Пантомима - боевой жанр советского цирка
Как никогда, необходимо сейчас и деятелям искусства цирка подумать о том, в каком направлении должны развиваться их творческие поиски, к чему в первую очередь должны быть приложены их умение и талант, их опыт и сноровка, их горячее желание найти новые впечатляющие формы своего искусства, способные вместить то большое и великолепное содержание, которое несет с собой современность. Ища это новое, размышляя о нем, стремясь к нему, не надо забывать о тех богатствах, которые заключены в насчитывающей вот уже более четырех десятилетий истории советского цирка. Новаторство, к которому властно зовет величественный сегодняшний день страны, как никогда, остро и обязывающе ставит вопрос о традициях, их продолжении и обогащении, об определении тех традиций, только опираясь на которые и можно прийти к подлинно новым, достойным нашего современника художественным решениям.
Думая об этих традициях, как не вспомнить, прежде всего, такого на редкость благодарного и емкого вида цирковых представлений, как пантомима! За последние годы внимание к пантомимным представлениям явно упало,— упало со стороны тех, кто призван культивировать этот своеобразный вид зрелищ,— со стороны руководителей цирков, со стороны самих работников арены.
Советская цирковая пантомима неразрывно связана с тем новым, что внесла в традиционные формы циркового зрелища наша современность. Насыщение пантомимы богатым социально-политическим содержанием, подсказанным действительностью, возродило на советской почве этот вид цирковых представлений. Сама природа пантомимы как синтетического вида циркового искусства, требует четкого и последовательного замысла, требует единой идейной направленности, которая только и может по-настоящему скрепить отдельные номера и аттракционы, сделать их частью художественного целого, уводя от пестрой и бессодержательной мозаики буржуазного ревю или мюзик-холла.
Известно историческое значение, которое имел в формировании новых подлинно советских традиций пантомимного жанра приход в цирк В. В. Маяковского с его замечательной пантомимой-феерией «Москва горит (1905 год)» в 1930 году. Но это обращение к искусству цирка великого поэта революции было подготовлено более ранними опытами, связанными с развитием разнообразных форм массовых агитационных зрелищ, получивших столь широкое распространение в первые же годы после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Маяковскому принадлежало решающее влияние на основное направление деятельности массового агиттеатра первых советских лет, театра зрелищного, театра, близкого многими своими сторонами цирку, сплошь и рядом непосредственно и щедро включавшему в свои спектакли сценки и трюки, заимствованные у арены. Вспомним, что «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского— первая советская пьеса — оказалась вполне на месте, когда в 1921 году она была сыграна на немецком языке в честь Третьего конгресса Коммунистического Интернационала на арене Первого Госцирка в Москве. Таково было своеобразие этого произведения, новаторски преломлявшего традиции народных площадных зрелищ, балагана и цирка.
Традиции своеобразного раскрытия средствами искусства цирка пламенной героики и разящей хлесткой сатиры, с таким блеском утвержденные в пантомиме-феерии «Москва горит», восходят в своих первоистоках и к «Мистерии-буфф» и к своеобразным явлениям массового агитационного театра поры гражданской войны.
Так называемые массовые «инсценировки» и массовые «действия» первых революционных лет брали многое от искусства цирка. Переосмысливая традиционные образы и трюки, их создатели подготавливали почву для перестройки самого цирка, для внесения на арену той мощной социально-политической устремленности, которая составляла главную притягательную силу этих зрелищ.
Приуроченные, как правило, к памятным датам революционного календаря, эти представления сплошь и рядом выплескивались далеко за пределы замкнутых сцен-коробок, вырывались на просторы городских улиц и площадей. Их смотрел зритель, который, как и в цирке, окружал со всех сторон место действия, а не был отделен

Массовое действие «Борьба труда и капитала». Иркутск, 1 мая 1921 г.
Постановка Н. П. Охлопкова.

Эскизы художников Б. Кноблока и Ю. Тарасова к пантомиме В. Маяковского «Москва горит» (1905 год), готовившейся в Московском цирке в постановке А. Арнольда и М. Местечкина.
