Боевое отделение цирка на Цветном бульваре - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Боевое отделение цирка на Цветном бульваре

Ветеранов войны в Московском цирке на Цветном бульваре работает сравнительно немного, — говорит его директор и главный режиссер, народный артист СССР Юрий Никулин.— Если употреблять военную терминологию — это всего лишь боевое отделение.

Участники Великой Отечественной войны Н. П. ВОРОНКОВ, А, В. ШАБАШЕНКОВ, С. Н. ВНУКОВ, Г. М. ФЕОНИН, Ю. В. НИКУЛИН, А. А. СОСНОВСКИИ. Д. И. АНО СОВ, П. П. ИВЛЕВ, Н. В. МОСОЛОВ

Участники Великой Отечественной войны Н. П. ВОРОНКОВ, А, В. ШАБАШЕНКОВ, С. Н. ВНУКОВ, Г. М. ФЕОНИН, Ю. В. НИКУЛИН, А. А. СОСНОВСКИИ. Д. И. АНО СОВ, П. П. ИВЛЕВ, Н. В. МОСОЛОВ

Я, как бывший фронтовик, отношусь к ним с особой теплотой и сердечностью. Главное их качество — надежность, на них всегда и во всем можно положиться...

В составе боевого отделения «старого» Московского люди разных профессий, разных судеб.

Под Москвой, на Калининском фронте, воевал Дмитрий Павлович Аносов, работающий сейчас в кассе Московского цирка на Цветном бульваре; старший сержант Павел Петрович Ивлев получил боевое крещение в боях под Сталинградом, принимал участие в наступлении и окружении группировки фельдмаршала Паулюса, сейчас он мастер по ремонту обуви; Николай Васильевич Мосолов был на фронте минером, минировал подступы к Москве, был тяжело ранен, сегодня рядовой Николай Мосолов поддерживает образцовый порядок в цирковом дворе; работник обслуживающего персонала фойе Алексей Васильевич Шабашенков в годы войны служил в Главном штабе военно-воздушных сил.

Есть в составе боевого отделения и участники войны с Японией: старший сержант, а ныне униформист Николай Павлович Воронков и рядовой, артист оркестра Михаил Майорович Левит.

Жизнь многих участников Великой Отечественной на протяжении многих лет неразрывно связана с цирком, и каждый из них по своему вносил и вносит свой вклад в развитие советского циркового искусства.

Борис Николаевич Визиров — участник гражданской войны. В 20-х годах Борис Николаевич окончил ветеринарный институт и стал работать по специальности. С 1941 года капитан ветеринарной службы Визиров вновь в рядах Советской Армии. А в 1952 году Борис Николаевич Визиров начинает работать ветеринарным врачом Московского цирка на Цветном бульваре. Какие только пациенты не прошли через его руки за эти годы: и могучие слоны, и статные красавцы-скакуны, и симпатичные дворняжки.

— Однажды произошло ЧП, — вспоминает он, — тигрица отказалась кормить своих тигрят, и малыши должны были неминуемо погибнуть. Что делать? Искусственное кормление — это не выход. Раздобыл собаку, она и стала их кормилицей. Тигрята выросли, стали работать в труппе народной артистки РСФСР Маргариты Назаровой, снимались в фильме «Полосатый рейс».

И сегодня, несмотря на свой преклонный возраст, Борис Николаевич Визиров всегда готов прийти на помощь четвероногим или пернатым артистам.

Лейтенант Сергей Внуков, окончив в 1941 году Подольское пехотное училище, сразу оказался на передовой. Командовал противотанковой ротой, стрелковой, затем стал командиром особой штурмовой группы. Пережил тяготы и горечь отступления, радости первых побед. Участвовал в сражении на Курской дуге. В боях за освобождение Брянска был тяжело ранен. После лечения в госпитале к дальнейшей службе в армии был признан непригодным и вернулся в цирк. А цирковым артистом он стал еще мальчишкой, работал в труппе акробатов с подкидными досками «Дарвест». Демобилизовавшись, вернулся в свой коллектив, в 1950 году создал свою акробатическую труппу, с которой со временем стал выступать и его сын Вадим. Впоследствии с помощью отца юноша создал номер «Дрессированные собачки», в котором органично сочетаются элементы акробатики и дрессуры. Уйдя на пенсию, Сергей Николаевич некоторое время работал ассистентом в номере сына, потом перешел на работу в Московский цирк на Цветном бульваре, став завскладом. А выступления на манеже продолжают Вадим Внуков, его жена Надежда, готовится к выступлениям и внук Сергея Николаевича Данила...

