В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Борис Сичкин

Наверное, для комика-эксцентрика нет лучшего эпитета — очень смеш­ной. А артист, о котором пойдет речь, действительно умеет заставить смеяться.

Вот он на эстраде в роли незадачли­вого конферансье, пошляка, халтурщи­ка, в то же время хорошо сознающего свою бездарность. Развязный, слащаво галантный конферансье появляется пе­ред зрителями. Первая же натужная реприза выдает всю его бездарность. И публика настороженно молчит. Смеется только сам конферансье. В его смехе — смущение, неловкость и вызывающая наглинка. И тогда раздается хохот уже в зале — зритель разглядел, что перед ним пародия на дурного кон­ферансье. Пародия злая, уничтожающая и очень смешная.

Борис Сичкин — любитель и знаток эстрады легко догадается, что речь идет именно о нем — умеет подметить ти­пичные черточки в изображаемом пер­сонаже, довести их до гротеска. Особен­но удаются ему сценические карикату­ры на коллег по профессии, точнее на тех из них, кто работает штампованно, халтурно: фокусник-неудачник, роняю­щий на пол будильник, который дол­жен был исчезнуть, и делающий вид, что ничего не произошло; жонглер, со значительным видом рекордсмена пока­зывающий простенький трюк; исполни­тель псевдонациональных песен... Гале­рея образов забавных и жалких, удиви­тельно точно найденных, высвеченных талантом артиста.

Это только одна грань дарования Сичкина и даже не основная. Его истин­ное призвание — эксцентрический танец, в котором ему, пожалуй, равных нет. Надолго запомнилось ревю «7200 секунд в танце», кстати, им же написанное и поставленное. Его комические «Танцы сидя» неизменно пользуются успехом у зрителя. Острая сатирическая мысль была заключена в номере «Эволюция западного танца», исполнявшемся в программе «30 лет джаза Л. Утесова», сорежиссером которой, кстати, тоже был Б. Сичкин. Почти во всех танцах и ин­термедиях неизменной партнершей ар­тиста вот уже много лет является Гали­на Рыбак.

Танцовщик и пародист, автор тек­стов, режиссер, балетмейстер... Немало для одного человека! Откуда же такая завидная разносторонность? Позади у Бориса Михайловича Сич­кина тридцатилетняя творческая школа. Артист ансамбля народного таяла УССР под руководством Павла Вкрского... Потом фронтовая артистическая брига­да. Иногда приходилось брать в руки и автомат. А под Ромнами был и такой эпизод: в числе пяти добровольцев (среди которых, кстати, был и Юрий Тимо­шенко) Сичкин идет в тыл врага выру­чать оставленные автомашины.

После Победы — Краснознаменный имени А. В. Александрова ансамбль песни и пляски Советской Армии. Но танец в «чистом» виде артиста уже не устраи­вает. Его все больше и больше привле­кает комическое на эстраде. Появилась потребность непосредственного общения со зрителем. И он пробует свои силы в «Синей птичке» — «закулисном театре актеров для актеров», руководителем которого был Виктор Драгунский. Не одному впоследствии знаменито­му эстрадному артисту помогал найти себя, обрести мастерство вот такой теат­рик «капустнического» плана. Можно назвать и балиевскую «Летучую мышь» и современную «Крошку», что создана в ЦДРИ.

«Синяя птичка», где Сичкин нередко был и автором текста, и балетмейстером, и исполнителем интермедий, стала по­следней ступенью перед его появлением на профессиональной эстраде в новом амплуа. Первая работа Бориса Михай­ловича после ухода из ансамбля — тан­цевальная сценка «Прибыл на канику­лы», исполнявшаяся с Галиной Ры­бак, — отличалась необыкновенным изяществом, была пронизана добрым юмором. За отдельными номерами последовали целые эстрадные программы: «Невероятно, но факт», «И смех, и грех», где Б. Сичкин выступал как ав­тор текста, сорежиссер (вместе с Е. Кравинским), исполнитель интермедий и шуточных танцев.

И сейчас участие Б. Сичкина в кон­церте — это всегда залог искреннего веселья в зале. Но артист уже давно пе­решагнул рамки эстрады. Он ставит спектакли в кукольных театрах, высту­пает как киноактер. Его хотя и неболь­шие роли запоминаются зрителю. В них есть неповторимость оригинального об­раза, сочная характерность. Итальянец-контрабандист в «Капитанах голубой лагуны», начальник отдела кадров в «Секретаре обкома» — для всех своих «героев» артист находит точные детали, яркие комические штрихи. В некоторые киноработы актер при­вносит свое дарование комедийного тан­цовщика, эксцентрика. Его администра­тор отеля в «Последнем жулике» (кста­ти говоря, это одна из ведущих ролей фильма) танцует, проделывает разнооб­разные трюки. И все же по-настоящему нашел себя Борис Сичкин в «Неуловимых мстителях». Это, вероятно, та роль, которая давно ждала такого актера, как он. И недаром сейчас среди ребятишек, иг­рающих во дворах в «Красных дьяво­лят», вы обязательно обнаружите и сво­его Бубу Касторского.

Буба Касторский! Вряд ли можно было придумать лучшую роль для Сичкина, поставившего ей на службу весь арсенал средств синтетического акте­ра,— куплет, чечетку, трюк... И вполне правомерно, что среди полудюжины претендентов на эту роль, среди которых были видные артисты, победил имен­но он. Небезынтересно, что Буба Кастор­ский — фигура не вымышленная, а существовавшая на самом деле. Популяр­ный на юге куплетист, он сочувствовал революции и, выступая на подмостках городов и сел Украины, пел песенки, высмеивавшие белогвардейцев, банди­тов всех мастей.

Таким видят его и зрители в фильме. За внешностью и манерами этакого прожженного одесского куплетиста вы явственно ощущаете благородное сердце, полное сочувствия к тем, кто борется против анархиствующих подонков и ку­лацких бандитов типа батьки Бурнаша. Свой коронный номер — песенку «Я Буба Касторский — оригинальный куп­летист» — Сичкин исполняет сочно, ув­леченно, демонстрируя необыкновенную пластичность, буффонадную легкость, тонкое понимание природы своего героя. С глуповатым видом ярмарочного зазы­валы он ядовито иронизирует над бать­кой и его сбродом, предупреждая кресть­ян: «вываливай все из амбаров, а то возьмут даром...» Смотря Сичкина в «Не­уловимых мстителях», понимаешь, что только эстрада могла дать лучшего ин­терпретатора этой роли.

Буба Касторский Сичкина полюбился зрителям. И неудивительно, что во второй серии фильма одесскому купле­тисту отведено еще больше места. Теперь мы увидим его в Ялте, в ресторане «Па­лас», где... Впрочем, не будем предвос­хищать фильма. А Борис Михайлович полон новых замыслов как артист, как режиссер и автор.
 

ВИК. МАРЬЯНОВСКИЯ

Журнал Советский цирк. Июль 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100