В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артист, костюм, маска

(заметки художника)

Недавно в Москве была организована выставка «Художники в цирке». В нескольких залах Центрального Дома работников искусств экспонировались эскизы костюмов, декораций, реквизита. То, что было показано на выставке, красноречиво говорит о большой роли, которую играет художник в создании цирковых представлений. Ведь цирк — это прежде всего зрелище, а роль художника в создании зрелища нельзя обойти, нельзя  недооценить.
Критический разбор всей выставки в целом не входит в задачи настоящей статьи, автор ставит перед собой более ограниченную цель: на материале отдельных экспонатов начать разговор о костюме комических персонажей цирка.
Основное, что свойственно им всем — и клоунам и эксцентрикам, — это комедийное начало, обусловленное их необычным поведением, кажущейся нелепостью их поступков. Все эти внутренние качества клоуна, будучи подчеркнуты внешними «особыми приметами», помогают ему на манеже, хотя сами по себе эти особые приметы еще не создают клоуна. Таким образом, наружность клоуна служит как бы его визитной карточкой, своего рода векселем, который нужно оправдать последующей работой на манеже.
Как-то   ко  мне   обратился   один   коверный     с    просьбой     сделать     ему «смешной костюм», на что я заметил: смешное     «достигается»     на   манеже актерским мастерством,  а  не  костюмом. Костюм лишь помогает клоуну. В отдельных же случаях, когда артист по той  или  иной  причине  не  использует своих возможностей, костюм может даже  мешать его работе.
Говоря  о костюме, я   обычно подразумеваю  не  только собственно костюм, но и грим, а в известной мере  и манеру  поведения,  то  есть  характерный   жест,   походку   и   т.   п.,   — то, что мы называем «маской». Один костюм сам по   себе не    сделал бы Чаплина тем великим актером, каким мы  его   знаем. Специфику его внешнего образа, его «маски», определяют и его мимика, и грим, и неповторимая чаплиновская   походка.   К   сожалению, в    большинстве   случаев    художники, создавая   костюм    клоуна,    забывают подсказать  ему  еще  и  грим,  составляющий     необходимейший     элемент маски.
Итак,   маска   клоуна     является   его  визитной карточкой. Она должна помочь зрителю почувствовать и понять, кто стоит перед ним. Чем лаконичнее будет выявлена в этой визитной карточке сущность персонажа, тем легче артисту.
Вот, например, два эскиза Евг. Щеглова (рис. 1 и 2), в которых достаточно лаконично и в то же время ясно представлена сущность персонажей: предусмотрительный бюрократ, собравшийся в баню; двое стиляг в модных рубашках.
Очень интересное решение клоунского образа в национальном плане создал для армянского цирка художник М. Арутчян (рис. 3). На выставке, к сожалению, не был показан другой интересный образ национального клоуна — Акрама Юсупова, имеющего большой успех у зрителей. Вообще поиски национальных клоунских масок надо продолжать, так как здесь немало   возможностей.
Очень остро и интересно решены художницей М. Зайцевой костюмы двух акробатов-эксцентриков (рис. 4). Ей же принадлежит и плакат, сделанный для выставки в остросовременной манере. Скупыми средствами она воссоздает образ цирка: манеж, клоун, воздушная лестница. Хотелось бы чаще видеть плакаты цирковых представлений   и  отдельных  номеров,  выполненные в современной манере в противоположность приевшимся натуралистическим   плакатам.
Костюмы1  Костюмы2  Костюмы13
Если маска клоуна служит его визитной карточкой, то попробуйте «прочесть» «визитную карточку», представленную художником В. Рындиным (рис. 5): это не костюм, а ребус, способный лишь отвлечь от самого выступления. Вероятно, зритель так и не поймет этого вычурного, очень надуманного костюма.
Часто бывает, что художник, желая создать костюм «посмешнее», не считается с анатомией человека и поэтому, вольно или невольно, способствует тому, что готовый костюм не соответствует  образу.   Показателен   в
этом  отношении  эскиз  И.  Юцкевича, где художник явно забыл о реальной возможности его осуществления в натуре  (рис.   6).
Художница А. Судакевич (см. рис. на 3-й стр. обложки) создала эскиз костюма популярного коверного Олега Попова, который в противовес предыдущему дает точное представление о будущем костюме. В данном случае я бы возражал только против слишком крупной кепки, которая будет мешать видеть мимику артиста.
Очень интересное предложение эксцентрического костюма сделала Н. Кристи (3 стр. обложки). Правда, на эскизе костюм весьма красиво сочетается с искусно подобранным фоном, которого на манеже, конечно, не будет, и, следовательно, в натуре костюм может зазвучать иначе, чем на эскизе. Было бы, поэтому правильнее давать в производство эскизы без искусственного фона (который может иметь место лишь в театре, но не на манеже).
В цирке, как ни в одном из зрелищ, бережно хранятся традиции и приемы, трюки и «секреты», природа которых идет из далеких времен, от народных празднеств и представлений. Эти представления требуют особо пышных, ярких нарядов и украшений, широких и торжественных жестов. Мы за то, чтобы в цирке были и блестки, и камни-самоцветы, и атлас, и парча — пусть даже не настоящая, но торжественно-красивая. Пусть в цирке переливаются тысячи разноцветных огней и горят светящиеся краски; ведь цирк — не будни, а радостный праздник. И тысячу раз неправы, на мой взгляд, те, кто утверждает, что «цирковая мишура» противоречит современности, что ее нужно изживать.
  Пусть  здравствует на  манеже  традиционный клоун




Пусть  здравствует на  манеже  традиционный клоун со всеми присущими ему свойствами и наивными регалиями.    Не   обеднять,    а    обогащать его нужно всеми  возможными новыми    средствами     и    материалами.    И пусть никогда не вернутся те времена, когда  от  художника  требовали,  чтобы   он  одевал    клоуна  в  реалистический   пиджачный   костюм,   когда   рыжий парик на «августе» считался чуть ли   не   издевательством    над   человеком.   Цирк   есть   цирк,   и   у   него  есть свои законы и традиции,  чем он  нам любезен и дорог.




   

К.  ЕЛИСЕЕВ,
заслуженный деятель
искусств РСФСР

Михаил СВЕТЛОВ

Журнал ”Советский цирк” июнь 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100