В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Чемпионаты классической борьбы в цирке

 

 

Первым самым значительным элементом цирка является демонстрация физической силы и ловкости, физической кра­соты человеческого организма. Отнюдь не требуется, чтобы средний человек был акробатом, жонглером или атлетом. Но никогда высокий средний уровень не достигается без значительного количества мастеров. Таких мастеров мы имеем в цирке. (А.   В.   Луначарский,     Задачи     обновленного цирка, журн.  «Вестник  театра»,  1919, №3)

 

 «Кабы  я тягу нашел,

Так я бы всю землю поднял!»

Из   русских   былин.

 

Издревле славится  русская  земля людьми  сказочной  силы, могучими богатырями. В героических сказаниях, дошедших  до нас из седой древности, народные певцы славят русских чудо-богатырей Илью Муромца, Микулу Селяниновича, Святогора, Добрыню Никитича. С большой художественной силой и поэтической выразительностью запечатлена в былинах храбрость, непреоборимое мужество, ясный ум и стойкий характер русского народа. Могучие титаны, герои былин — это защитники родины от   завоевателей,   борцы   за  народное счастье, сильные, цельные, неподкупные натуры.

 

«Я иду служить...

За землю российскую,

Да и за стольный Киев-град,

За вдов, за сирот, за бедных людей», —

говорит народный богатырь Илья Муромец, выражая думы и чая­ния русского народа.

 

 

Высокопоэтичные, полные глубокого философского значения образы былинных богатырей, героев народных легенд, преданий и песен, на протяжении веков питали всю русскую культуру — музыку Глинки и Мусоргского, поэзию Пушкина и Некрасова, Горького и Маяковского, живопись Репина, Сурикова и Вас­нецова.

Соревнования силачей на народных игрищах и праздничных гуляньях, воспетые Лермонтовым и Гоголем, оказали большое влияние и на развитие любимого народом циркового искусства, на формирование многих его жанров.

Когда в конце XIX — начале XX века на аренах русских цирков начинают проводиться чемпионаты классической борь­бы, они быстро завоевывают огромную популярность, приобрета­ют всероссийский размах. Выдвигаются талантливые организато­ры чемпионатов. В Петербурге, Москве, Киеве,    Одессе и других городах возникают кружки любителей тяжелой атлетики, для них начинает издаваться журнал «Геркулес». Именно в эти годы цирк становится одним из наиболее распространенных и посещаемых зрелищных предприятий в России.

 

Несмотря на темные закулисные махинации и отдельные анти­эстетические явления, присущие дореволюционным чемпионатам, простой народ любил классическую борьбу. В ней он видел прежде всего демонстрацию силы, ловкости, мужества, незаурядных воле­вых качеств. Зрелищем классической борьбы, как известно, увле­кались Шаляпин, Куприн, Блок, Горький, Маяковский.

Расцвет чемпионатов борьбы в русском цирке выдвинул це­лую плеяду выдающихся атлетов мирового класса, успешно защи­щавших спортивную честь России на мировых соревнованиях. Это замечательный русский борец дважды чемпион мира Иван Заикин, чемпион мира Иван Шемякин, неоднократный победитель между­народных чемпионатов Николай Вахтуров, Григорий Кащеев, Георг Лурих и в первую очередь легендарный русский борец шестикратный чемпион мира Иван Поддубный.

Именно в Поддубном с наибольшей полнотой сочетались луч­шие черты народного богатыря: феноменальная мощь, непре­клонное мужество и воля к победе, патриотизм, высокая мораль­ная чистота и цельность. Вместе с его победами это заслуженно создало Ивану Поддубному всемирную славу.

 

***

 

Наша великая Родина по праву может быть названа страной богатырей. Издавна славятся в русском народе силачи-атлеты, акробаты и гимнасты, мастера по поднятию тяжестей, борцы-чемпионы.

