В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 12:06 | 8.05.2013

Boздyшная гимнaстика в цирке

Воздушные гимнасты Валленда и Шиманы  Воздушная гимнастика, в отличие от цирковых жанров, которые мы рассматривали до сих пор, родилась недавно. Есть несколько видов воздушно-гимнастических снарядов: бамбук, кольца, корд де парель и трапеция (неподвижная, подвижная, «вашингтон»); все они вошли в цирковой обиход во второй половине XIX века.

До этого в ходу была в основном предшественница трапеции — корд де волан, говоря проще, сильно провисший канат, на котором акробат балансировал, исполняя номера эквили6ра или демонстрируя различные «обрывы» (трюк, заключающийся в том, что артист, одним неуловимым движением прикрепив ноги к канату, «падает» в пустоту и повисает на носках). Эта работа осуществляется на большой высоте; она очень зрелищна и сегодня вновь начинает пользоваться успехом y публики.

На фото: Воздушные гимнасты Валленда и Шиманы

Около 1850 года y Астлея появились итальянские артисты братья Франческо, которые работали на кольцах и на Неподвижной трапеции, как и Анри Метрежан, открывший, как мы видели, Леотара и подвижную трапецию. C тех пор этот жанр стал одним из любимых жанров публики. Надо сказать, что со времен Леотара, перелетавшего с одной трапеции на другую, искусство «воздушного полета» сильно изменилось. У Леотара тут же появилась толпа подражателей: его земляк Дезедр и Луи Годфруа познакомили c воздушной гимнастикой Германию, Виктор Жюльен — Англию, a Александр Стекель - Испанию. Женщины (в частности, красавица Азелла) тоже не замедлили блеснуть в этом трудном искусстве. Поначалу гимнасты, по примеру создателя номера, перелетали c трапеции на трапецию. Французы и англичане, оставаясь верны этому принципу, ввели, однако, в конце 60-х — начале 70-х годов XIX века два усовершенствования: заменили матрас для приземления предохранительной сеткой * и изобрели мостик, на который вольтижеры возвращаются, выполнив тот или иной элемент.

*Следует уточнить, что ни один воздушно-акробатический номер на низко подвешенной трапеции, не обходится без сетки; иначе репертуар гимнастов был бы ограничен, ведь сложные элементы не возможно выполнять со стопроцентной гарантией

Сетка — вещь небезопасная: неудачное падение или неудачный от-скок могут повлечь за собой тяжелые увечья и даже смерть: так в 19зз году в Льеже итальянский вольтижер Дженезио Амадори разбился насмерть, Неудачно упав в сетку после исполнения переднего сальто, и прибавил тем самым свое имя к и без того обширному списку жертв воздушной гимнастики. Впрочем, без сетки этот список жертв был бы нескончаемым, и воздушная гимнастика исчезла 6ы.

Другим нововведением той же эпохи была вольтижировка c трапеции в руки ловитора: ловитор, вися на трапеции на подколенках, ловит за руки или за ноги вольтижера, который устремляется к нему c другой трапеции. Этот доминирующий сегодня вид воздушной гимнастики тоже появился около 1870 года. Создателями его были английские гимнасты Ризарелли. Поначалу вольтижировка c трапеции в руки ловитора неизменно заканчивалась прыжком в сетку и возвратом на мостик. Лишь изучив расстояние от одной трапеции до другой и длину строп, на которых они подвешены, воздушные гимнасты научились возвращаться на исходную трапецию (ее в нужный момент посылает партнеру третий гимнаст, стоящий на мостике). Роль ловитора часто недооценивают. Между тем она первостепенно важна; только партнеры самых великих ловиторов осмеливались исполнять такие номера, как тройное сальто-мортале — c помощью посредственного ловитора этот трюк не способен проделать даже самый лучший вольтижер.

На заре, ХХ века превосходство в искусстве вольтижировки «с перекладины на перекладину» (или с трапеции на трапецию) завоевали французские гимнасты. B особенности преуспели в этом жанре Алексы и Рена - две прекрасные семейные группы, насчитывавшие до десяти человек каждая. Эдмон Рена был, судя по всему, первым вольтижером, сделавшим двойное сальто c трапеции на трапецию — упражнение, которое приравнивается по сложности к тройному сальто c трапеции в руки ловитора (a выступал Эдмон Рена до шестидесяти. Но мер Эдмона Рена, впервые показанный в 1900 году, 6ыл повторен Жюлем Алексом и - позже — Пьером Ализе. Тройное сальто c трапеции на трапецию, насколько нам известно, никогда не было исполнено * по той причине, что возвращение на трапецию всегда труднее, чем в руки ловитора, ибо вольтижеру не на кого надеяться в случае не совсем удачного и не совсем точного прихода; плюс к тому он всегда рискует не попасть в такт движению перекладины и удариться об нее лицом.

