В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Красота молчания 

 

 

Гремит бравурный марш, и на залитую ослепительным светом юпитеров цирковую арену стремительно выбегают двое артистов... Исполняется номер, называю­щийся «акробатический этюд». Изящный, граци­озный поклон... И вот уже, поднятый мощными руками партнера, один из артистов жмет стойку на голове «нижнего», в свою очередь с усер­дием пытающегося сохранить ускользающее рав­новесие... Один трюк следует за другим. Но вот номер окончен, артисты раскланиваются, и... сра­зу же исчезает атмосфера цирка и перед нами посредине большой, светлой комнаты стоит оде­тый в черное трико высокий, смущенно улыбаю­щийся юноша. Но куда же делся второй парт­нер!! Что это, иллюзионный аттракцион!! Спе­шим оговориться. Мы присутствуем на очеред­ном занятии самодеятельной студии «Мим», созданной около трех лет назад при Ленинградском Доме культуры работников промкооперации. по инициативе  Рудольфа   Евгеньевича   Славского.

Идет урок актерского мастерства. Только что в сложном по исполнению этюде «Акробаты» за­ставил нас поверить в своего воображаемого партнера способный студиец Борис Агешим. Ведь пантомима — искусство воображения, а мимика, точность и выразительность жестов студийца столь убеждающе, что мы невольно забыли о его «единственном числе» и весело смеялись над за­бавными  трюками   эксцентрической  «пары»...

Впрочем, руководитель студии Р. Е. Славский недоволен исполнением некоторых деталей этю­да и просит повторить их еще раз. «Больше вни­мания к «партнеру», — советует он студийцу...

Красотой молчания назвал искусство пантоми­мы некоронованный король мимов Чарли Чап­лин. Эти слова Чаплина необыкновенно верно пе­редают незабываемое впечатление от встречи с этим «молчаливым» и вместе с тем столь вырази­тельным и красноречивым видом искусства, к сожалению, не получившим еще у нас заслужен­ной оценки и распространения. Отсутствие долж­ного внимания к мимическому театру отрица­тельно сказывается на подготовке к работе про­фессиональных актеров, в частности внешняя техника молодых актеров зачастую оставляет же­лать много лучшего. Опыт древних и современ­ных мимов, артистов театра масок недостаточно используется учебными заведениями, готовящи­ми актеров. У нас не всегда помнят слова К. С. Станиславского о том, что мимика — важ­нейший элемент актерского искусства, о том, что мимика неотделима от всего строя мыслей, дей­ствий и чувств человека и является органическим выражением его внутренней жизни... Еще в большей степени эти недостатки относятся к актерам самодеятельного театра. Поэтому думается, что организованная Р. Е. Славским первая и пока единственная самодеятельная студия «Мим» в Ленинграде явление не только интересное, но и полезное.

— Еще в 30-е годы, будучи студентом техни­кума циркового искусства, — рассказывает Р. Е. Славский, — я серьезно увлекся творчеством Чап­лина, увлекся мимическими этюдами. Мы делали целые мимические сценки и настойчиво тренировали себя в сложном искусстве игры с несуще­ствующими предметами. Театр пантомимы, к сожалению, у нас мало известен широкому зрите­лю, и только в 1957 году, после фестиваля в Москве, на котором был проведен международный конкурс искусства пантомимы, во многих городах Советского Союза возникли студии и кружки, на­чавшие работу по освоению этого жанра искус­ства. Окрепло и мое решение передать молоде­жи накопившийся опыт. Так была создана и наша  студия...

Старожилы студии сейчас с улыбкой вспоми­нают о своих первых, робких шагах. Нелегко бы­ло усвоить и выполнить специфические, своеоб­разные правила и требования мимов, точно и вы­разительно передавать форму, объем и даже вес несуществующих предметов, координировать в зависимости от весовой нагрузки мышечное на­пряжение и, конечно, самое сложное — «работать», верить, видеть, общаться со своими вооб­ражаемыми  партнерами.

Занятия в студии начинаются с проверки домашних заданий и тренировочных упражнений с несуществующими предметами. Здесь каждый студиец должен не только «сдать» приготовлен­ный дома этюд, но и принять активное участие в обсуждении этюда товарища... Кропотливо, настойчиво добиваясь тщательной отделки деталей, заставляя по многу раз повторять один и тот же неудавшимся жест, сцену, то и дело меняя ис­полнителей, указывая на их ошибки, вместе со студийцами руководитель студии ищет наилуч­шее решение того или иного мимического обра­за. Уроками по актерскому мастерству не ограничивается мимическое образование студийцев. Искусство мима пластично по своей природе, по­этому для развития чувства ритма, умения пра­вильно двигаться проводятся занятия по ритмике и сценическому движению. Члены студии изу­чают историю пантомимы, систему К. С. Стани­славского. Много уделяют внимания и развитию фантазии, наблюдательности, музыкальной вы­разительности, умению выбрать из множества впечатлении самые яркие, характерные... Порой занятия оканчиваются просмотром кинопленок из личной фильмотеки Р. Е. Славского о выдающих­ся мимах современности Чарли Чаплине, Марселе Марсо, а то и кинодемонстрацией творчества са­мих студийцев, предварительно заснятых на кино­планку... Многочисленные упражнения, упорный тренаж, требовательность и опыт руководителя студии постепенно стали приносить успехи. Начав когда-то с эскизов и этюдов, студийцы ставят сей­час уже законченные сцены, часто выступают в концертах, встречая самый теплый прием у зри­теля. Скоро на экраны страны выйдет фильм «Невские мелодии», где по ходу действия в труд­ной и интересной по технике исполнения панто­миме «Жизнь человеческая» выступят участники студии Борис Агешин и Нонна Самарина. Кстати, Борис Агешин недавно успешно сдал конкурсные экзамены и принят в профессиональную студию эстрадного искусства. Это уже второй воспитан­ник студни, принятый на профессиональную  сцену. Ранее в число студентов Училища циркового искусства был зачислен студиец, бывший слесарь Геннадий Кузин. В этом немалая заслуга руково­дителя студии Р. Е. Спасского. Недавно в студии было получено письмо от Г. Кузина, в котором он благодарит Р. Е. Славского за «понимание в области пантомимы, так как в цирке это самое главное».

Канат

В этот вечер мы увидели еще несколько пан­томимических сцен и этюдов. «К сыну за по­мощью» — так называется пантомимическая сце­на, рассказывающая языком жеста и мимики о страданиях старой женщины, вынужденной обра­титься за помощью к забывшему свой долг сыну и его пустой, легкомысленной супруге... Эту сце­ну с большим чувством исполняют М. Люфанова, Б. Агешин и Н. Самарина. Выступает студиец Анатолий Елизарьев, мы сразу переносимся за океан на одну из шумных улиц большого американско­го города. Тщетно маленький чистильщик сапог — негритенок предлагает свои услуги прохожим. Люди проходят мимо... Негритенок мечтает о сытом обеде, о работе... Но внезапно, споткнувшись о свой тяжелый ящик с сапожными щетками, он с грустью убеждается в печальной действитель­ности. «Мальчик из Бостона» — так назвал этот этюд А. Елизарьев. Острую наблюдательность и хороший юмор продемонстрировали в сатириче­ских этюдах «Кто как сидит». «Покупка электро­бритвы», «В меховом магазине» члены студии Наташа Девяткина и Зина Савостьянова. Тут и секретарша, у которой «к одним улыбка у рта, к другим отношение плевое», и хулиган, слезливо умоляющий работников милиции о прощении, са­модовольный бюрократ и т. д.

Мимическая сценка «В стереокино».

Исполняют З. Севастьянова, Ю. Топорков, Б. Агешин, А. Елизарьев

У студии большие творческие планы. Созда­ние театра пантомимы — вот мечта студийцев. Студия ищет, всячески пропагандирует нелегкое искусство мимов, живет деятельной и интересной жизнью. Среди студийцев люди самых различных профессий — рабочие, служащие, инженеры, сту­денты, школьники… Всех их объединяет серьез­ное, творческое отношение к своему любимому делу, желание донести до зрителя очарование и красоту искусства пантомимы. Хочется, чтобы нужное и полезное дело, начатое студией, привлекло к себе большее внимание. Ведь в таких странах, как Польша или Чехословакия, вряд ли сыщется студенческий или рабочий клуб, где бы не  было  студии  мимов.

Создание самодеятельных студий «Мим» при дворцах культуры, несомненно, принесло бы сбою пользу. В этой связи следует приветствовать инициативу рижского профессионального мима Яниса Пиглиса, обещавшего во время недавней встречи со студийцами организовать студию «Мим»   в  Риге.

В марте этого года в Москве в Центральном Доме работников искусств с успехом прошли вы­ступления студии «Мим», руководимой Р. Е. Славским. Было бы хорошо, если бы студия наладила деловой контакт с Училищем циркового искусст­ва и эстрадной студией.

Вопрос о возрождении пантомимических но­меров важный и требует своего разрешения.

 

 

 

 

Владимир  ЧУДНОВ

Фото  С.   МИШИНА

 

Журнал «Советский цирк» июнь 1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100