XXI съезд КПСС уделил большое внимание дальнейшему развитию массовости советского спорта. Важное значение сейчас приобретает пропаганда физической культуры и спорта. В связи с этим хочется поставить вопрос 6 чемпионатах классической борьбы в советском цирке.

В 20-е и первой половине 30-х годов в наших цирках ежегодно проводилось одновременно от десяти до двенадцати и более чемпионатов классической борьбы. Большинство из них имело высококвалифицированный состав борцов-профессионалов и пользовалось у зрителей большой популярностью. Можно без преувеличения сказать, что еще в начале тридцатых годов ни одно зрелищное предприятие не могло соперничать с цирками, когда в них проводились чемпионаты борьбы. Состязание сильных, красиво сложенных, гармонично развитых атлетов приковывало всеобщее внимание, привлекало в спорт тысячи и десятки тысяч новичков-любителей. Среди наших известных тяжелоатлетов, советских рекордсменов немало таких, которые пришли в спорт благодаря увлечению классической борьбой в цирке. Нередко борцы-профессионалы сами становились инициаторами создания новых спортивных секций, кружков любителей тяжелой атлетики. В свою очередь немало спортсменов-любителей стали цирковыми борцами-профессионалами.

Во время Великой Отечественной войны многие артисты цирка ушли на фронт. Большинство коллективов классической борьбы в этот период было расформировано или распалось, а единственный сохранившийся коллектив влачит жалкое существование. Вопросами пополнения, снаряжения, оформления этого чемпионата по-настоящему никто не занимается. По своему составу труппа наполовину небоеспособна: многим борцам давно пора уйти на пенсию. Их задерживает то, что положение с пенсиями для этой категории артистов цирка до сих пор не упорядочено.

Если другие цирковые номера получают необходимую режиссерскую помощь, с ними ведется постановочная работа, они периодически переоформляются, то в чемпионатах классической борьбы этого, по существу, никогда не было. Лишь в прошлом году существующей труппе был предоставлен репетиционный период, сыгравший свою роль. Однако нового пополнения до сих пор нет.

Дисциплина в коллективе борцов расшатана, режим соблюдается плохо, тренировки  ведутся   нерегулярно  и   спустя   рукава.

Не случайно в послевоенные годы интерес к чемпионатам классической борьбы в советском цирке резко упал.

Ввиду того что многие из борцов нынешнего состава утратили форму и дисквалифицировались, чемпионаты классической борьбы в последнее время проводятся лишь на аренах небольших периферийных цирков. По-видимому, некоторые работники Союзгосцирка считают, что-то, что нельзя показать зрителям больших столичных городов, «годится» для «провинциального» зрителя?! Надо ли говорить о нетерпимости такого положения!..

Прекрасной традицией отечественного цирка всегда было то, что даже в небольших городах в чемпионатах боролись настоящие чемпионы. Прославленных русских борцов знали и любили и рабочие Выборгской стороны, и грузчики Одессы и Херсона, и волжские бурлаки.

В свою очередь простой люд выдвинул из своей среды на арену российских цирков целый ряд талантливых борцов-самородков.

Многие из нас часто получают письма с просьбой поделиться воспоминаниями, рассказать о знаменитых русских борцах прошлого и настоящего. Немногочисленные книги по истории классической борьбы в России разбираются нарасхват. Интерес к чемпионатам классической борьбы у любителей циркового искусства все еще велик, а нынешний чемпионат удовлетворить его не в состоянии.

Нужны энергичные, действенные меры, способные коренным образом изменить существующее положение к лучшему.

