В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Аттракцион "Зубры и хищники" Виктора Тихонова

Настоящего циркового артиста всегда отличает влюбленность в свою профессию, умение упорно трудиться и не успокаиваться на достигнутом.

Все эти качества присущи дрессировщику Виктору Петровичу Тихонову. Впрочем, он но сразу стал дрессировщиком. Испробовав себя (и не безуспешно!) в акробатике, воздушной гимнастике, жонглировании, Тихонов более десяти лет был ассистентом и артистом в аттракционе прославленного мастера иллюзии Эмиля Теодоровича Кио. Казалось бы, что следующей ступенью должно стать создание собственного номера или аттракциона о том же жанре. Для этого было все: и накопленный опыт, и постижение тайн цирковой магии, и хорошея сценическая внешность, и творческая фантазия, и большое трудолюбие.

Но... была еще любовь к животным и страстное желание стать дрессировщиком. И номер был создан несколько неожиданный. Стреляя из мелкокалиберной винтовки, артист из самых невероятных положений метко поражал мишени, которые держали в зубах большие немецкие овчарки. Затем собаки выполняли различные акробатические трюки, в том числе и заднее сальто-мортале. Номер был интересный, хорошо смотрелся. Но Тихонов хотел работать с животными, которых еще не видел манеж. И вот появился новый аттракцион — "Яки и овчарки". Те и другие выполняли трюки порознь и совместно. Овчарки были своеобразными жокеями — они прыгали «курс», крутили со спин бегущих яков сальто-мортале на манеж, делали многое другое.

Аттракцион «Яки и овчарки» также принес дрессировщику успех. Но Тихонов уже подумывал о следующей работе. Неуемное стремление к новому привело его в Беловежскую пущу: он решает выдрессировать зубров.

Подготовка нового аттракциона — это хорошо. Но но бросать же существующий. И артист передает его «по наследству» сыну Виталию, окончившему к тому времени цирковое училище по жанру акробатики и перенявшему от отца любовь к животным. Сегодня у молодого дрессировщика десять яков, три медведя, козлы, косули, овчарки, орлы, петухи. Аттракциона такого плана нет во всем нашем цирковом «конвейере».

Но вернемся к Виктору Тихонову. Можно ли выдрессировать зубров? Тихонов убедительно доказал, что можно. Более того, он соединил на манеже великанов Беловежской пущи с тиграми и гепардами. В 1966 году зрители впервые познакомились с невиданным доселе аттракционом "Зубры и хищники".

Три года аттракцион Тихонова с большим успехом демонстрировался в нашей стране и за рубежом. Написаны десятки восторженных рецензий. Но зубры есть зубры. С годами могучие животные значительно прибавили а весе, возросли их сила и упрямство. Очень сложно стало транспортировать их из города в город. Короче говоря, аттракцион решили расформировать. В декабре 1969 года Тихонов сдал зубров в Алма-Атинский зоопарк.

Через полгода, будучи в Казахстане, дрессировщик пошел навестить своих питомцев. Вот как он сам рассказывает об этом свидании:

— Зубры были в просторном вольере, огороженном массивными железными балками. Они столпились возле кормушки и не обращали внимания на посетителей. Я подошел ближе и крикнул: «Ураган!» (кличка одного из животных. — А.К.). Зубры подняли головы и стали прислушиваться. Я перелез через вольер и позвал их. К удивлению посетителей зоопарка, зубры галопом примчались ко мне и начали лизать мои руки своими языками - "рашпилями". Когда я уходил, сзади послышалось сильное уханье, похожее на орудийные выстрелы. Это кричали зубры и били ногами так, что во все стороны летели большие комья земли. Животные словно прощались со мной...

Итак, аттракцион, на который затрачено много времени и труда, перестал существовать. Только тот, кто испытал подобное, способен помять, какую душевную травму пережил Тихонов. Но он не пал духом, не опустил руки. Снова подбор животных, снова поиски, снова бесконечные репетиции. И вот уже рождается новый аттракцион, носящий название "В гостях у Були". В нем много оригинальных трюков и находок, необычно само построение аттракциона.

Вначале, как и всегда, зритель видит ив манеже клетку, состоящую из тонких черных трубок, соединенных в секции.
В них вмонтированы ажурные, выполненные из медных трубок силуэты хищников. Клетка очень изящна, она как бы обязывает к работе изысканной и элегантной.

Дрессировщик появляется во фраке. Он представляет зрителям гепарда:

Он в джунглях страшный забияка,
Его коварству нет границ,
У нас является, однако.
Одной из штатных единиц».