* Говорят, что эдмону Рена и Раулю Монбару удавались и тройные сальто c трапеции на трапецию. к сожалению, тому не осталось никаких доказательств.

Даже при исполнении двойного сальто опасность достаточно велика. Оттолкнувшись от трапеции, находящейся в самой высокой точке, вольтижер стремительно переворачивается в воздухе, a затем, выйдя из группировки, повисает на другой трапеции, движущейся навстречу; сильный толчок, которым сопровождается приход гимнаста на трапецию, и при исполнении двойного сальто чреват немалым риском; при исполнении же тройного сальто риск этот увеличивается по меньшей мере вдвое — в этом случае вольтижер должен вращаться еще стремительнее, исходная трапеция - раскачиваться еще сильнее; движения гимнаста должны быть еще точнее, a владеть своим телом и   всякий раз выходить из группировки не слишком рано и не слишком поздно ему гораздо труднее!

Тройное сальто-мортале. М ы опять произнесли это магическое слово; дело в том, что в исполнении воздушных гимнастов этот элемент выглядит эффектнее всего.

Весьма любопытно, что первое тройное сальто мортале сделала женщина, или, вернее, юная девушка. Особенно любопытно это потому, что c тех пор женщинам крайне редко удавалось повторить этот номер. Первую исполнительницу тройного сальто, русскую по происхождению, звали Лена. Она родилась в         Риге, на берегу Балтийского моря. Когда Лене исполнилось шестнадцать лет, ей предложил ангажемент Льюис Джордан из известной в конце прошлого века австралийской группы воздушных гимнастов «Летающие Джорданы». Лена Джордан впервые сделала тройное сальто-мортале c трапеции в руки ловитора в 1897 или 1898 году. Делала она его и перелетая от ловитора к ловитору! Затем наступил большой перерыв. B Соединенных Штатах вольтижерам из групп «Сигрист — Сильбонсы» и «Летающие Уорды» удавалось сделать два c половиной оборота, после чего ловиторы подхватывали их за ноги, а н репертуар «Кларкониансов» входило великолепное двойное сальто-мортале c полным пируэтом **;  однако тройное сальто по-прежнему оставалось несбыточной мечтой до тех пор, пока этот легендарный трюк не возродили «Кларкониансы» (Эрнест и Чарлз Кларки).

** То есть полным оборотом тела вокруг своей вертикальной оси

Эти английские воздушные гимнасты дебютировали y Ринглингов, Барнума и БейЛИ в 190з году; больше четырех лет Эрнест Кларк потратил на под¬готовку двойного сальто c полным пируэтом, после чего стало ясно, что недалек тот день, когда он сможет выполнить и тройное. И действительно, c 1910 года «Кларкониансы» стали регулярно включать его в свою программу. Братья работали вдвоем и проделывали необычайный трюк: они обходились без третьего партнера, который обычно посылает назад вольтижную трапецию после того, как вольтижер попадает в руки ловитора; движения гимнастов были рассчитаны c такой исключительной точностью, что, побывав в руках ловитора, Эрнест Кларк ухитрялся вернуться на вольтижную трапецию в тот момент, когда она, продолжая раскачиваться, в очередной раз оказывалась поблизости.

Прошло семь лет, и, по примеру Эрни Кларка, тройное сальто освоил Эрни Лейн из группы «Летающие Уорды». Но карьера Лейна вскоре оборвалась: в 1921 году во время представления в Цирке Селлзов — ФЛОТО, упав в сетку после Неудачного перелета, он разбился насмерть. Было ему всего двадцать два года.

B 1920 году на цирковом небосклоне взошла новая «звезда» — Альфредо Кодона, один из лучших воздушных гимнастов всех времени народов, также овладевший тройным сальто. Мы уже упоминали об этом великолепном мексиканском артисте. B 1928 году он женился на другой звезде цирка, Лилиан Лейтцель, королеве воздушной акробатики, которая, вися на одном американском кольце *, делала до двухсот тридцати девяти «вертушек» подряд! Роман Кодоны c Лейтцель окончился трагически: 13 февраля 1931 года в Копенгагене снаряд оборвался, она упала, разбилась и через два дня умерла от ран.

*  B США это мягкое кольцо называют, в отличие от деревянных, употребляемых в гимнастике, «римским».

B 1933 году Кодона женился на другой воздушной акробатке, своей партнерше Вере Брюс. Но вскоре; yпaв в сетку после неудачного тройного сальто, он повредил себе мышцы обеих рук. Жизнь Кодоны как и его карьера, трагически оборвалась в 1937 году: обсуждая в кабинете адвоката свой предстоящий развод c Верой Брюс, он вдруг выхватил пистолет и застрелил ее и себя. Так Альфредо Кодона вошел в легенду...

