В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Главная роль Аркадия Райкина

A. РАЙКИН и K. РАЙКИН в спектакле «Мир дому твоему»Размышляя о том, как выглядит сатирическая эстрада из глубины зрительного зала, хочу начать не c юбилейной ноты, хотя, безусловно, такая красивая дата в жизни замечательного артиста  Аркадия Райкина — событие не рядовое, a исходя из критического отношения к тому, что сегодня происходит «вокруг смеха».

На фото. A. РАЙКИН и K. РАЙКИН в спектакле «Мир дому твоему»

Согласитесь, сатириков y нас хватает, вернее, хватает тех, кто именует себя таковыми на том основании, что числится в соответствующем штате и воспроизводит, вплоть до запятых, определенные тексты. И живется та­ким «сатирикам» неплохо: они выступают, гастролируют, снимаются на телевидении.  Сдача их программ происхо­дит без сучка-задоринки, почти как досрочный ввод жи­лых домов. Еще лучше тем, кто щеголяет в розово-голу­бом мундирчике «юмориста». Так и получается: не смеш­но — значит, сатирик, не умно — стало быть, юморист... Конечно, речь не обо всех исполнителях монологов, па­родий, фельетонов, а лишь а тех, кто, как броней при­крываясь звучными терминами, не подтверждает их творчеством.

Hужны пи современной эстраде (включая телеви­зионную) нелепыe недоразумения типа «Однaжды зи­мой» (думается, участие в этом «юмор-шоу» В. Виноку­ра — просто недоразумение), «прогоревшие» кабачки, две вконец «обеззу6евшие» молодушки, бесчисленные пародисты и им подобные? Не оттого ли мы стали зады­хаться от волн серости, а которой сегодня во весь голос говорят писатели, кинематографисты, артисты, что многие годы позволяли ей спокойно и сноровисто забираться на облюбованные высотки? Улыбались, аплодировали, даже похваливали, забывая о том, что смех — всегда социален, что талант, поставленный на службу себе, a не обществу, сам себя и обесценивает. Талант — служит, посредствен­ноcть — прислуживает...

Трудно представить Маяковского, читающим на ве­чере юмора пошловатые «размысшлизмы », вроде того, где джентльмен и дама назначили свидание под часами, висящими над диваном... Или Смирнова-Сокольского - за6авляющим публику копированием все тех же Папанова и Кикабидзе…

 

И уж совсем невозможно в роли разговорника-развлекателя вообразить Аркадия Райкина, которого мы видели в сотнях ролей, но главная, истинная роль которого — быть гражданином, мыслителем, па­триотом.

Только честный, истинно талантливым и мужественным человек способен завоевать главную награду в искус­стве — любовь и уважение народа. Эту награду Аркадий Райкин имеет. Его творчество близко и понятно миллио­нам людей. Это не расхожий штамп и не пышная фраза. призванная неизменно сопровождать выступления при­знанного артиста. Нет, каждый раз Аркадий Райкин по­коряет сердца зрителей вновь. Ведь один спектакль ни­когда не повторяет другой, меняется зритель, жизнь выдвигает новые проблeмы и то, что вызывало вчера смех и одобрение (хотя 6ы «B греческом зале... B греческом зале...»), сегодня, после соответствующего по­становления, уже выглядит как «отклик» и воспринимается по-другому. Постоянство успеха, наверное, заключено в постоянстве движения к «болевым» точкам, в полной самоотдаче, в высочайшей требовательности к себе. И сегодня, как показал, в частности, один из последних спектаклей Государственного театра миниатюр «Мир да­му твоему», артист, при одном появлении которого зал буквально вскипает от аплодисментов, по-прежнему ра­дует зрителей открытиями...

Казалось бы, жанр, который, собственно, и сделал Аркадия Райкина тем, кем он стал, жанр монолога, изу­чен им, освoен так, что не осталось белых пятен. На нет, находки следуют одна за другой. Вступительный моно­лог — «Киса-44», — другие монологи, особенно «Ньютоныч»,— словно свежий, очистительный ветер, призван­ный проветривать наши души.

B искусстве есть и должны быть нeраскрытые тaйны Но один из секретов достижения таких вы сот актерского совершенства — в глубокой выстраданности того, о чем он говорит. B великой убежденности, что в грядущем мно­гое будет по-иному! B личном отношении к происходя­щему в сегодняшней жизни народа. Эти качества и отли­чают настоящего сатирика от лубочных.

Поражаешься молодости духа, энергии Аркадия Рай­кина. А ведь путь сатирика не всегда бывал усыпан ро­зами — чаще всего перестраховщики и бумажные гене­ралы устилали его шипами от роз...

