Наши пожелания и критические замечания
Лучшие спектакли, аттракционы и номера показывать труженикам всей нашей необъятной Родины (А. Никитин).
Поставить формирование программ на творческую основу (М. Местечкин, Л. Танти).
Упразднить чрезмерно частую сменяемость программ; для крупных городов формировать программы не менее чем на два месяца гастролей (Г. Алиев).
Учитывая возрастающую роль общественных организаций в производственно-творческой деятельности, создать в цирках постоянно действующие художественные советы (Н. Зиновьев).
Художественному отделу — свой перспективней план (В. Коротков).
Репетиционные периоды артистам предоставлять с ограниченным сроком и только для подготовки подлинно новых номеров (А. Арнольд, Ю. Дуров, А. Серж-Александров).
Для ликвидации обезлички и повышения ответственности режиссеров Союзгосцирка поручить каждому режиссеру вести работу и осуществлять художественный контроль в группе закрепленных за ним цирков (Н. Зиновьев).
Покончить с плагиатом на арене цирка, особенно среди коверных (М. Браймайстер, М. Местечкин).
Объединить все номера и аттракционы конвейера в постоянные творческие коллективы (П. Маяцкий, Л. Танти).
Провести в 1959 году конкурс на лучший сценарий пантомимы и цирковой феерии (Ф. Бардиан).
Цирку нужны творческие инженеры и конструкторы (В. Цветков).
Созвать совещание дирижеров, организовать творческий обмен опытом работы цирковых оркестров (Г. Цвайг).
Создать курсы подготовки директоров цирков (А. Арнольд, В. Пахомов).
Шире популяризировать искусство цирка, создавать больше кинофильмов о цирке, разработать высокохудожественные сценарии телеспектаклей с участием цирковых артистов (в том числе и для телевизионных студий Казахстана, Сибири, Дальнего Востока). Провести в крупнейших городах «День цирка», организовав тематические радио- и телепередачи, массовые выступления на стадионах (Ф. Бардиан, И. Добрыкин, В. Пахомов).
При крупнейших стационарных цирках организовать коллективы цирковой художественной самодеятельности (В. Пахомов).
Упорядочить заработную плату, пересмотреть персональные ставки (Р. Бромберг, В. Мусатов, В. Плинер, Ф. Яшинов).
Пересмотреть существующие нормы выступлений артистов цирка, установив их с учетом различных жанров (В. Суркова).
Для лучшего обслуживания артистов, приезжающих на гастроли, обеспечить стационарные цирки крытыми автомашинами (Я. Вреслер).
Из выступления И. Добрынина
...Передвижные группы «Цирк на сцене», работая подчас самоотверженно, делают большое дело, неся искусство цирка во вез уголки нашей Родины. Но они лишены настоящей творческой помощи. Режиссеры Союзгосцирка совершают «татарские набеги» на цирки с целью подписать несколько актов, а решать вопросы группы не с кем.
Например, план предусматривает нам 97 представлений при норме 60 — это вызывает перерасход фонда зарплаты. Как быть?.. Совнархоз выделил нам 10 автомашин, а должности шофера добиться мы не можем. В аттракционах мотогонки, прикрепленных к группе, основные исполнители старики в возрасте до 60 (!) лет. Молодежь (механики) ездят лучше, но оформить их на место артистов, которым давно пора на пенсию, никак не удается. Условия работы у нас нелегкие: униформы нет, плакатов нет, афиши плохие, оклады у наших артистов почти вдвое ниже, чем в других группах.
Коллектив нашей группы «Цирк на сцене» составил свой семилетний план и послал его на одобрение в художественный отдел. Ответа нет уже полгода.
Из выступления А. Никитина
Художественный отдел зачастую озабочен лишь тем, чтобы отправить артиста из Москвы в периферийный цирк на репетиционный период, — дальнейшим он интересуется мало. К мнению цирков в отделе не прислушиваются, выпускают плохие номера. Животные присылаются группами, артисты из-за этого простаивают. Все это причиняет большие убытки циркам.
По халатности работников в отделе формирования в текущем сезоне в Ивановский цирк после аттракциона «Группа экзотических животных» Исаакяна был направлен артист Капитанов со схожим смешанным номером хищников. В результате цирк в течение одного месяца понес 260 тысяч рублей убытка.
Из выступления Я. Бреслера
Мало заботимся мы о людях, которые несут на себе всю тяжесть погрузки багажа и реквизита, ухаживают за животными, сопровождают их в долгом пути, охраняют миллионные ценности, о наших ближайших помощниках — ассистентах и униформистах. До сих пор это самая низкооплачиваемая категория работников в нашем цирке. Как я узнал из доклада управляющего, многие директора даже не удосужились представить наиболее достойных из этих скромных тружеников к награждению значками «Отличник Министерства культуры»,
В Одесском цирке, где манеж убирают пылесосом и покрывают его кокосовым ковром, где есть превосходный дом-гостиница для артистов цирка со всеми удобствами, до сих пор бытуют дикие, несоветские нравы. В гостинице не находится для униформистов ночлега. Директор цирка т. Ткаченко считает, видите ли, что они могут пол замарать!
Можно ли мириться с подобными фактами?
Из выступления В. Марченко
В Саратове есть большой любитель детворы, почитатель цирка, который ведет с детьми артистов большую педагогическую работу: остается с детьми, когда их родители заняты на работе, организует их досуг, помогает в приготовлении уроков. К сожалению, в фондах директора нет статьи, которая позволяла бы обеспечить нашему активисту хотя бы скромный регулярный заработок. Хотелось бы знать, как с этим вопросом обстоит дело в других цирках?
Из выступления Ю. Дурова
В Тбилисском цирке есть художественный руководитель. Несмотря на это, туда приезжает ставить новый номер режиссер Хельсин. К нему на помощь спешит еще один — Чуфаров, плюс Юдин... В цирке говорят: «Избавьте нас от такого нашествия режиссеров!»
Из выступления С. Эльдарова
В Московской группе «Цирк на сцене» реквизита на 1,5 миллиона рублей, а хранить его негде — нет кладовой.
Из выступления В. Мусатова
Отправка одного только номера Самолетовых на Дальний Восток из Куйбышева нашему цирку обошлась в 24 тысячи рублей (11 тысяч рублей — билеты и 13 тысяч — багаж), а нам всего на месяц запланировано расходов 30 тысяч рублей. Квартиры, транспорт и реклама поглощают все наши доходы.
Из выступления А. Серж-Александрова
Есть среди наших артистов злостные «болельщики», которые больше сидят на больничном листе, нежели работают, и ассистенты, которые 7 минут в сутки гоняют голубей и кормят петушков, а 23 часа 53 минуты отдыхают после «утомительных» трудов.
Что же касается репетиционных периодов, то нельзя не признать, | что они получили у нас хаотический размах! Надо чаще сочетать подготовку новых номеров с основной работой без отрыва от производства.
Журнал «Советский цирк» июнь 1959