На смену Кодоне вскоре пришли «Летающие Кончелло», последователи «Летающих Уордов». Они выступaли y Ринглингов, Барнума и Бейли в той же программе, что и Кодона, но на боковой арене. После ухода Альфредо они перешли на центральный манеж. Артур Кончелло не обладал ни мастерством Кодоны, ни его обаянием, но сильная воля помогла ему освоить самые сложные номера. K середине 30-x годов он уже выполнял все сложные трюки своих предшественников. Впрочем, внимание к номеру Кончелло привлекала в основном его жена Антуанетта, исключительно талантливая воздушная гимнастка, которой среди прочего удавалось двойное c половиной сальто и двойное сальто c полным твистом! К тому же она была хороша собой...

B 1937 году она вслед за мужем научилась делать тройное сальто и таким образом стала второй (a на долгие годы и единственной) женщиной, кому удавался этот трюк. Правда, у нее он получался реже, чем у ее супруга. Примерно на том же уровне,  работал и еще один исполнитель тройного сальто - Клейтон Би, ученик Альфредо Кодоны, после смерти учителя несколько лет выступавший c опытным ловитором Лало Кодоной. Но в 1936 году Лало Кодона упал в сетку и получил увечье. После этого он стал лишь тенью прежнего Лало, и имя Кодоны навсегда сошло с афиш...

До появления Клейтона Би место Альфредо Кодоны занимал в группе Род гусмэн. Однако этому гимнасту тройное сальто удавалось лишь изредка, и Лало предпочел ему Би. B список своих достижений вписали тройное сальто и еще два воздyшных гимнаста, выступавших в 30-e годы в Америке,— гарри Лэймар и Бестер Мелзорас. Но и они не могли делать его регулярно.

B Европе первым освоил тройное сальто Дженезио Амадори, вольтижер из семейной грyппы Амадори. Он исполнял его в течение трех лет. Однако в 1938 году жизнь его трагически оборвалась (выше мы уже рассказывали o его гибели).

B тот же период по ту сторону Атлантического океана появились новые исполнители тройного сальто. Этот трюк в течение некоторого времени регулярно показывал Уэйн Лэри из группы «Летящие кометы », пока две травмы подряд, полученные после исполнения тройного сальто и двойного сальто c полупируэтом не положили в 1939 году конец его карьере.

После этого состав «клуба тройного сальто» оставался неизменным до тех пор, пока ученик Арта Кончелло, Фэй Александер, не умудрился сделать тройное сальто, потренировавшись всего два дня! Произошло это в 1952 году.

K большому удивлению своего ученика Арт Кончелло решительно воспротивился томy, чтобы Фэй Александер выступал с этим трюком перед публикой; он слишком хорошо предвидел опасность этого шага и берег замечательного артиста! Это не помешало Фэю Александеру в том же году повредить плечо, упав в сетку. После этого гимнаст принял мудрое решение на пару лет оставить манеж, чтобы полностью восстановить свои силы, и лишь в 1955 году вновь попробовал сделать тройное сальто c Эдом Уордом-младшим в качестве ловитора. Фэй Александер и Эд Уорд были дублерами Тони Кертиса и Берта Ланкастера в фильме «Трапеция». B 1957 году Фэй Александер основал собственную группу, где ловитором был Боб Йеркс, и смог регулярно делать не просто тройное сальто, но тройное переднее сальто c приходом на перекладину, протянутую ловитором!

И вновь Арт Кончелло, художественный руководитель Величайшего в мире цирка, воспротивился демонстрации подобных упражнений. Тройное сальто Александеры стали показывать, перейдя в 1959 году в Цирк братьев Полак. Боба Йеркса заменил впоследствии Пол Мак Козленд.

B 1955 году тройное сальто научился делать очередной американский воздушный гимнаст — Тони Стил; ловитором его был Майк М3лКо. Тони Стил впервые показал публике и еще один номер, казавшийся прежде недостижимым: тройное с половиной сальто-мортале! Это произошло в 1962 году в мексиканском городе дуранго; ловитором был Ли Стэт.

Тони Стил продолжал время от времени выступать с этим упражнением, пока однажды с ним не произошел несчастный случай: ловитор Била Вудс не успел вовремя подхватить его и он упал в сетку ногами вперед (исполнителя тройного c половиной сальто, как и двойного c половиной, ловят за под-коленки); в результате нижняя половина его тела (до таза) больше недели оставалась парализованной. Впоследствии он, как прежде Арт Кончелло, довольствовался исполнением тройного с половиной сальто только на репетициях.

