Новую технику - в цирки - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Новую технику - в цирки

 

 

«Мы   живем   в   такое   время,   когда   наука     и     техника,   рационализаторы  и  изобретатели  быстро создают новые машины, приборы,  приспособления.  Сейчас  техническая   мысль   опережает  развитие  многих  производственных  процессов».

Эти слова тов. Хрущева Н. С. на июньском Пленуме ЦК КПСС, имеют отношение и к цирку. До сих пор еще слаба техническая оснащенность цирков, мало делается для облегчения порою тяже­лого труда униформистов. В проектах строящихся новых цирко­вых зданий недостаточно предусмотрены последние достижения науки  и  техники,  не  использованы  новые  материалы  и   заменители.

В этом году широко развернулось строительство цирков. Зда­ния строятся большие, добротные, простоят они верную сотню лет. Такое здание должно быть отлично оборудовано, в нем должны быть предусмотрены многие приспособления, создающие удобства для работы артистов и технического персонала. Надо сказать, что проек­тировщики и конструкторы из Гипротеатра, инженеры и эксплуа­тационники Союзгосцирка пока внесли мало нового в проекты строящихся цирков. Разработанный Гипротеатром и, к сожалению, принятый Союзгосцирком типовой проект летнего стационарного цирка не отвечает современным требованиям. Этот проект спра­ведливо отвергается местными органами в Сталинграде, Хабаровске, Владивостоке и других городах. Проектировщики из Гипротеатра совместно с практиками из Союзгосцирка должны пересмотреть этот проект и устранить в нем серьезные недостатки.

При этом необходимо учесть, что на непродуманное проекти­рование цирков уже затрачены значительные средства и в даль­нейшем такие непроизводительные затраты не должны иметь места.

В недавно введенных в строй зданиях Минского и Ростовского зимних цирков отсутствует механизация манежа, что также являет­ся  ненормальным.

Мало нового в механизации оснащения и оборудования преду­смотрено и в проектах строящихся цирков в Иркутске и Ярослав­ле. Конструкции действующих передвижных цирков являются уста­ревшими. Попытки создания проекта новых конструкций до сих пор не увенчались успехом из-за недостаточной активности работ­ников Союзгосцирка и проектировщиков. Медленно внедряется оправдавший себя перевод передвижных предприятий на автотягу и оснащение передвижек различными служебными вагончиками.

Настало время подумать и о замене брезентовых покрытий ша­пито более легкими и красивыми тканями. В этом отношении долж­ны представить большой интерес различные капроновые ткани с наложенными пластиками. Такая ткань в несколько раз прочнее и легче брезента, не горит, не подвергается гниению, может иметь разнообразные   расцветки.

В настоящее время производится реконструкция Батумского цирка. Артисты и зрители будут обрадованы высоким куполом, просторным фойе, гримуборными, производственными помещения­ми. Но как известно сезон Батумского цирка короткий и большую часть года хорошее помещение цирка должно пустовать. Поступило предложение: предусмотреть кинопроекционную будку и опускающийся из-под купола экран для показа широкоэкранных фильмов и разборную эстраду для проведения концертных вы­ступлений. Осуществление этого предложения позволит использо­вать здание цирка в течение круглого года. Батумский цирк не будет  жить  «за   счет  соседа»   и  сможет  дать  государству  прибыль.

Обратимся к нашим воздушным номерам. Высоко под куполом бесстрашная гимнастка проделывает на трапеции серию сложных трюков. Работает она легко, уверенно, но, повинуясь правилам техники безопасности, перед исполнением определенных трюков, артистка прикрепляет к себе страховочный трос (лонжу). Лонжа мешает артистке, она видна зрителям и, конечно, в какой-то сте­пени снижает успех трюка. Не настало ли время подумать о том, чтобы сделать лонжу удобней для артиста и невидимой для зри­теля? Допустим сплести ее из тонких нитей нейлона и окрасить их в цвет костюма или аппарата. А сколько возможностей для ра­ционализации, изобретательства, применения новых материалов от­крывается при изготовлении реквизита наших номеров и аттрак­ционов.

Пьедестал и лестницу, на которой работает заслуженный артист РСФСР М. Егоров на манеж выносят несколько униформистов. Номер Егорова очень хороший, но нравится он зрителям отнюдь не благодаря громоздкому реквизиту. Мастерство исполнителя только выиграет, если лестница его будет сделана легкой и бы­стро складывающейся. Это задача не сложная. Ведь огромные по­жарные лестницы подымаются и складываются буквально в доли минуты.

Наша промышленность теперь выпускает много новых материа­лов, отличающихся легкостью, прочностью, но эти материалы в цирках не применяются. Разве нельзя, допустим, изготовить красивый пьедестал для номера «Каучук», применив в качестве материалов дюраль, пластмассу, пенопласт? Такой пьедестал был бы приятнее для зрителей и значительно легче в перевозке. Архаич­но выглядят в наши дни аппараты и реквизит, изготовленные из толстых тавровых балок, досок, скрепленных бесконечным количе­ством болтов и гвоздей. А так именно изготовили в Челябинском цирке пьедестал для номера «Бронзовые скульптуры» артистов Армянского коллектива под руководством Магдасяна. Пьедестал выносят на арену 4—5 униформистов. Пьедестал для номера «Кау­чук» Анжелы Пчельниковой сделан из железного литья и весит 100 кг.

Кстати о весе багажа артистов. Ежегодно на оплату этих пере­возок Союзгосцирк тратит около 9 миллионов рублей. Модерниза­ция, если так можно выразиться, реквизита номеров и аттракционов, применение новых облегченных эффективных материалов безуслов­но может снизить вес багажа и сохранить многие тысячи рублей. У нас много технически подготовленных, изобретательных лю­дей, хорошо знающих технологию и нужды цирков. Это В. Лисин, С. Разумов, В. Волжанский, В. и П. Щетинины, А. Шаг, Н. Мацаберидзе и другие. Однако их богатый опыт недостаточно исполь­зуется.

В каждом цирке необходимо создать небольшую мастерскую, где артисты смогут сами отремонтировать свой реквизит, изготовить какое-либо дополнительное приспособление, а главное эксперимен­тировать,  пробовать, изобретать.

Наши общественные организации должны всячески поощрять людей, думающих над тем, как усовершенствовать и обезопасить труд артистов и  вспомогательного персонала цирков.

Отделы Союзгосцирка, Центральная студия циркового искусства, директора цирков, артисты, режиссеры в содружестве с автора­ми и конструкторами должны смелее вводить новую технику в цирки.

 

«Пусть каждый трудовой коллектив выработает план освоения и внедрения достижений науки, техники, автоматики, лучшего использования производственных резервов и площадей, чтобы быстрее взять свои рубежи семилетки»

 

Из обращения Пленума

Центрального Комитета КПСС

Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования