умный и несчаст­ный человек, сознающий свое моральное падение и ничего не предпринимающий для исправления своей судьбы, ибо все равно ему уже ничто не поможет».

В дальнейшем успех покинул Футита и Шоколада. Шоколад начинает вызывать не смех, а жалость и сочувствие, особенно в провинции. В 1910 году клоуны в последний раз выступают в парижском Новом цирке, но без прежнего успеха. Вскоре они разошлись: каждый стал выступать со своими детьми. В 1911 году Шоколад оказался близок к нищете и был вынужден принимать ангажементы в маленькие цирки. Но и Фуутиту было трудно, и он любил повторять: «У меня был больше, чем талант: у меня был    Шоколад». С детьми у Футита не получалось    ансамбля.

В 1910 году Футит становится во главе передвижного цирка, игравшего на ярмарках, но он не был опытным администратором, и цирк почти не приносил ему дохода.

 

Умер Футит 29 апреля 1921 года в возрасте 67 лет. Последние годы он дер­жал бар-ресторан. Все французские газеты отметили его смерть.

Шоколад выступал со своим сыном Ев­гением (Шоколад и Таблетт). В марте он с сыном Футита Жоржем и клоуном Бо­бом О' Коннор выступал на ярмарке в Бор­до, в цирке Ранси, Там Шоколад умер 4 ноября 1917 года от припадка грудной жабы.

Футит  (Футит Теодор  Халь)

 

Сын Шоколада (псевдоним — Евгений Гримальди Таблетт) начал как наездник, потом стал клоуном и выступал со своим отцом.

У Футита было три сына — Томас, Жорж и Гарри, все трое были посредст­венными клоунами. Томас начал высту­пать с отцом в момент расцвета его славы. В 1914—1918 годах Томас воевал, полу­чил контузию и умер в сумасшедшем до­ме. Жорж тоже начал с отцом, потом с успехом работал в ярмарочных цирках, но в Париже не появлялся. Гарри — наездник и клоун, работал в балаганах и умер в ни­щете. Внуки Фуутита тоже цирковые ар­тисты.

 

ТРИСТАН РЕМИ

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100