Вбегает гепард и бросается на дрессировщике, но тот усмиряет его взмахом носового платка и заставляет сесть на тумбу. В клетку вбегает собака. Идет текст:

«Боксер мой, Буля, ворно служит,
В нем очень много доброты.
Со своми тиграми он дружит
Да и с гепардом он на «ты».

Появляются тигры и выполняют различные трюки: прыжки с тумбы но тумбу, через дрессировщика и т. д. Примечателен такой, например, трюк: Буля берет изо рта тигрицы кусок мяса и тут же аппетитно съедает его.

На манеж выходит партнерша дрессировщика Лариса Тихонова. Оба артиста танцуют посредине клетки вальс-бостон, вальсируют и тигрицы.

И снова любопытный трюк. Дрессировщик устанавливает в одну линию с интервалами три тумбы. На среднюю вспрыгивает Буля и ложится на лапы. От сродной тумбы на обе крайние кладутся два дугообразных бума. Две тигрицы с разных сторон вспрыгивают на тумбы и идут по бумам навстречу друг другу, перешагивая через Булю. Зрелище захватывающее и вместе с тем забавное.

Зрители горячо аплодируют этому трюку, как и двум последующим, когда тигрица Фатима «поет», а тигрица Рита своеобразно «танцует» лезгинку, стоя на тумбочке на задних лапах и перебирая передними.

Позволю себе небольшое отступление. Животные, как известно, различаются не только по характеру, но и по своим способностям. Одни занимают ведущее положение в аттракционе, а другие довольствуются вторыми и третьими ролями. Грациозная и сообразительная Рита по праву является солисткой. Об интересном эпизоде, связанном с ней, рассказал Виктор Петрович. Дело было в Астрахани. Жара достигала сорока градусов. Клетки, прижатые одна к другой, вытянуты в одну линию. Внутренние дворцы открыты, образуя, таким образом, как бы длинный коридор. Разморенные жарой тигры лежат каждый в своей клетке. Только одна тигрица Джерри ходит из конца в конец по коридору, осторожно, по-кошачьи переступая через дремлющих собратьев. Вдруг Джерри задевает лапой морду лежащей Риты и, но обращая внимания на свою неосторожность, идет дальше. Рита спокойно приподнимает голову и смотрит вслед уходящей Джерри. Затем, не поднимаясь, лапой закрывает дверцу своей клетки и снова погружается в дремоту. Теперь-то уж ей никто не помешает!

Аттракцион между тем идет своим чередом. Хорошо смотрится ритмический танец Ларисы Тихоновой в сопровождении звериного «кордебалета». Комичен финал номера. Тигры прыгают в железные обручи и в быстром темпе (в музыке — галоп) бегают вокруг арены, причем так увлекаются, что никакие попытки дрессировщика не могут заставить их покинуть манеж. Тогда Тихонов призывает на помощь крошечных маленьких собачонок, которые и загоняют тигров в клетки.

Вообще в аттракционе много хорошего юмора. И, конечно, больше всего смешит зрителя боксер Буля. Когда тот или иной хищник пытается не подчиниться дрессировщику или чрезмерно показывает вдруг свою агрессивность, Буля тотчас усмиряет его и заставляет сесть на тумбу. Особенно боится Булю гепард — наиболее непокорный из всех четвероногих артистов.

Виктор Тихонов работает в приятной, так называемой салонной манере. Это, если хотите, лирический герой, обладающий большой силой воли и чувством юмора. Он не пользуется из манеже обычными для дрессировщиков хищников бичами, стальными прутьями, у него нет даже стека. Орудие его воздействия на животных — маленький белый платок. Элегантна и обаятельна партнерша и жена дрессировщика Лариса Тихонова.

Интересна композиция аттракциона, в котором органически соединены героические, лирические и комические фрагменты. Надо назвать тех, кто трудился вместо с В. Тихоновым над созданием аттракционе. Это режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Перкун, художник-постановщик, заслуженный художник РСФСР А. Фальковский, композитор В. Белинский. Лаконичен и выразителен стихотворный тек'ст, написанный Юрием Благовым.

Всегда бывает трудно рассказать словами то, что происходит на манеже, передать содержание, композицию, саму атмосферу того или иного номера. Одно могу сказать в заключение: если вы увидите на афише имя дрессировщика Виктора Тихонова — пойдите в цирк. Убеждая» что вы останетесь довольны.

А. КОТЛЯРОВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Дизайн домов лестниц www.fabinterior.ru