от него непереходимым рубежом театральной рампы. Уже одно это накладывало свою печать на характер построения этих небывалых представлений, требовавших средств плакатных, вызывающе ярких, порою гротескных, эксцентрических, поражающих своей смелостью и необычностью,— средств, которые этот специфический вид театра закономерно так охотно брал у цирка.
Самые названия этих массовых зрелищ свидетельствовали о значительности и даже величественности тем, которым они были посвящены: «Мистерия освобожденного труда» (Петроград, 1 мая 1920 г.), «Взятие Зимнего дворца» (Петроград, 8 ноября 1920 г.), «Блокада России» (Петроград, 20 июня 1920 г.), «Восхваление революции» (Воронеж, 7 ноября 1918 г.), «Гимн труду» (Ярославль, 1920 г.), «Борьба труда и капитала» (Иркутск, 1 мая 1921 г.) и т. д. Образ восставшего народа, совершающего героическое дело преобразования старого мира, неизменно возникал в этих представлениях в качестве главного. Народ представал в них то в виде римских рабов, поднятых на борьбу Спартаком, то в обличье русских крестьян под предводительством Степана Разина или Емельяна Пугачева, то — парижских коммунаров, то, наконец, — и чаще всего — в образе рабочих и красногвардейцев, штурмующих твердыни царизма, и красноармейцев, отражающих натиск белогвардейцев и интервентов на молодую республику Советов. В этих представлениях всегда сталкивались два мира — угнетателей и вставших на борьбу угнетенных, и их столкновение определяло весь ход развития действия, завершаясь в конечном итоге победой народа, торжествующего свой триумф.
Острый и беспощадно разящий политический шарж, применявшийся в этого рода спектаклях для обрисовки фигур врагов, неизменно предоставлял особенно широкие возможности для использования средств цирковой эксцентриады, придавая ей вместе с тем новый, необычный характер. Вспомним хотя бы такой примечательный именно с этой точки зрения спектакль под открытым небом, каким являлась пользовавшаяся большой популярностью массовая постановка «Блокада России», разыгранная в очень своеобразных условиях 20 июня 1920 года на Каменном острове в Петрограде.
Здесь к открытию так называемого «Острова отдыха» архитектором И. А. Фоминым был построен открытый деревянный амфитеатр, вмещавший до десяти тысяч зрителей и спускавшийся к воде. Против амфитеатра, на островке, отделенном от него водой, помещалась основная игровая площадка, соединявшаяся с берегом небольшим мостом, расположенным сбоку. Это весьма необычное «сценическое пространство», в котором роль «просцениума» играла полоса воды, близкое по своим очертаниям к цирковой арене, чему способствовало амфитеатральное расположение мест для зрителя, было очень умело использовано принимавшим участие в организации представления известным старейшим деятелем народного площадного театра А. Я. Алексеевым-Яковлевым. В своих воспоминаниях Алексеев-Яковлев рассказывает, как увлекли его открывшиеся после революции возможности осуществления массовых постановок под открытом небом, и в частности на воде, какую радость принесло ему участие в представлениях типа «Блокады России».
Особенностью этого представления было то, что оно в большей степени, чем какое-либо иное, родственное ему по характеру, было насыщено остро-комедийными, подчас откровенно буффонными моментами. Чисто цирковые «номера», включенные в постановку, были развернуты в плане четко направленной и очень доходчивой политической сатиры. Так, например, по ходу действия остров, символизировавший «РСФСР», на ялике, оформленном в виде игрушечного броненосца, объезжал «Лорд Керзон», терпевший всякого рода злоключения и в конце концов опрокидывавшийся в воду. Во время сражения между красноармейцами и белополяками с моста, на котором оно разыгрывалось, в воду кувыркался двойным сальто хвастливый вояка с длинной саблей в руке, как бы прямо сошедший с плакатов «Окон РОСТА», создававшихся Маяковским. Этот «номер» требовал подлинно цирковой техники, и вполне естественно, что его исполнял известный цирковой артист Дельвари.