Ли Стэт, ловитор Тони Стила, ловил также тройные сальто-мортале, которые в 1959-1960 годах крутил Роджер Родригес из группы «Летающие Мэрили», но затем Стэта ни три года призвали в армию, и отсутствие тренировок сильно сказалось на его карьере. B 1958 году тройное сальто удалось мексиканцу Лало Паласио (ловитором гимнаста был его брат Рауль). C 1960 года Паласио стал выступать с этим трюком перед публикой, но удача сопутствовала ему далеко не всегда, и вскоре он вынужден был отказаться от эффектного номера. Впрочем, со своим новым ловитором, Джорджем Голдингом, он добился лучших результатов, однако вскоре жизнь его трагически оборвалась: 18 сентября 1963 года в Лилле в самом начале турне Величайшего в мире цирка по Франции, он покончил с собой. Его место в номере, который по сей день остается первоклассным, но в который пока еще не входит тройное сальто, занял Роджер Родригес.

Исключительный случай являет собой Реджи Армор из группы «Летающие Артоны», который начал «качаться на трапеции» только в возрасте двадцати пяти лет. Было это в 1959 году. Атлету ростом метр семьдесят и весом шестьдесят семь килограммов скорее подходила роль ловитора, чем вольтижера, и тем не менее в 1962 году он исполнил свое первое удачное тройное сальто. Он и его ловитор Боб Йеркс добились блестящих результатов: тройное сальто удавалось им в девяти случаях из десяти. Затем они разошлись, и Реджи Армор стал работать c Уолтером Петерсоном, назвав новый дуэт «Летающие Арморы».

Среди лучших современных мастеров тройного сальто-мортале — Тито га Она, один из ведущих артистов  Цирка братьев Ринглинг, Барнума и Бейли, который начал летать на трапеции в десять лет, a через три года впервые сделал тройное сальто c Фэем Александером в качестве ловитора! Сегодня они вся его семья выступают одновременно двумя группами, причем кузен Тито Пол выполняет тройное сальто столь же безукоризненно!

Ибаррасы до 1958 года, когда по совету Арта Кончелло занялись упражнениями на трапеции, были первоклассными турнистами; не меньших успехов добились они и в воздушной гимнастике. B 1962 году братья Игнасио и Висенте Ибаррасы включили в свой репертуар тройное сальто, a третий брат, Хуан, был ловитором; в 1963 году, выступая в Цирке Атаиде в Мексике, Ибаррасы продемонстрировали блестящее тройное c половиной сальто! Впрочем, этот трюк не вошел в их постоянный репертуар, да и тройное сальто вскоре стало для них чересчур опасным: всем им было уже под сорок.

Несмотря на это, их номер оставался одним из самых красивых и разнообразных в своем жанре.

B том же Цирке Атаиде можно было тогда же увидеть тройное сальто-мортале в исполнении семейной группы «Летающие Лунасы», работающей, как некогда Альфредо Кодона, в традициях мексиканской школы.

Франсиско Навас, вольтижер из группы «Летающие Ги6соны», Тоже имеет право на место в «клубе тройного сальто», хотя ему этот прыжок удавался реже, чем «Лунасам» и Гаона. Почетное место в этом клубе занял Эстон Кортес из группы «Летающие Уилластоны», делавший помимо тройного сальто двойное сальто c двойным пируэтом - невероятный номер, который кроме него был под силу лишь «Летающим Михаэлсам» — артистам высочайшего класса, безукоризненно исполнявшим также тройное сальто. Дополняет этот список вольтижер из грyппы «Летающие Суза»; его тройное сальто просто поразительно, хотя номеру в целом, к сожалению, чуть-чуть не хватает динамичности.

Благодаря неуклонному совершенствованию мастерства воздушных гимнастов, «клуб тройного сальто-мортале» сегодня значительно разросся и продолжает пополняться все новыми и новыми членами.

Но прежде чем перейти к описанию трех новейших достижений мастеров полета, необходимо упомянуть «Галактику» — русскую группу, работающую на оригинальных снарядах (ловитор находится на полпути между двумя отправными мостиками и двумя трапециями, что позволяет осуществлять трюковые комбинации); вольтижеры «Галактики» исполняют тройное сальто c трапеции в руки ловитора.

Мы не можем сказать наверняка, есть ли сегодня в Советском Союзе вольтижеры, работающие на уровне «Галактики».

Долгое время Лена Джордан и Антуанетта Кончеелло были единственными женщинами, которым удавались тройные сальто на трапеции. И только в    последние два-три года появились еще две женщины, способные исполнить этот трюк. Первая из них — Кэтти Джарц из итальянской группы Аттило Д жарца. Тройное сальто получается y этой гимнастки пока еще нечасто, и ей, к сожалению, не хватает мастерства, но от этого она не пере¬стает быть первоклассной вольты жировщицей. Вторая — Терри Лемус Террел из группы «Летающие Террелы », демонстрирующей один из лучших воз¬душно-гимнастических номеров, который можно увидеть в наши дни. Эта группа была создана в         1972 году Роном Лемусом Террелом, которому исполнился в ту пору двадцать один год, и его девятнадцатилетней женой Терри *.