Это тем более необходимо, что одних соревнований борцов-любителей для массовой, эффективной пропаганды этого вида спорта недостаточно. Любительские соревнования не привлекают и не могут привлечь к себе такого внимания, как цирковые чемпионаты. Во-первых, они проводятся реже, во-вторых, различия в правилах борьбы для профессионалов и для любителей сводят на нет зрелищный эффект любительских соревнований. По правилам профессиональной борьбы мгновенное прикосновение борца лопатками к ковру не признается поражением, не засчитываются также очки за проведение приемов в защите и нападении. Поэтому, добиваясь чистой победы, борцы-профессионалы имеют возможность широко использовать эффективные приемы и контрприемы, вести борьбу эстетически красиво. Ни для кого не секрет, что цирковой борьбе присуща известная театрализованность, украшающая зрелище, усиливающая его художественно-воспитательное воздействие.

Для борца-любителя эстетическая форма ведения борьбы — на втором плане, главное—любой ценой победить противника. Многие любители боятся рисковать, опасаясь встретить контрприем со стороны противника. Этим объясняется, что профессиональная борьба является несравненно более захватывающим, ярким и содержательным зрелищем.

Что же нужно сделать для возрождения чемпионатов борьбы в нашем цирке?

Прежде всего, необходимо привлечь в чемпионаты способную, физически подготовленную молодежь. Это оздоровит труппу, вольет в ее состав свежие силы, повысит ее боеспособность и эстетический уровень. Параллельно с этим следовало бы создать студию профессиональной цирковой борьбы для всесторонней подготовки молодой артистической смены в этом жанре.

Выпуск борцов, подготовленных студией (в количестве 40—60 человек), позволит в течение ближайших лет полностью обно­вить состав нынешнего чемпионата, а так­же создать вторую труппу борцов. Послед­нее крайне необходимо для обмена участ­никами чемпионатов.

Можно подумать и о том, чтобы наряду с чемпионатами классической (француз­ской) борьбы в цирке проводить и со­ревнования  по вольной  борьбе.

В коллективе борцов нужно повести серьезную воспитательную работу, реши­тельно пресекая случаи аморального пове­дения на работе и в быту, нарушение ре­жима тренировок и выступлений. Советский артист должен быть образцом и на арене и в жизни, в быту — эта заповедь должна быть для  молодых борцов   нерушимой.

Молодые артисты, подготовленные студи­ей, смогут оказывать неоценимую помощь любительским коллективам в качестве ин­структоров-общественников, проводя по­казательные встречи, консультируя трене­ров по программе занятий, режиму трени­ровок. В цирках следует чаще проводить показательные соревнования между про­фессионалами   и  любителями.

Показательные выступления борцов нуж­но систематически организовывать в парках культуры и отдыха. Это также будет спо­собствовать привлечению молодых спортс­менов.

Очень популярны различные виды спор­та, в том числе и классическая борьба, сре­ди личного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота. Спорт помогает воину быть смелым, ловким, выносливым. Желательно проводить больше показатель­ных выступлений борцов в воинских частях.

Мы убеждены, что решительные действия Союзгосцирка и нашей спортивной общест­венности помогут в короткий срок возро­дить популярный, любимый народом жанр классической борьбы в советском цирке, что будет иметь огромное значение для роста массовости советского спорта, для достиже­ния новых успехов во славу нашей Родины.

Возросший уровень мастерства артистов и режиссеров советского цирка, богатый художественно-творческий опыт, накоплен­ный за последние десятилетия, позволят сделать цирковые чемпионаты борьбы ди­намичным, захватывающим, интересным зре­лищем. Этого требуют и наш зритель и ин­тересы советского спорта, самого передо­вого, самого массового в мире!

 

Н.  КОЛОФИДИН, народный  артист РСФСР

В.  ШТЫРЛЯЕВ, генерал-майор

А.    МАЗУР,    заслуженный    мастер    спорта СССР, чемпион мира.

Л.    ЕГОРОВ,   заслуженный   мастер   спорта СССР

В.   ЛЮЛЯКОВ,   заслуженный   тренер   СССР, неоднократный  чемпион СССР

На фото:  Иван  Поддубный  (кадр  из кинофильма  «Борец и  клоун»)

 

Журнал «Советский цирк» июль 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100