По сути дела, массовая постановка «Блокада России» имела немало общего с жанром «водяной пантомимы», вынесенной за пределы манежа на открытый воздух. Отдельные эпизоды были объединены единым сюжетом, конечно, решительно непохожим на сюжеты обычных пантомим дореволюционного цирка. В ней уже были отчетливо намечены черты нового. Спектакль состоял из трех основных частей, неразрывно связанных между собой. В них последовательно были изображены поход Антанты против Советской России, затем выступление белопанской Польши и, наконец, победа — триумф над врагами республики Советов. Отражение в этой интересной постановке в органичных для нее своеобразных формах событий и обстоятельств, характерных для переживавшегося в ту пору этапа борьбы против интервентов, определяло ее успех у зрителя, силу ее воздействия.
Подхватывая, развивая и обогащая традиции грандиозных агитационных зрелищ первых революционных лет, и создавал свою пантомиму для цирка «Москва горит» В. В. Маяковский. Стоит особо вспомнить сейчас этот блестящий пример встречи выдающегося мастера стиха, поэта-трибуна с искусством цирка. В нем заключено немало важного, ценного и глубоко поучительного и для сегодняшнего дня. Этот пример должен был бы послужить хорошим побуждением в наши дни для сближения крупнейших писателей — и поэтов, и прозаиков, и драматургов — с искусством арены — подлинно народным, любимым самым широким зрителем,
«Москва горит» знаменовала собой новый, высший этап в использовании специфических возможностей цирка, в объединении в пределах единого замысла едва ли не всех главнейших жанров циркового искусства. Новаторский характер пантомимы Маяковского был очевиден для всех, кто был по-настоящему заинтересован в развитии советского цирка, в превращении его в искусство истинно современное. В высказываниях целого ряда крупнейших представителей советского цирка мы неизменно находим признание глубокой оригинальности и плодотворности подхода Маяковского к созданию цирковой пантомимы.
Сила новаторства Маяковского заключалась в том, что, вводя слово в пантомиму, превращая его в одно из важнейших выразительных средств, выдвигая слово на первый план как начало, скрепляющее между собой отдельные эпизоды, поэт в то же время использовал его в строгом соответствии с законами и требованиями цирка. Слово было неотъемлемо от действия. Учитывая роль слова, Маяковский назвал свое произведение героической меломимой.

Сцена из пантомимы «Махновщина», Московский цирк, 1929 г. Постановка В. Ж. Труцци.
Эпизоды из пантомимы «Песня смелых», показанной в Саратовском, Омском, Рижском, Запорожском и других цирках в 1952-54гг. Сценарий и постановка М. С. Местечкина, художник Л. Окунь.

Сцена из пантомимы «Выстрел в пещере». Ленинградский цирк, 1954 г. Постановка Г. С. Венецианова.
Известно, что и в старых пантомимах, разыгрывавшихся как на аренах отечественных, так и зарубежных цирков, вплоть до знаменитых пантомим, еще в прошлом веке составлявших славу Олимпийского цирка в Париже, имели место сценки, в которых так или иначе с арены звучала речь. Но это были краткие разговорные эпизоды, которые, конечно, не имели первостепенного значения и терялись в сценах чисто зрелищных. По-иному было в «героической меломиме» Маяковского.
Поистине неисчерпаема та выдумка, с какой были использованы в «Москва горит» самые разнообразные виды и жанры цирка! Здесь и клоунада, и акробатические номера, вплоть до воздушной гимнастики, и конный цирк, и дрессированные животные, и батальные сцены, и феерия, и музыкальная эксцентрика! При этом самым примечательным в использовании традиционных приемов цирка было наполнение их новым содержанием, превращение их из чего-то самоценного, самодовлеющего в средство раскрытия определенного образного содержания, подчиненного единому общему замыслу.