* в 1976 году Рон Лемус погиб н авиационной катастрофе и его заменил другой ловитор.

Терри уже в двенадцатилетнем возрасте крутила двойное c поло¬виной сальто! Номер их отличался большой ориги¬нальностью: в нем участвовал только один ги мнаст, Рон (он был ловитором), и три великолепные гимнастки — Терри, Ева Данливи и Джули Мак Карделл. Каждый возврат на мостик превращался в их исполнении в маленький балет, полный очарования; общий рисунок номера был совершенен и       напоминал своим изяществом программы кабаре!

Заметим, что «Летающие Террелы» начали свою карьеру не в цирке; долгое время они выступали в удивительном ласвегасском кабаре под названием «Цирк-цирк», где первоклассные воздушные гимнасты исполняют свои трюки над головами любителей игральных автоматов *.

* «Летающие Террелы» c тех пор выступали в Европе, в частности, в копенгагенском «Тиволи» и в шапито Цирка Билли C марта в рамках «Королевского представления» королевы

Наконец, на сладкое мы приберегли Дона Мартинеса из группы «Летающие Фарфэны» — чудо, которым гордится Величайший в мире цирк.

Дон Мартинес собирался стать нейрохирургом, но неожиданно переменил планы и под мудрым руководством Боба Йеркса, только что расставшегося c Реджи Армором, занялся воздушной гимнастикой. B 1968 году Дон Мартинес крутил тройное сальто.

Сегодня он выступает уже с новым ловитором  Армандо Фарфэном и делает тройное c половиной сальто, которое удается ему на диво регулярно.

Кроме них в группу входят Анна Фарфэн, c легкостью крутящая двойное сальто, и Джино Фарфэн, который в свои одиннадцать Лет не отстает от партнерши... Выступления Фарфэнов отличаются не только высочайшей техникой, но и изяществом, близким к совершенству. Но все это пустяки по сравнению c дерзостью Дона Мартинеса, посягнувшего на четверное сальто! Однажды, почти случайно, он его уже исполнил на репетиции и сейчас работает c Армандо Фарфэном над улучшением синхронности движений между ловитором и вольтижером.

Я присутствовал на репетиции этого фантастического трюка: артист исполняет четверное сальто блестяще, осталось только чуть-чуть поработать над приходом в руки ловитора. Я уверен, что когда любители цирка будут читать эти строки, Дон Мартинес уже включит четверное сальто в свой репертуар. Однако артист не станет исполнять его регулярно: упражнение это слишком опасно, и всегда остается риск неудачно прийти в руки ловитора ИЛИ упасть в сетку.

Исполнять четверное сальто Дон Мартинес будет лишь изредка, но лю6ители цирка безусловно не пожалеют, если проделают ради этого трюка долгое путешествие!

На II Международном фестивале цирка в Монте-Карло Фаpфэны завоевали «серебряного клоуна» и безоговорочное признание публики.

Прошло четыре десятка лет со смерти Альфредо Кодоны, a зрители все еще способны приходить в восторг от цирковых номеров: антрепренерам следовало 6ы задуматься об этом!

Перечисляя величайших вольтижеров всех времен и       народов, мы не упомянули ни Алексимов, ни Финали, ни Ализе — замечательных представителей довоенной французской школы, ни современные талантливые группы. Но обо всем рассказать не возможно, и мы избрали своими героями королей тройного сальто.

Сегодня в воздушной гимнастике существуют четыре крупные школы (a вскоре, наверно, появится и пятая — русская): американская и южноамериканская, в чьих традициях трюки вроде тройного сальто; итальянская, представленная сегодня такими мастерами, как Кардона, Джарцы и Монти,— блестящими исполнителями двойного c половиной пируэта и двойных передних сальто на трапеции, и наконец  южноафриканская школа, предпочитающая большие групповые номера на двухъярусной трапеции; они очень эффектны, но менее интересны, чем те, o котоpых мы говорили до сих пор, потому что однообразны и скучноваты.

Среди этик молодых южноафриканских групп назовем Мисс Элизaбет выступает на корд де парели. Цирк Буглиона. 1975 год «Летающих Мэрили» и «Ослер дель Кане» *.

* Вольтижер Фредди Ослер c Недавнего времени исполняет и тройное сальто, но пока оно удается ему лишь изредка.

Наконец, в Германии две группы остались верны вольтижу «с  трапеции на трапецию»: Земгано, французы по происхождению, и леотарисы.