Думается, имя заслуженного работника культуры РСФСР, балетмейстера Петра Львовича Гродницкого на страницах нашего журнала не нуждается в особых рекомендациях. Гродницкий служил в одной из частей Среднеазиатского военного округа, где его и застало начало войны. Позже Гродницкого переводят в танцевальную группу Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, который возглавлял его основатель, народный артист СССР А. В. Александров. Ансамбль был разбит на несколько бригад, выступать приходилось и на передовой, и в госпиталях, и в только что освобожденных городах. Бывало, артисты ансамбля попадали и под обстрел и под бомбежку.

— Однажды на наш эшелон налетели «юнкерсы», — вспоминает Петр Львович, — раздались взрывы, мы выскочили из вагонов. Видим, через поле к нам бегут какие-то солдаты в черной форме. Немцы — мелькнуло у многих в голове, а оружия у нас практически не было. Однако через несколько минут выяснилось, что это наши железнодорожные войска в новой форме, и они спешили нам на помощь...

Петр Гродницкий День Победы встретил в Праге, выступал он и в поверженном Берлине, но особенно памятен ему концерт, состоявшийся в Кремле после Парада Победы.

В послевоенные годы Гродницкий как балетмейстер много работает в театре, кино, на эстраде, но, конечно, теснее всего связан с цирком.

— Мне посчастливилось работать, — говорит он, — с такими замечательными режиссерами, как Георгий Семенович Венецианов, Борис Александрович Шахет, Юрий Сергеевич Юрский. Но особенно долгим и плодотворным было наше сотрудничество с Марком Соломоновичем Местечкиным. Мы вместе работали над созданием цирковых спектаклей «Трубка мира», «Карнавал на Кубе», «Лечение смехом» и др.

В последние годы Петр Гродницкий работает в содружестве с режиссером, заслуженным деятелем искусств РСФСР Виктором Плинером. Ими поставлен целый ряд превосходных цирковых номеров, ставших лауреатами всесоюзных конкурсов циркового искусства.

Когда в 1939 году Юрия Никулина призывали в армию, он и не думал, что разлука с домом, с родными и близкими растянется на долгих семь лет...

Служил в артиллерийской части под Ленинградом, постигал нелегкую солдатскую науку. Были и свои радости и свои огорчения. Летом 1941 года настроение у него и его сверстников было приподнятое. Еще бы, скоро домой!

Война обрушилась неожиданно, и уже 23 июня 1941 года его полк вступил в первый свой бой с немецкими «юнкерсами». Затем бои под Ленинградом, и страшное слово «блокада»: лишения, смерть товарищей, а в городе умирают от голода старики, женщины, дети, и им невозможно помочь...

В минуты затишья, в перерывах между боями, Никулин участвовал в концертах художественной самодеятельности; конферировал, пел куплеты и частушки, вместе с партнером разыгрывал веселые сценки, интермедии, репризы. В его книге «Почти серьезно» приведена, например, такая реприза:

— У киргиза было шесть верблюдов. Два убежали. Сколько осталось?

— А чего тут думать — четыре.

— Нет, пять.

— Почему пять?

— Один вернулся.

В Прибалтике старшего сержанта Юрия Никулина застала весть о победе. И опять строчки из его книги:

«В воздух стреляли из автоматов, винтовок. Пускали ракеты. Все небо искрилось от трассирующих пуль.

Недалеко от нас стоял полуразвалившийся сарай. Поджечь его! Многим это решение пришло одновременно... Мы подожгли сарай и прыгали вокруг него как сумасшедшие. Прыгали, возбужденные от радости...»

Затем демобилизация, студия клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре, работа в клоунской группе Карандаша, в дуэте с Михаилом Шуйдиным (также фронтовиком, бывшим танкистом). Гастроли по городам страны, поездки за рубеж. Но неизменно из дальних странствий они возвращались на родной манеж «старого» Московского...