Пожалуй, одним из наиболее блестящих примеров использования цирковой эксцентрики в целях создания сатирического образа предельно точного политического прицела, образа, можно сказать, «портретного» и одновременно поистине гротескного, была картина 16-я, получившая в программе название «Дрессированный Александр Феодорович». Глава буржуазного Временного правительства Александр Федорович Керенский представал перед зрителем в этом эпизоде в виде «рыжего», который, подобно дрессированному пуделю, проскакивая через обручи, вспрыгивал по ступенькам к воротам Зимнего дворца, открывал их и водворялся на стоявшую под пышным балдахином кровать, недавно принадлежавшую царице. Ремарка Маяковского к этой картине предусматривала целый ряд великолепных сатирических подробностей, каждая из которых попадала в цель к открывала неисчерпаемые возможности для их эксцентрически-выразительного обыгрывания. Так, прежде чем раскинуться на царицыной постели, Керенский «охаживал» мраморного Наполеона, возвышавшегося над царственным ложем, копируя наполеоновские жесты, а когда в финале Керенский бежал от вооруженных красногвардейцев, занимавших Зимний, мраморный Бонапарт неожиданно показывал незадачливому подражателю кукиш.
Знаменательно, что щедро используя средства сатирического, буффонного, эксцентрического раскрытия образа, Маяковский умел органически сочетать их с мотивами героическими, торжественными, даже скорбными, связанными с памятью о жертвах, понесенных народом в схватках с самодержавием. Важнейшее значение поэтому имели обрамлявшие отдельные картины репризы глашатаев. В нужный момент они отчетливо и смело переключали действие в план народно-героической оратории. Знаменательна и другая существенная особенность построения «Москва горит»: от событий 1905 года, которым была посвящена целиком первая часть меломимы, Маяковский переходил во второй части к событиям последующим, завершая действие сегодняшним днем.
Великолепны по образной силе заключенного в них содержания две финальные картины — 20-я и 21-я — «Смывай, вода!» и «Небывалый водопад!» В них как бы заново возрождается величественный образ потопа, омывающего землю от нечисти старья, впервые возникший еще в «Мистерии-буфф». Только теперь этот образ становится из условного и несколько отвлеченного очень реальным, можно сказать — материально-наглядным, как того и требует цирковая арена: на гидротурбину низвергается вода, в которой тонут оставшиеся от старого церковь, кабак, кулацкая лавочка и сам хозяин — барахтающийся и булькающий толстосум, собравшийся было «торговать и врастать в самый что ни на есть социализм». Но вот вода, заполнившая арену, очищается, становится прозрачной, сквозь воду подымаются и горят светящиеся серп и молот.
Разве в самих методах, приемах, средствах, примененных Маяковским в создании героической меломимы, не заключены уроки, глубоко поучительные и на сегодня, уроки, которыми не следует пренебрегать, о которых нужно помнить? Какие необъятные возможности заключает в себе жанр пантомимы и с точки зрения создания целостного представления, вмещающего большое, острое, сегодняшнее содержание, и с точки зрения искания новых путей в каждом отдельном виде циркового искусства, составляющего одну из его частей!
Об этом следует говорить с тем большей категоричностью, что, как бы сравнительно ни были немногочисленны попытки развития этого жанра в позднейшее время, они подтверждают глубокую оправданность и необходимость обращения к этой разновидности цирковых зрелищ, поднятой на новую, высшую ступень именно на арене советского цирка.
Как не вспомнить, например, о пантомиме «Трое наших», показанной в Московском госцирке в майские дни 1942 года — в суровые дни Великой Отечественной войны.
Сценарий этой пантомимы был написан А. Н. Афиногеновым, одним из крупнейших советских драматургов, и М. И. Бурским. Афиногенову не суждено было увидеть своего детища на арене. Он погиб от фашистской бомбы в октябре 1941 года, и ему не удалось довести до полного завершения работу над сценарием. Однако пантомима была поставлена Н. М. Горчаковым. О ее успехе свидетельствует хотя бы то, что она прошла в общей сложности более ста раз.
Секрет успеха и на этот раз заключался в том, что, подобно В. В. Маяковскому, А. Н. Афиногенов наиболее полно и органично использовал своеобразные условия цирка. Как вспоминал Е. М. Кузнецов, Афиногенов, прочитав труппе сценарий пантомимы, расспрашивал артистов, какие цирковые приемы они могли бы ему подсказать, чтобы еще более насытить спектакль цирком (Евгений Кузнецов, Арена и люди советского цирка, 1947, стр. 166).
Вместе с тем пантомима «Трое наших» была во многом отлична по характеру построения от героической меломимы «Москва горит». Она была интересна тем, что наглядно показала увлекательные возможности пантомимы военно-приключенческого типа. Представление «Москва горит» строилось по принципу монтажа эпизодов с различными персонажами, что определялось своеобразным монументально-эпическим разворотом темы, связанной с изображением ряда значительнейших исторических событий. В пантомиме «Трое наших» изображался эпизод военных действий против фашистских захватчиков и, конечно, изображался достаточно условно. Главными героями пантомимы, проходившими через весь спектакль, были танкисты Коля, Вася и Петя—экипаж танка, прорывавшегося в тылы врага. По ходу развития действия следовал ряд зрелищно эффектных сцен (например, взрыв вражеского штаба с использованием традиционных для пантомимы трюков — «пожара» и «обвала горящего дома») и комических эпизодов. Непременным и очень активным участником последних выступал Карандаш. Сохраняя все характерные особенности своего облика и стиля, он вполне органично входил в действие, в немалой доле способствуя успеху всей пантомимы.
Воинские подвиги советских людей в пору Великой Отечественной войны послужили благодарным материалом и для интересного опыта создания цирковой пантомимы, с успехом предпринятого в 1949 году на арене Саратовского госцирка. Речь идет о пантомиме «О чем звенят клинки». Знаменательно, что и эта пантомима явилась плодом сотрудничества с видным драматургом Ю. Чепуриным, положившим в основу созданного им сценария тему участия донских, кубанских и терских казаков в Великой Отечественной войне. Естественно, что в соответствии с самим содержанием пантомимы главное место в ней занял конно-спортивный аттракцион под руководством М. Туганова (он же был и постановщиком пантомимы совместно с А. Вольным). Однако в представлении были объединены и другие виды циркового искусства, в частности, в нем большое место занимала клоунада.
История советского цирка знает и другие примеры, в которых великолепные возможности пантомимы были использованы талантливо, умно, по-новому, и служили делу сближения искусства цирка с современностью, с сегодняшними запросами народа. Почему же сейчас этот опыт не находит своего достойного продолжения?
Правда, в 1957 году, в дни VI Всемирного фестиваля молодежи, Московский цирк показал феерическое представление, объединив в нем различные номера лауреатов Всесоюзного конкурса цирковых артистов вокруг темы «Юность празднует». Однако было ли это представление, хотя оно и включало немало интересных номеров, цирковой пантомимой? Конечно, нет! В нем не было той неразрывной взаимосвязанности отдельных частей, которая дается только их стройным сюжетным объединением.
Цирковая пантомима по своей природе близка формам театра на открытом воздухе, вырывающегося за пределы сцены-коробки и даже самого театрального здания на просторы естественных природных амфитеатров, парков, стадионов, площадей и улиц. Ей сродни те формы массовых постановок, которые пользовались такой популярностью в годы гражданской войны. Вспомним, что из героической меломимы Маяковского «Москва горит» органично и свободно возникло массовое действие с песнями и словами — вторая редакция того же произведения.
За последнее время не раз поднимался вопрос о необходимости возрождения этого вида зрелищ, возможности которых еще мало изведаны, но несомненно захватывающи и увлекательны. Между цирковой пантомимой и массовым действием нет непереходимой грани.
И почему бы именно мастерам советской арены не взять на себя инициативу возрождения одной из замечательных традиций нашего зрелищного искусства, традиции, уходящей своими корнями в раннюю пору становления и советского цирка и советского театра? К этому настойчиво и повелительно зовет наше сегодня, требуя самых ярких, самых смелых, самых емких, самых разнообразных и монументальных форм своего отражения средствами искусства.
Б. РОСТОЦК ИЙ
Журнал «Советский цирк» май 1959