Лиризм, проникновенность всегда были присущи спектаклям Аркадия Райкина. Лирическое начало при­сутствует и в последних работах руководимого им кол­лектива. «МИР ДОМУ ТВОЕМУ» (Автор C. Альтов, постанов­щики спектакля A. Райкин и K. Райкин, художник A. Ко­женкова).

На сцене современная квартира. Это — дом Райки­ных.  Здесь они живут, репетируют со своими актерами, когда по ряду причин (ох, уж эти «причины»!) им было негде репетировать. Сюда на чашку чая приглашает Арка­дий Райкин и зрителей. Чтобы поговорить o наболевшем, вместе поразмыслить о том, как сделать наш общий дом праздничным, чистым, уютным... Чтоб пожелать ему ми­ра. Здесь, в этой квартире, отец и сын ведут доверитель­ный разговор, читают письма, в которых известного сати­рика просят «продeрнуть» местного дуролома, здесь их друзья-актеры разыгрывают сцены...

Например, «Мокрое дело». Здесь драматургия авто­ра, мастерство опытных актеров, энергия молодежи и режиссерская мысль сливаются Воедино. Сцена эта смеш­ная, красочная и убийственно сатирическая одновремен­но. Она о том, как не только отдельные «кое-где порой встречающиеся» антиподы, но иной раз целые «благо­получные» коллективы в погоне за наживой перерождают­ся в сообщества рвачей. Выбить стройматериалы! Раз­добыть запчасти! Обойти конкурентов! Рапортовать до­срочно! Чтобы первыми финишировать y каccы, за пре­мией. И еще — а пресловутых упущениях в снабжении, когда «выбиты» легальными путями стекло, шуруп или гвоздь труднее, чем купить на толкучке летающую та­релку...

Детективная история развивается стремительно, по всем канонам приключенческого жанра. Вот в кабинет шефа входят ребята атлетического сложения — «группа захвата» вагона с цементом. Появляется обворожительная

«команда обольщения» начальства. Приходит устраивать­ся на работу снабженцем новичок, наивно полагающий, что надо жить и работать честно. Как и следовало ожи­дать, такому работнику в этой организации делать нечего. И дело вовсе не в его взглядах, а в том, что он оказывает­ся... агентом конкурирующей фиpмы батьки Сахно... Все в этом эпизоде алогично, но как знакомо!

Спектакль «Мир дому твоему» отчетливо показал, какие, выражаясь сегодняшней терминологией ускорения, нераскрытые резервы таит в себе жанр театра миниатюр. Каким мощными действенным может быть сатирический заряд. особенно тогда, когда актерский талант и граждан­ственность идут рука об руку, когда Все на эстраде — умно, честно и, что немаловажно, смешно.

«ЛИЦА. Импровизация в 2-x частях». (Автор спектакля Мих. Мишин, режиссер-постановщик B. Фокин, художник O. Шейнцис)

Дискотека. Блицы, музыка!

Вся жизнь — дискотека. Утро-вечер, день-ночь. Детство-юность, работа-дом... Жесткий ритм. Из него, как из беличьего колеса, никуда не вырваться! На дискотеке — самые разные лица. Кого здесь только не встретишь! Каждый танцует по-своему, вытанцовывая при этом и свой взгляд на окружающee. Вот отбивает строевой шаг ре­шительная, непреклонная любительница ясности (Л. Стро­ева). Ей не ясно, почему танцующие двигаются под одну и ту же мелодию, кому как вздумается. И что это, соб­ственно, за музыка — без бравурности? Музыка должна быть однозначной и простой, как репа. То есть, маршеоб­разной. Чтоб быстрее можно было построиться в колон­ну и замаршировать в счастливую даль... Актеры, а это самостоятельная работа молодежной группы  тeатра, тут же, импровизируя, показывают, что произошло 6ы, если бы все «затанцевали» в жизни абсолютно одинаково. Синхронные, однообразные, обезличенные движения, напоминающие наступление роботов.

Народные артисты СССР A. РАЙКИН и  Г. ТОВСТОНОГОВВоинствующих, управляемых невидимым повелителем, страшных в иступленной решимости подчинить всех своему стальному однообразию...

На фото.  Народные артисты СССР A. РАЙКИН и  Г. ТОВСТОНОГОВ

Однообразие тоже бывает разнообразно. То оно на­поминает марш бравых молодчнков «Нах Остен», то в нем прoглядывают «солнцепоклонники», то узнаются «ньюсамураи». Но суть их едина: это марш о6олванен­ныiх. Тех, кто мечтает навеcти «порядок», при котором личность уподоблена винтику страшной машины.

Такой неожиданный поворот придает спектаклю вы­сокий смысловой накал. Он показыiвает, что эстрадному театру отнюдь не заказан путь политической сатиры. «ЧТО НАША ЖИЗНЬ?»

