В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

О повседневной творческой работе артиста

 

Хочется остановиться на вопросе, который волнует многих: о повседневной творческой работе артиста, о повышении его профессионального мастерства.

На мой взгляд, работа над повышением профессионального мастерства артистов ограничивается обсуждением программы, репети­циями, самостоятельным изучением своего опыта. Разве этого до­статочно? Разве этот метод отвечает требованиям сегодняшнего дня, когда так остро ставится вопрос о повышении роли искусства в деле коммунистического воспитания советского народа?

Речь идет о том, чтобы искусство цирка было поднято на более высокую ступень. Достигнуть этого можно лишь в том случае, если будет изменена существующая система творческой работы каждого артиста и номера. Профессиональная подготовка артиста цирка должна быть разносторонней (владение не только своим физкультурно-акробатическим жанром, но и мастерством драматического ак­тера, художественным словом, изобразительными средствами бале­та). Именно такую подготовку артистических кадров проводит Учи­лище циркового искусства. Когда же новый номер, созданный в учи­лище, приходит на арену, творческая учеба, по сути, прекращается, так как она не носит характера организованных занятий. Кроме того, артистические кадры цирка пополняются не только за счет циркового училища. В цирк приходят из самодеятельности, спорта, а также уче­ники, прикрепленные к мастерам в действующих номерах.

Есть артисты, много лет выступающие с хорошим трюковым репертуаром, но их номера выглядят бледно, неинтересно. Почему? Потому, что эти номера не направляет рука балетмейстера, режиссера.

Зрителя восхищает не только трюковое мастерство артиста. Не в меньшей  мере воздействует подача  номера, манера,  поведение  ар­тиста на арене — все, что мы называем артистичностью.

Как должны приобретаться эти качества? То ли самостоятельно, то ли организованно, в форме профессиональных занятий?

Самостоятельная работа, конечно, во всех случаях играет первостепенную роль. Но учеба необходима, и она может быть в каждом цирке, а руководить ею должны главные режиссеры цирков.

Цирк должен стать творческой лабораторией, в которой совершенствуется мастерство артиста.

Для руководства занятиями необходимо привлечь ведущих мастеров театра и цирка. Думается, что для этой цели будут выделены необходимые средства, назначены руководители, разработана про­грамма занятий. Московский и Ленинградский цирки проводили за­нятия по балетному искусству, художественному слову, мастерству актера. Трудно сказать, проводятся ли такого рода занятия сейчас. В прошлом их с охотой посещали артисты, и занятия приносили несомненную пользу. Это важное дело не терпит случайности и самотека.

Организованная учеба диктуется не только задачей повышения профессионального мастерства отдельного артиста, но и необходимостью создания цирковых пантомим, тематических спектаклей, в ко­торых участвует весь цирковой коллектив. А постановка пантомим и спектаклей немыслима без актерского мастерства, владения художественным словом, изобразительными средствами балета.

Надо серьезно поговорить об организации профессиональных за­нятий, о путях и средствах создания современных цирковых пан­томим и тематических спектаклей.

 

Полина Чернега, заслуженная  артистка  РСФСР.

Журнал «Советский цирк» октябрь.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100