Что касается Франции, то за исключением группы, основанной бывшим ловитором великого Пьера Ализе и Тони Стила Жаком Ализе, который осуществляет вольтиж c трапеции в руки ловитора, в ней нет сегодня крупных воздушных гимнастов, и   ее господство в области воздушного полета осталось в далеком прошлом!

Развитие воздушной гимнастики шло не только по пути усовершенствования техники тулузца Леотара. Своих приверженцев сохранила и штейн - трапе  - на ней чаще всего выступают женщины, показывая очень зрелищные номера, включающие, в частности, «раскачки» на трапеции c большой амплитудой. Ида Мэй и сестры Файкори работали на доппль-трапе, то есть на трапеции c удлиненной вдвое и подвешенной на трех стропах перекладиной (этот снаряд удобен для грyпповых упражнений). Хазовы, прекрасный русский «квартет», работают на четверной трапеции.

C сольными номерами выступают сегодня наследницы Мисс Филлис, Мисс Тамары, Фрици Бартони и Розы Голд, чью трапецию держали два партнера, в свою очередь висевшие на «воздушном стуле» *: среди них в первую очередь надо назвать удивительную Мисс Мару, мастерски исполняющую «переход на пятки», особенно эффектный при сильном раскачивании,— повиснув на подколенках, гимнастка скользит затем по перекладине и в результате повисает на пятках. Соперница M ары, И за6ель Нок, дочь швейцарского клоуна-канатоходца Пио Нока, потрясает зрителей Ссвоими «обрывами», в последнюю секунду зацепляясь за стропы. Есть и другие талантливые артистки, например Сюзанна Сэйрен или Лилиан Кенни. Последняя по времени королева штейн-трапе — изумительная гимнастка Джуди Мертон: она превзошла даже свой образец - Мару.

* Снаряд, состоящий из двух параллельных перекладин, между которыми гимнаст просовывает ноги и повисает на подколенках вниз головой.

Американец Альберт Поуэлл перед второй мировой войной отработал блестящий номер пластической воздушной гимнастики c разнообразными «обрывами»,— в последнюю секунду он чудом успевал зацепиться за стропы носком или пяткой.

Впоследствии этот вид работы, который Поуэлл демонстрировал над главным манежем Цирка Ринглингов, Барнума и Бейли, был повторен американцем французского происхождения Жера¬ром Сулем и Элвином Бейлем; из самых невероятных положений они прыгают в пустоту c сильно раскачивающейся трапеции, a потом, благодаря тому, что в нужных местах их обувь чуть утолщена, зацепляются за трапецию пяткой или носком; в        другой обуви это было бы невозможно -  или в высшей степени опасно, поскольку артисты исполняют свой номер без сетки, однако эта «уловка» не обесценивает их достижений и ничуть не уменьшает пластической красоты упражнений.

Элен и Виржини Арагон в конце прошлого века укрепили свои трапеции на двух противоположных концах вращающейся в горизонтальной плоскости перекладины. Этот номер, впоследствии не раз повторенный и значительно усовершенствованный, особенно опасен из-за давления на тело акробата центробежной силы.

Выполняя этот номер в Цирке Ранси в 1886 году, сестры Арагон разбились насмерть из-за того, что в оси их снаряда развинтился болт. K несчастью, сломавшиеся снаряды не раз были причиной гибели воздушных гимнастов. Поэтому многие гимнасты предпочитают сами устанавливать свои снаряды, a когда работают в стационарном цирке, регулярно проверяют, как они установлены.

Около 1860 года американец Г.- P. Кейс Вашингтон (1838-1882; никакого отношения к своему однофамильцу-политику он не имеет) изобрел трапецию, перекладина которой была приплюснута и слегка вогнута, что позволяло выполнять на ней pазличные виды эквили6ра: стоя, на коленях, сидя на стуле, двумя ножками Стоящем на трапеции, и т. д.

B 1870 году Вашингтон приехал в Европу и продемонстрировал Свое изобретение, получившее название трапеции «Вашингтон». C тех пор работа на трапеции «Вашингтон» Сильно эволюционировала. Теперь гимнасты обычно выступают на ней сильно раскачиваясь. Гвоздем Номера является, как правило, эквили6р на Голове. «Звездами» этого жанра были красавица Пинито дель Оро, с триумфом выступавшая на лучших манежах мира, и немец Лотар, мастер эквили6ра на одной руке. Себастьян балансирует на трапеции «Вашингтон» на кирпичах, Альфред Бертон — на лестнице, a француз Жерар Эдон, который, не будучи потомственным циркачом, стал лучшим из всех гимнастов, работающих в этом жанре, умудряется сохранять равновесие, стоя на сильно раскачивающейся трапеции, как на качелях, лицом Вперед,— этот сугубо опасны й трюк требует исключительного мастерства!

Работа на кольцах, которая наряду c корд де воланом принадлежит к наиболее древним жанрам воздушной гимнастики, стала в наше время большой редкостью. Номера на кольцах выполняли среди прочего знаменитые Клераны, жертвы множества неcчаcтных случаев. B наши дни на кольцах порой еще выступают восточноевропейские гимнасты: например, Лавреновы из замечательной болгарской гpуппы Пентаковых, работающей на «русских качелях». Чаще используются  американские, то есть мягкие кольца, иначе говоря, просто петли  *; на них выступают Сегодня наcледницы кopолевы «вертушек» Лилиан Лейтцель — Ла Тория (Виктоpия Унуc) и Габpиэла Перрис.

*Кожаный или брезентовый мешок, обшитый тканью образующий кольцо, в которых некоторые гимнасты цепляются запястьями или лодышками

Своих мастеров имела и корд де парель веpтикальный канат, на котором гимнасты работают с помощью петель. Поскольку в этом жанре трудно совершать особенно Сложные акробатические трюки, здесь требуется в первую очередь грация. B Конце прошлого Столетия Пользовались известноcтью номера, котоpые исполняла на этом снаряде американка Леона Дэйр; к сожалению, Сегодня выступления на корд де парели стали, что называетcя, затычкой к каждой бочке.

Между тем Леона Дэйp, получавшая y Виктора Фpанкoни едва ли не вдвое больше, чем Джеймс Филлис, явно занимала в программе отнюдь не последнее меcто. Благодаря свoей славе она вышла замуж за австрийского банкира, Но потом имела неоcтoрoжноcть pазвеcтиcь с ним; Впоследствии она начала было выcтупать с пластичеcкими позами, но вскоре покинула манежи прожила остаток жизни замужем за мелким служащим австрийских железных дорог.

Одной из Последних королев корд де парели была Кризис Делагранж; тренером артистки был ее муж, воздyшный гимнаст  Морис Делагpанж, и вскоре бывшая машинистка добилась международной известности. B наши дни выступления на корд де парели в основном отвлекают внимание зрителей во время смены Pеквизита, практикуются также групповые номера на нескольких канатах, однако, насколько мне известно, в этик номерах принимают участие гимнастки весьма низкого класса. Жаль, ведь упражнения на этом снаряде очень красивы, если выполнены с элегантностью Сандрине Грюсс, Джуди Мертон и нескольким мисс, которых в программках называют только по имени.

Мы говорили o воздушном стуле; этот снаряд предназначен для воздушно-акробатических номеров c участием ловитора и вольтижера. Воздушный стул использовали, например, Клераны. Под этим псевдонимом выступал во Франции артист венгерского происхождения Стефан Хедьедус со своими партнерами. Стефан Хедьедус вырос вдали от цирка и прежде, чем посвятить себя воздушной гимнастике, долго занимался атлетикой. Перед войной он поставил номер c партнершей по фамилии Роммер.

Общая мобилизация временно положила конец выступлениям Клеранов. B 1941 году Стефан Хедьедус встретил студента, страстно увлекавшегося цирком, Чарли Жирардена, и поставил c ним известный «смертельный прыжок». Номер начинался c работы на кольцах, которые ловитор держал на вытянутых руках; затем следовала серия гимнастических трюков: ловитор раскачивал вольты жера за ноги, затем отпускал его и ловил уже за руки.

Под конец вольтижер вставал на маленький мостик, расположенный рядом со «стулом» ловитора. ловитор ложился на «стуле», протянув руки в пустоту, после чего вольтижер устремлялся со своего мостика к «стулу», делал полувольт в воздухе и попадал в руки ловитора. Это опаснейшее упражнение выполнялось без сетки; риск усугублялся тем, что партнеры двигались в разных плоскостях, Номер Клеранов сразу завоевал большой успех. K сожалению, артистов не переставали преследовать несчастья: сорвавшись в первый раз, Чарли Клеран упал в оркестровую яму «Мулен Руж» и получил серьезную травму; пpидя в форму, он вернулся к своему номеру, но вскоре,  7 июля 1946 года, выступая в «Гомон-Палас», бывшем Ипподроме на площади Клиши, вновь сорвался и на сей раз остался навсегда прикованным к постели. Его заменил Лео Дина, но и он, на этот раз во время исполнения сольного. номера, сорвался; падение повлекло за собой паралич и полную неподвижность. Третьим исполнителем номера стал Рене Мартини.

B 1952 году Мартини и Стефан Клеран выступали по ангажементу в Цирке Полака, и вот 27 июля и чикагском Блу Айленд-парке на артистов обрушилось очередное несчастье: окончив номер, Стефан вслед за своим вольтижером спускался со «стула» по вертикальному тросу. Внезапно послышался треск и в публике раздался крик: 6ездыханное тело Стефана Хедьедуса лежало y ног его жены Розетты, державшей трос. Подвел снаряд. Однако номер Клеранов не исчез вместе c его создателем. Циркачи выполняют условия контракта. Таков закон цирка: снаряд можно починить, человека — заменить.

