В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Классический конный цирк должен жить

 

Одним из древнейших жанров циркового ис­кусства является конный. Его место и значение в истории развития цирка общеиз­вестно.

Однако его состояние за последнее вре­мя не может не вызывать серьезной тревоги. Конный жанр остано­вился, не прогрессирует и отстал от развития других жанров совет­ского циркового искусства. Это волнует многих. К сожалению, поло­жение ухудшается с каждым годом.

Кое-кто пытается объяснить это тем, что якобы в наш век мощ­ного развития техники конный жанр в цирке изжил себя. Стоит ли говорить, что подобные заявления ни на чем не основаны. Попытка объяснить отставание конного жанра ссылками на положение его за рубежом также не выдерживает критики. Правда, мы являемся свидетелями деградации и неуклонного вырождения конного цир­ка за границей. Мои наблюдения в странах Западной Европы — Бель­гии, Франции и Англии — убедили меня в этом. Конюшни там есть, и довольно большие по численности. Но количество там превратилось в самоцель — все для рекламы. Забыты, растеряны классические традиции в дрессировке лошадей. Что же касается наездничества, в  капиталистических  странах  оно  давно  уже  почти    не   существует.

Но в капиталистических странах выродились и многие другие жанры циркового искусства. Однако это не дает оснований для суждений о том, что они не имеют перспективы развития в совет­ском  цирке.

Факт остается фактом — классический конный жанр у нас от­стал от других жанров советского циркового искусства. Конюшен мало; всего восемь-девять. Причем за последнее время их количест­во сокращено.

В конном цирке издавна имеется несколько жанров, и если «джигитовка», с которой выступают такие мастера, как народный артист РСФСР М. Н. Туганов, заслуженный артист РСФСР А. Т. Кан­темиров и другие, развивается, то состояние жанра «жокей» явно неудовлетворительно. Вот уже более десяти лет существуют только две группы наездников-жокеев: Соболевского и Серж-Александрова. Этого, разумеется, мало. Но и они находятся в застое.

Это происходит прежде всего из-за невнимания и безразличия к требованиям и запросам руководителей номеров жанра «жокей» и явной недооценки его особенностей.

 

В этой области невозможно ликвидировать соз­давшееся положение авралом. Штурмовщиной ничего не исправишь. Такой «помощью» можно только погубить сохранившееся.

Необходимо длительное, повседневное внима­ние. Нужна подлинная заблаговременно начатая, правильно рассчитанная помощь, систематическая, неослабная и вдумчивая.

Работники цирков, которые должны заботить­ся о содержании лошадей, о ветеринарном надзо­ре за ними, о приемке и отправке их, также не­долюбливают конный жанр. А ведь существование конного цирка требует постоянной заботы о со­ответствующем пополнении, обновлении конского состава, что довольно трудно, требует специаль­ных знаний, большого опыта и высокой ответствен­ности. Не говоря уже о том, что подготовка ло­шадей немыслима без большой, серьезной твор­ческой работы. При этом конский состав должен заранее пополняться, так как «сделать», подгото­вить лошадь не просто, и на это, как правило, требуется много времени. Из-за того, что непол­ностью еще подготовлена новая лошадь, вот уже длительное время мы не можем показать зрите­лям ряд сложных трюков.

Крайне отрицательно сказывается на жокей­ских номерах ничем необъяснимое отсутствие у работников Союзгосцирка заботы о подготовке новых кадров наездников-жокеев. Старейшему наезднику русского советского цирка, который в свое время воспитал немало хороших и даже от­личных наездников, Соболевскому, уже 70 лет. Мне почти столько же. Мы не знаем артистов-наездников, которые готовили бы новые кадры. Больше того, артисты-наездники, имеющие доста­точный опыт работы в этом жанре, уходят в дру­гие цирковые жанры.

Смены нет. И не потому, что среди молодежи нет желающих стать наездниками, — посмотрите, сколько молодежи среди наездников-спортсме­нов! А потому, что для них в цирке не создаются должные условия, потому, что никто не привле­кает для  этого   молодежь.

Государственное цирковое училище наездни­ков не готовит. Студий конного жанра у нас так­же нет. Хотя опыт прошлого показал, что такая студия себя оправдала. Студия, которой мне довелось руководить, существовала в г. Иванове. В 1946 году она прекратила свою работу. Вот уже тринадцатый год, как в нашей стране не готовят наездников-жокеев  для цирка.

Подготовка же артистов-наездников для цир­ка — дело сложное и длительное. Оно требует не меньше двух-трех лет напряженной работы. Тем, кто желает учиться и стать «жокеем», необходи­мы не только природные данные, но и огромная трудоспособность, они должны быть энтузиастами конного дела. Когда в г. Иванове открылась кон­ная студия, было подано 500 заявлений. После тщательного отбора было принято 70 человек, обучалось 35, а закончило студию всего 12 чело­век, в том  числе только три девушки.

Прошло несколько лет. Из числа выпускников Ивановской студии конного жанра на манеже осталось девять человек. Такова проверка вре­менем. Это говорит о том, с каким «запасом» не­обходимо вести подготовку новых кадров цир­ковых  наездников.

Конный жанр «жокей» нуждается в свежих, мо­лодых кадрах. Их надо и можно подготовить, ис­пользовав удачный и вполне оправдавший себя опыт прошлого. Нужно открыть несколько студий конного жанра и «конный класс» в цирковом учи­лище, обеспечив эти студии и класс необходимым конским составом и умелыми преподавателями. Учащихся найти не трудно. С преподавателя­ми — сложнее. Соболевскому руководить студи­ей уже не под силу. Правда, у нас есть опытные артисты-жокеи, имеющие большой стаж работы, К сожалению, они не обладают педагогическим опытом. И все же привлечь их для этого, по-моему, следовало бы.

Искусство цирковых наездников-жокеев долж­но  развиваться.

  

На снимке, заслуженный артист РСФСР А. Серж-Александров

 

 

А.  СЕРЖ-АЛЕКСАНДРОВ,

заслуженный артист РСФСР

Журнал «Советский цирк» май1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100