В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артист выходит "На поклон"

Когда-то, в самый первый раз, это было, наверное, так. Великолепно исполнив номер, артист Н. поклонился (или как говорят в цирке, сделал комплимент) и направился за кулисы.

Зал бушевал, зрители настолько бурно выражали свой восторг, что инспектор манежа, счел необходимым задерстъ исполнителя в форганге и предложить ему вернуться на арену. Снова поклон, снова нара­стающий шквал аплодисментов — и ведущий программу вторично возвращает артиста «на комплимент». Радостно исполнителю, чье искусство получило столь высокую оценку; радостно зрителям, которые смогли в полной мере выразить свое восхищение. Так, повторяю, было, очевидно, в тот раз, когда выдающийся успех исполнителя впервые подсказал инспектору манежа необходимость дважды задержать артиста в форганге цирка. И пусть так будет всегда, когда восторженная реак­ция зрительного зала оправдывает столь длительное «прощание» артиста с пуб­ликой.

Но именно тогда и только тогда, когда оправдывает! Иные же инспекторы манежа почему-то считают своей непреложной обязанностью следовать этому церемонному ритуалу па протяжении всей программы. И получается так: вы­ступил артист с большим успехом или меньшим, его номер взволновал и обра­довал зрителей или оставил их равнодушными, а ведущий программу старательно посылает «на двойной комплимент» каждого участника представления. Мелочь это? Не думаю. Ведь дело не только в том, что такая стандартизация как бы нивелирует зрительскую оценку разных исполнителей и номеров. Есть еще такой существенный фактор, как время, уходящее на затяжные и подчас ничем не оправданные «комплименты». Попробуйте подсчитать. хяъко дорогих минут тратится за вечер на повторные выходы артистов на манеж, как это за­медляет и сбивает ритм спектакля! А ведь постановщик программы прилагает обычно много усилий к тому, чтобы цирковое представление шло стремительно и легко, без ненужных пустот и пауз. Зачем же искусственно создавать такие паузы, зачем без особой на то причины раздувать интервалы между номерами?

А вспомните, как расточительно расходуется порой время на наших эстрадных концертах. Стало чуть ли не правилом, что многих исполнителей конфе­рансье по два, а то и по три раза вызывают раскланиваться перед публикой. Одно дело, когда этого настоятельно требует зал — тут уж, как зорится, нуж­но идти навстречу зрителям. Но ведь бывает и так, что исполнители сами — как бы это поделикатнее выразиться! — предпринимают некоторые меры для того, чтобы аплодисментов было «побольше». Скажем, должен певец исполнить в концерте три песни, но поет он только две, а затем уходит за кулисы и возвращается к роялю лишь после длительных и настойчивых вызовов. С чьей-то нелегкой руки музыкальные ансамбли и отдельные аккомпаниаторы даже иг­рают на повторный выход солиста специальные бравурные мелодии, в сопро­вождении которых аплодисменты приобретают «организованный», скандирован­ный характер. Ритм этих мелодий таков, что не хочешь — да зааплодируешь...

На вопрос — кому нужны все эти ухищрения? — обычно следует ответ: так принято. При этом ссылаются на артистов, которым не приятно, когда их тепло принимают зрители. Да и что дурного на первый взгляд в том, что испол­нитель дважды или трижды раскланяется перед публикой. Аплодисменты зрителей, вызовы «на бис» были и останутся дорогой наградой артисту за его творческий труд на манеже цирка или сценической площадке концертного зала. И речь идет вовсе не о том, чтобы лишить его этой награды. Разговор наш сводится к тому, что не надо преднамеренно организовывать» аплодисменты, не надо искусственно нагнетать в зрительный зал те эмоции, ко­торые сами по себе, возможно, и не возникли бы. Каждому артисту, конечно же, радостно дважды и трижды выйти «на поклон», по пусть это будет счастливым уделом тех исполнителей, которые действительно завоевали своим выступлени­ем право на особое одобрение и признание публики.

Отказавшись от ритуальных «двойных комплиментов», от трескучих мелодий, которые исполняются специально «на аплодисменты», мы выиграем не только время. Взыскательнее и строже станут откоситься к своим выступлениям артисты, если каждый из них будет получать ровно столько теплоты и внимания зрительного зала, сколько заслуживает его номер, его творчество.


Журнал Советский цирк. Февраль 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100