И еще, конечно, кино. Неизвестно, кто более популярен — Никулин-клоун или Никулин-киноактер.

Но прежде всего Юрий Никулин — это Юрий Никулин, и когда директор и главный режиссер Московского цирка на Цветном бульваре после репетиции благодарит радистов (или осветителей):

— Большое спасибо, ребята.

В ответ раздаются его же слова из репризы «Тараканы»:

— За спасибо рубашку не сошьешь...

Алексей Сосновский всю войну прошел в составе 219 полка 2-й гвардейской артиллерийской Перекопской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Сначала был наводчиком, потом телефонистом. Боевое крещение получил в боях на реке Миус, участвовал в освобождении Таганрога, в боях за Перекоп, в освобождении Крыма. Закончил он свой боевой путь в Кенигсберге.

После войны работал в оркестрах передвижных цирков, причем не только как пианист, но и как дирижер и даже как участник номеров музыкальных эксцентриков. С 1960 года Алексей Сосновский — концертмейстер Московского цирка на Цветном бульваре. На протяжении многих лет он также является аккомпаниатором уроков «Утренней гимнастики» Всесоюзного радио, а затем и Центрального телевидения.

— Кстати, то, что наша передача вышла на телеэкран, — говорит Алексей Андреевич, — помогло моим однополчанам найти меня.

Почти все свое свободное время, все свои незаурядные организаторские способности Сосновский отдает военно-шефской работе. Он — член профкома Союзгосцирка, председатель его военно-шефской комиссии, награжден значком «Отличник военно-шефской работы».

Большая и многолетняя дружба связывает коллектив Московского цирка на Цветном бульваре с воинами, несущими службу на посту № 1 у Мавзолея В. И. Ленина. В цирке регулярно даются шефские представления для воинов Советской Армии, артисты, работающие в программе, постоянно выезжают с концертами в воинские части, и их непременным участником является заслуженный работник культуры РСФСР, гвардии рядовой Алексей Сосновский...

Георгий Михайлович Феонин — участник обороны Ленинграда, десантник. После прорыва и снятия блокады его бригада была переведена в Мурманск, освобождала северные районы Норвегии, затем она была переведена на 4-й Украинский фронт, участвовала в освобождении Кракова, а в небольшом чешском городе Острава рядовой Георгий Феонин и его боевые товарищи получили долгожданную весть о Победе.

После демобилизации вернулся в Москву и хотел пойти на старое место работы — портным в одно из московских ателье.

— Работать в цирк меня привел Александр Маркианович Волошин, мой сосед по квартире, — вспоминает Георгий Михайлович. — Начал уговаривать меня: «Ну что ты, молодой парень, будешь сидеть в ателье? Цирк — это так интересно. Давай к нам, я договорюсь». И действительно, через несколько дней привел меня в цирк на Цветном бульваре, в пошивочной мастерской которого я и работаю по сей день.

В ноябре этого года исполнится сорок лет его работы в «старом» Московском. В подготовке скольких премьер он участвовал! Шил костюмы народным артистам РСФСР Эмилю Кио и Борису Эдеру, народным артистам СССР Юрию Дурову и Ирине Бугримовой. Да разве всех перечислишь... Ветеран труда, коммунист Георгий Михайлович Феонин и по сей день принимает активное участие в жизни родного коллектива.

Московский цирк на Цветном бульваре. Прямо с его манежа на фронт ушла большая группа артистов цирка. В годы войны с его манежа звучали остросатирические репризы Карандаша, зло и беспощадно высмеивавшие фашистских вояк. Зрители горячо аплодировали блистательному искусству выдающихся мастеров советского циркового искусства тех лет.

А сегодня на этот же манеж выходят дети и внуки тех, кто с оружием в руках отстаивал их право на счастье, на мирное небо над головой. В ознаменование 40-летия Великой Победы здесь идет праздничное представление «Мира радостный салют». В создании этого яркого, красочного спектакля принимали участие и бойцы боевого подразделения «старого» Московского...

МИХАИЛ НИКОЛАЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования