Нам нужна помощь!
Трудно представить полноценное цирковое представление без музыкального номера. Одним из серьезных вопросов является подготовка исполнителей. Училище циркового искусства, ежегодно выпускающее много номеров и артистов различных жанров, до сих пор не выпустило ни одного полноценного музыкального номера. То же самое нужно сказать и о Центральной студии циркового искусства. Могут возразить, что студия подготовила несколько музыкальных номеров... Но ни один из них не был новым, а лишь переоформлялся. Исключение составляет Ленинградский цирк, где под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Г. С. Венецианова было выпущено несколько совершенно новых по замыслу музыкальных номеров. Ко этого недостаточно.
Полноценный музыкальный номер может быть подготовлен в творческом содружестве артиста, режиссера и музыкального руководителя. Последний, по нашему мнению, следит за подбором музыкального репертуара, инструментов, оркестровкой. Тан нам контроль со стороны художественного отдела недостаточен и отсутствует помощь опытных мастеров и режиссеров, за последние годы появилось много однообразных музыкальных номеров. В большинстве случаев они созданы артистами, ранее работавшими в других жанрах и не имеющими необходимой музыкальной подготовки. У таких исполнителей недостаточна музыкальная культура. Участники, иногда ил бывает три-четыре человека, исполняют свои партии в унисон, а роль аккомпанирующего инструмента заменяет оркестр.
Необходимо устранить эти недостатки. В период межсезонья было бы неплохо организовать при Центральной студии циркового искусства курсы повышения квалификации артистов музыкального жанра. Художественный отдел должен обязать некоторых артистов сдать экзамен, определив необходимый минимум музыкальных знаний.
Значительна роль оркестра в музыкальных номерах. Некоторыми оркестрами, к сожалению, руководят дирижеры, не знающие специфики цирка. Союзгосцирк должен обязать таких дирижеров, как Гончаров, Додюк, Семенов, подготовлять молодые дирижерские кадры. Ведь специфика сопровождения цирковых номеров требует специальных навыков дирижирования.
Хочется остановиться на оснащении музыкальных номеров эксцентрическими инструментами. Сейчас у артистов нет возможности приобретать их в магазинах или заказывать в специализированных мастерских, так как музыкальная промышленность подобных инструментов не выпускает. Те, что есть у артистов, либо переходят к ним по наследству, либо приобретаются у исполнителей, ушедших на пенсию. Мы не ставим вопроса о создании специальной мастерской. Но в таких крупных музыкальных комбинатах, как Ленинградский, можно было бы в экспериментальных цехах организовать производство эксцентрических инструментов.
Устранение этих недостатков поможет дальнейшему развитию музыкальной эксцентрики.
Заслуженная артистка РСФСР К. КОХ
Л. ГУМЕНЮК
Журнал «Советский цирк» октябрь 1959