Жан Кантен, ловитор из группы «Метеоры», сначала работал c Рене М артини, a затем стал выступать со своей женой под именем Паласи. Паласи работают c сеткой, поэтому трюки их необычнее и эффектнее, чем y Клеранов. Стоя на «стуле» мужа с завязанными глазами и спиной к нему, артистка бросается назад, выполняет сальто-мортале и оказывается в руках ловитора; в другом случае она после сильного раскачивания отпускает руки Жана Кантена, исполняет в воздухе полный вольт – и вновь попадает в руки партнера. В номере Паласи использование сетки оправдывает себя: уменьшая риск,  она делает трюки красивее и увлекательнее. Если 6ы воздушные гимнасты работали без сетки, это, должно быть, порадовало 6ы любителей острых ощущений, но над манежем никогда не летали 6ы ни Кодона, ни Фарфэны, что было бы прискорбно.

Сегодня публика ценит в номере красоту, a не степень риска, и этому нельзя не радоваться.

Номер Клеранов был повторен вначале Бернардо и         Романо Кризисами, выступавшими под именем Джемини, a затем сыном Стефана Хедьедуса, Жераром. Сегодня номер Клеранов не исполняется; быть может, это и к лучшему, ибо те, кто в последнее время пытались возродить этот Номер, подходили к        делу нетворчески и по преимуществу спекулировали на трагической судьбе его создателей. Гораздо более приятное впечатление производит, например, южноафриканский дуэт Барри — молодые артисты пытаются обновить работу на воздушном стуле, комбинируя ее c пластической акробатикой.

Около 1880 года японская группа Ториката обновила другой жанр воздушной гимнастики — упражнения на бамбуке. Бамбуком называют Небольшой перш c петлей на конце, подвешенный под куполом цирка; зацепившись одной ногой за петлю, ловитор другой ногой опирается o «бамбук», a тем временем вольтижер выполняет в его руках различные фигуры. B ХХ веке этот жанр получил широкое распространение в западных странах; техника работы на бамбуке значительно усложнилась: можно встретить даже случаи, когда ловитор, держав зубах с помощью так называемого зубника *  другой бамбук, вращает его, a вольтижер в это время проделывает на нем упражнения.

* Изготовляемое индивидуально для каждого ловитора небольшое приспособление, которое артист держит в зубах.

Антаресы (a до них Дериасы) поместили на одном конце горизонтальной реи, укрепленной на вертикальной оси, 6ам6ук, a на другом — миниатюрный самолет. Самолет этот c большой скоростью вращал всю конструкцию, что делало номер очень эффектным и не менее опасным.

Вообще подвижные снаряды стали сегодня очень популярны. Самый необычный среди них — тот, c которым выступают Бронли: их ракета, подвешенная на пеньковом тросе, появляется на манеже в         мерцающем свете прожекторов. Плавно кружа, она поднимается вверх, набирая высоту и скорость. Наконец из нее выходит гимнаст и, сделав на странном аппарате несколько стоек, повисает вниз головой на невидимых штра6атах, так что создается впечатление, будто ступни его притянуты к ракете необыкновенно сильным магнитом. Тогда из ракеты выходит его партнерша, и гимнасты демонстрируют различные воздушно-гимнастические упражнения.

B конце номера ракета Бронли плавно возвращается на манежи застывает в неподвижности.

Этот номер — быть может, одна из самых ярких демонстраций возможностей техники, которая, впрочем, не может заменить артистизма и художественного чутья.

Перечислить все классические снаряды и их разнообразные модификации почти невозможно;

C уверенностью можно утверждать лишь одно: сегодня воздушная акробатика, дающая простор воображению артистов,— один из самых перспективных цирковых жанров.

  Фото:

Бронли в Цирке Хана рииигра. 1975 год

Бронли в Цирке Жана Ришара. 1975 год

Группа и Ослер дель Канев в Цирке Жана Ришара. 1975 год

Группа и Ослер дель Канев в Цирке Жана Ришара. 1975 год

Воздушный перш, или бамбук. Выступают ученики Цирковой школы Нуво Каррe.  Цирк Грюссов. 1975 год

Воздушный перш, или бамбук. Выступают ученики Цирковой школы Нуво Каррe.
Цирк Грюссов. 1975 год

Группа Наласи

Группа Наласи

Мисс Элизaбет вы ступает на корд де парели. Цирк Буглиона. 1975 год

Мисс Элизaбет вы ступает на корд де парели. Цирк Буглиона. 1975 год

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100