Будь внимательна, Ирина!
В газете «Советская культура» от 4 декабря 1958 года напечатана статья под заголовком: «Браво, Ирина!»
В ней рассказывается о молодой цирковой артистке Ирине Щетининой, которая поправилась после падения с большой высоты, хотя врачи считали ее состояние почти безнадежным. По мнению автора заметки, Ирина спаслась только потому, что жажда жизни у нее была сильнее боли. Врачи якобы утверждали, что спасти ее может только чудо (!) — есть-де, случаи, когда медицина отступает и в схватке с недугом побеждает лишь сильный духом.
Возможно, все это так и есть, но ведь стоило Ирине упасть менее счастливо, и никакая «сила духа» уже не помогла бы ей вернуться в цирк. Все, кто знал об этом трагическом случае, желали бедной Ирине счастливого исхода и все рады, что она стала - здоровой и даже возвращается к своей любимой работе.
Но дело совсем не в этом. Верно, мы хотим говорить не об этой стороне происшествия в цирке.
Общеизвестно, что первым декретом Советской власти о работе в советских цирках был декрет о безопасности артистов, работающих в опасных номерах. Этим проводилась резкая черта между советским цирком и старым дореволюционным цирком, где главным элементом представления был риск ради куска хлеба, где хозяева цирков и антрепренеры платили больше тому артисту, который имел больше шансов сломать себе шею во время исполнения своего номера.
Наши зрители приветствовали это постановление Правительства СССР, и никогда ни один артист не лишался и самой малой доли успеха из-за того, что он демонстрировал свое искусство, пользуясь страховкой, без риска для жизни. Это постановление об охране труда артистов цирка никто никогда не отменял и не имеет права отменить.
Как же могло случиться так, что Ирина Щетинина все же упала? Кто мог позволить молодой артистке работать в столь ответственном и очень рискованном номере без стопроцентного предохранения от несчастного случая?
Отец Ирины опытный артист, и он должен был бы помнить, что в руках его совсем юная, начинающая артистка, и к тому же его родная дочь! Как он, первый, мог разрешить ей работать высоко в воздухе, при стремительном вращении всего аппарата, без надежного предохранения?
Куда смотрел инспектор манежа и тот, кто отвечает в Тбилисском цирке за охрану труда артистов?
Что думает по этому поводу директор цирка тов. Ванадзе?
К сожалению, в последнее время на технику безопасности во многих цирках стали смотреть сквозь пальцы как на что-то второстепенное.
Часто в должностях директоров цирков работают лица, не знающие цирковой специфики. Попадаются и инспектора манежа невысокой квалификации. Такие работники понимают всю серьезность охраны труда только тогда, когда получаются такие неприятности, как в случае с Ириной Щетининой.
Недаром в постановлении президиума ЦК профсоюза работников культуры от 25 ноября 1958 года отмечаются серьезные недостатки в области охраны труда и техники безопасности во многих цирках. Постановление конкретно перечисляет грубые нарушения правил охраны труда! В этот перечень попадает и Тбилисский цирк, этот цирк-дворец, где создать идеальные условия для производственной и творческой жизни совсем не трудно — стоит только захотеть.
Из-за нарушений правил техники безопасности страдают не только артисты, но и зрители (случай в Кемеровском цирке с номером артиста А. Сокол).
И все-таки, несмотря на отдельные жестокие уроки, некоторые воздушные номера продолжают работать без лонж и сеток, хотя исполнители этих номеров только что покинули стены цирковой школы.
Самое «интересное» в этом еще то, что кое-кто из работников цирка ходатайствует в ЦК профсоюзов о разрешении работать молодым артистам... без предохранительных лонж!
Большая вина падает и на долю самих артистов. Еще не успев «опериться», в порыве юношеского «куража», многие из них настаивают на том, чтобы работать без сетки. Не нужна нашему зрителю такая смелость, и можно напомнить тем, кто этого не знает или забыл, что в старом цирке нашли свою смерть артисты очень высокой квалификации. Трагический случай не имеет ничего общего с квалификацией! Это именно случай, и наш цирк от этого должен быть избавлен.
Многие артисты цирка, когда это нужно было, во время Отечественной войны продемонстрировали свою отвагу и смелость, воспитанную в цирке, но игра со смертью на цирковом представлении нелепа и даже преступна.
Артисты сами должны требовать от дирекции цирка выполнения всех норм по охране их труда. И конечно, нужно строго привлекать к ответственности директоров цирка и лиц, ведающих техникой безопасности, за малейшие нарушения норм, установленных нашим правительством. У нас же, к сожалению, зачастую ограничиваются «предупреждениями» и обещаниями наказать «в следующий раз».
Нет, не «браво», а будь очень внимательна, Ирина! Мы будем любоваться твоим мастерством, но хотим, чтобы это удовольствие не нарушалось ни у нас страхом за тебя, ни у тебя — страхом за себя. Во второй раз может не помочь и чудо. Насчет «чудес» у меня — старого артиста — мнение несколько расходится с лечившими тебя докторами
.
А. ШИРАЙ
Журнал «Советский цирк» февраль.1959