В последней работе театра можно силой вообра­жения автора (А.. Арканов), режиссеров-постановщиков (K. Райкин, B. Поглазов, A. Морозов), композитора (Г. Гаранян), художника (А. Коженкова), молодых актеров и самих зрителей попасть в разные времена жизни многих народов. Среди действующих лиц спектакля — Леонардо да Bинчи, Галилео Галилей, Чингисхан, Наполе­он... Столь широкая палитра героев эпох, философско-эстетических и нравственных концепций, которые охва­тывает «игра воображения в 2-х частях», — событие в практике театров миниатюр довольно редкое.

Удачна ли эта попытка создания философско-сати­рического эстрадного спектакля? Полный ответ на это даст сама жизнь. Но то, что спектакль появился, что он живет, вызывая полемику, — немаловажно.

Вновь, как в спектакле «Лица», несколько ролей ис­полняет K. Райкин: Актер, Джордано Бруно, Поэт, Поэт­-наставник, Старик, Режиссер, Горгона Вельзевуловна... Переходы из одной ипостаси е другую просты — накинут плащ, прямо на глазах y зрителей заменен головной убор. И она (Л. Нифонтова) совершает перевоплощения так же открыто — такова условно-метафорическая ткань спектакля. Остальные участники спектакля, вместе c ос­новными действующими лицами, соответственно переме­щаются во времени и пространстве, создавая некий кол­лективный образ. Остальное «доигрывают» зрители, так как игра зрительского воображения тоже вовлечена в действие. То мы играем в детский сад, где сосредоточена вся младость человечества, то в «лишнего» - им оказы­вается пpестарелый отец семейства, y которого дети взя­ли все, что можно унести. затем они безжалостно из­бавляют себя от забот, сбыв старика в «чудесный, со всеми удобствами» дом престарелых...

Гротеск, фантасмагоричность достигают апогея в сцене c Горгоной Вельзевуловной. Именно ей, потусторон­ней властительнице, на руку наши промахи, косность, болтология. Но этого ей мало, подавай больше: разлагай чeстноcть, развращай целомудрие, тиражируй пошлость...

Зeмные, живущие и здравствующие прототипы гор­гоны четко обозначаются. Эго те, кому по нраву наши беды (как тут не вспомнить o большой беде, постигшей Чернобыль), кому радостно все, что работает против жиз­ни, кто мечтает o роли звездных правителей...

A. РАЙКИН а его жена P. РОМАСпектакль «Что наша жизнь?» оставляет двойствен­ноe ощущение. И дело совсем не в том, ЧТО театр пошел путем непривычным, экcпериментальным путем усиле­ния зрелищности, динамики действия, его усложненности. Смело используется новейшая аппаратура, радиомикро­фоны, световая иллюминация, спецэффекты. Необычны решения многих мизансцен, напомнившие славные Страни­цы студeнческих капустников и КВН. Дух студийности чувствуется в последнее время здесь явственно. Вероят­но, им заразился K. Райкин еще в студии Олега Табакова, когда работал над постановкой «Маугли». Этот молодой задор, отсутствие. премьерства, желание работать не щадя себя привлекательны. Очевидно, недостаточно отобран­ный, нечeткий литeратурный материал пришел в противо­речие c формой. Динамику действия то и дело тормозит наличие «общих» словесных мест, в кoторых дефицитен юмор. Особо следует отметить появление танцевально-мимических композиций, предваряющих или продолжающих миниатюры «речевые». Танцы, нужно отдать должное отличаются отточенностью и слаженностью движений, неожиданностью пластических решений. В этом молодые артисты превзошли иныe чисто танцевально-эстрадные коллективы, скажем, коллектив балета Театра эстрады. Хореограф последних спектаклей государственного театра миниатюр — заслуженный артист РСФСР Констан. Райкин, он же и прекрасный солист своего ансамбля.

На фото. A. РАЙКИН а его жена P. РОМА

Однако хочется предостеречь молодых aртистов, ибо шоу-направление таит в себе опасность ухода театра в чистую развлекательность (такие симптомы нет-нет да появляются в последней работе) — фейерверк мелоди движений, огней может увести в сторону от постижения истины.

Можно, разумеется, отыскать грехи в только-только подготовленном, ещe не устоявшемся спектакле, созданном в невероятно сложных и мучительных поисках нового, главного, своего. Важнее другое: поиск постоянен. В этом молодежь и опытные мастера театра единодушны со своим художественным руководителем, лауреатом Ленинской премии, героем Социалистического Труда, народным артистом СССР Аркадием Райкиным, воспитавшим, выпестовавшим неординарный коллектив личным примером творчества, соединенного c подлинной гражданственностью. Доказавшим, насколько красива и благородна  может быть судьба артиста, если талант служит Отчизне.
 

ИГОРЬ КАЛИНИН

Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100