Новую технику - в цирки
«Мы живем в такое время, когда наука и техника, рационализаторы и изобретатели быстро создают новые машины, приборы, приспособления. Сейчас техническая мысль опережает развитие многих производственных процессов».
Эти слова тов. Хрущева Н. С. на июньском Пленуме ЦК КПСС, имеют отношение и к цирку. До сих пор еще слаба техническая оснащенность цирков, мало делается для облегчения порою тяжелого труда униформистов. В проектах строящихся новых цирковых зданий недостаточно предусмотрены последние достижения науки и техники, не использованы новые материалы и заменители.
В этом году широко развернулось строительство цирков. Здания строятся большие, добротные, простоят они верную сотню лет. Такое здание должно быть отлично оборудовано, в нем должны быть предусмотрены многие приспособления, создающие удобства для работы артистов и технического персонала. Надо сказать, что проектировщики и конструкторы из Гипротеатра, инженеры и эксплуатационники Союзгосцирка пока внесли мало нового в проекты строящихся цирков. Разработанный Гипротеатром и, к сожалению, принятый Союзгосцирком типовой проект летнего стационарного цирка не отвечает современным требованиям. Этот проект справедливо отвергается местными органами в Сталинграде, Хабаровске, Владивостоке и других городах. Проектировщики из Гипротеатра совместно с практиками из Союзгосцирка должны пересмотреть этот проект и устранить в нем серьезные недостатки.
При этом необходимо учесть, что на непродуманное проектирование цирков уже затрачены значительные средства и в дальнейшем такие непроизводительные затраты не должны иметь места.
В недавно введенных в строй зданиях Минского и Ростовского зимних цирков отсутствует механизация манежа, что также является ненормальным.
Мало нового в механизации оснащения и оборудования предусмотрено и в проектах строящихся цирков в Иркутске и Ярославле. Конструкции действующих передвижных цирков являются устаревшими. Попытки создания проекта новых конструкций до сих пор не увенчались успехом из-за недостаточной активности работников Союзгосцирка и проектировщиков. Медленно внедряется оправдавший себя перевод передвижных предприятий на автотягу и оснащение передвижек различными служебными вагончиками.
Настало время подумать и о замене брезентовых покрытий шапито более легкими и красивыми тканями. В этом отношении должны представить большой интерес различные капроновые ткани с наложенными пластиками. Такая ткань в несколько раз прочнее и легче брезента, не горит, не подвергается гниению, может иметь разнообразные расцветки.
В настоящее время производится реконструкция Батумского цирка. Артисты и зрители будут обрадованы высоким куполом, просторным фойе, гримуборными, производственными помещениями. Но как известно сезон Батумского цирка короткий и большую часть года хорошее помещение цирка должно пустовать. Поступило предложение: предусмотреть кинопроекционную будку и опускающийся из-под купола экран для показа широкоэкранных фильмов и разборную эстраду для проведения концертных выступлений. Осуществление этого предложения позволит использовать здание цирка в течение круглого года. Батумский цирк не будет жить «за счет соседа» и сможет дать государству прибыль.
Обратимся к нашим воздушным номерам. Высоко под куполом бесстрашная гимнастка проделывает на трапеции серию сложных трюков. Работает она легко, уверенно, но, повинуясь правилам техники безопасности, перед исполнением определенных трюков, артистка прикрепляет к себе страховочный трос (лонжу). Лонжа мешает артистке, она видна зрителям и, конечно, в какой-то степени снижает успех трюка. Не настало ли время подумать о том, чтобы сделать лонжу удобней для артиста и невидимой для зрителя? Допустим сплести ее из тонких нитей нейлона и окрасить их в цвет костюма или аппарата. А сколько возможностей для рационализации, изобретательства, применения новых материалов открывается при изготовлении реквизита наших номеров и аттракционов.
Пьедестал и лестницу, на которой работает заслуженный артист РСФСР М. Егоров на манеж выносят несколько униформистов. Номер Егорова очень хороший, но нравится он зрителям отнюдь не благодаря громоздкому реквизиту. Мастерство исполнителя только выиграет, если лестница его будет сделана легкой и быстро складывающейся. Это задача не сложная. Ведь огромные пожарные лестницы подымаются и складываются буквально в доли минуты.
Наша промышленность теперь выпускает много новых материалов, отличающихся легкостью, прочностью, но эти материалы в цирках не применяются. Разве нельзя, допустим, изготовить красивый пьедестал для номера «Каучук», применив в качестве материалов дюраль, пластмассу, пенопласт? Такой пьедестал был бы приятнее для зрителей и значительно легче в перевозке. Архаично выглядят в наши дни аппараты и реквизит, изготовленные из толстых тавровых балок, досок, скрепленных бесконечным количеством болтов и гвоздей. А так именно изготовили в Челябинском цирке пьедестал для номера «Бронзовые скульптуры» артистов Армянского коллектива под руководством Магдасяна. Пьедестал выносят на арену 4—5 униформистов. Пьедестал для номера «Каучук» Анжелы Пчельниковой сделан из железного литья и весит 100 кг.
Кстати о весе багажа артистов. Ежегодно на оплату этих перевозок Союзгосцирк тратит около 9 миллионов рублей. Модернизация, если так можно выразиться, реквизита номеров и аттракционов, применение новых облегченных эффективных материалов безусловно может снизить вес багажа и сохранить многие тысячи рублей. У нас много технически подготовленных, изобретательных людей, хорошо знающих технологию и нужды цирков. Это В. Лисин, С. Разумов, В. Волжанский, В. и П. Щетинины, А. Шаг, Н. Мацаберидзе и другие. Однако их богатый опыт недостаточно используется.
В каждом цирке необходимо создать небольшую мастерскую, где артисты смогут сами отремонтировать свой реквизит, изготовить какое-либо дополнительное приспособление, а главное экспериментировать, пробовать, изобретать.
Наши общественные организации должны всячески поощрять людей, думающих над тем, как усовершенствовать и обезопасить труд артистов и вспомогательного персонала цирков.
Отделы Союзгосцирка, Центральная студия циркового искусства, директора цирков, артисты, режиссеры в содружестве с авторами и конструкторами должны смелее вводить новую технику в цирки.
«Пусть каждый трудовой коллектив выработает план освоения и внедрения достижений науки, техники, автоматики, лучшего использования производственных резервов и площадей, чтобы быстрее взять свои рубежи семилетки»
Из обращения Пленума
Центрального Комитета КПСС
Журнал «Советский цирк» сентябрь 1959