...Цирковые кони не хотели войти в новый театр верховой езды и акробатики. Они привыкли к классической палатке шапито...
Тудор Аргези
1
Бухарест украсился замечательным зданием цирка. Синий купол нового здания Госцирка красиво возвышается над группой старых деревьев. За газонами, окружающими цирк, простирается большой парк площадью семнадцать гектаров; сквозь зелень его деревьев сверкает тихая гладь красивого пруда.
Архитектурное решение очень оригинально. Здание цирка абсолютно круглое. Наружная стена фойе, сделанная из стекла и железобетона, дает зрителям возможность любоваться парком, не выходя из здания цирка.
Волнистый, как будто полотняный купол высотой в двадцать один метр и диаметром более шестидесяти метров не имеет в середине ни одного опорного столба, которые в цирках старой конструкции мешают зрителям. Из фойе с разноцветным мраморным полом публика проходит в гардероб, а оттуда по беломраморным лестницам в зрительный зал.
Более 2000 кресел золотистого цвета красиво гармонируют с синевой купола и темно-зеленой драпировкой, кольцом отделяющей зрительный зал от фойе. Лестницы, ведущие в партер, покрыты толстым зеленым плюшевым ковром, заглушающим шум шагов. Над входом для артистов — две площадки, находящиеся одна под другой. На нижней располагается оркестр, верхняя предназначена для артистов.
Специальное устройство позволяет использовать стереофонический звук и дает возможность создавать спектакли на высоком художественном уровне.
В боковых флигелях имеются уютные артистические для ста человек, душевые с горячей и холодной водой. Все комнаты радиофицированы.
В одном из флигелей расположены конюшни и зверинец. В наружных окнах устроены витрины, где размещаются мелкие звери. Всюду установки для кондиционирования воздуха, лампы дневного света, холодильники для хранения продуктов. Создана специальная кухня для приготовления пищи четвероногим «артистам» и ветеринарная лечебница.
Оба флигеля объединены полукольцом, образующим зал для репетиций. В этом зале имеется аппаратура, необходимая артистам для их профессиональной подготовки.
Между залом для репетиций и зрительным залом расположено помещение, специально оборудованное для размещения реквизита и подготовки очередных номеров спектакля.
2
Главная забота руководства Госцирка состояла в том, чтобы на новой арене поставить спектакль на высоком идейно-художественном уровне.
В отличие от буржуазного цирка, который старается показать артиста в условиях опасности и вызвать у зрителя «острые ощущения», наш цирк воспевает разум и силу человека, его красоту в движении, показывает человека, побеждающего границы природы.
Вот почему авторы сценария «Цирковая фантазия» И. Бутнару и Чезар Ципа стремились создать спектакль, в рамках цирковой арены передающий ощущение силы и оптимизма.
В этом представлении использованы различные цирковые жанры. Так, например, в программу включены гонки римских колесниц с четверками запряженных коней, на которых демонстрируется «борьба гладиаторов»; акробатические номера с участием более тридцати артистов; ансамбль из шестнадцати жонглеров; группа из двадцати четырех дрессированных лошадей; группа львов и пантер. Внимание зрителей привлекает оригинальный воздушный номер, напоминающий полет космической ракеты вокруг Земли и Луны.
В оформлении интересного номера групповой верховой езды и акробатов-прыгунов с трамплином использованы элементы фольклора.
Впервые в нашем цирке появился акробатический балет, дополняющий некоторые номера спектакля.
Большое место в художественном оформлении спектакля занимает оригинальная музыка, написанная талантливыми композиторами. Ее исполняет джаз-оркестр Госцирка под управлением дирижера Ливиу Каваси.
Красивый реквизит и костюмы способствуют созданию нужной атмосферы, ничуть не изменяя традициям циркового представления. В решении этих задач велика заслуга нашего художника-декоратора В. Д. Стерана.
Художественный руководитель Госцирка и коллектив артистов сумели показать интересное представление, во многом по-новому построенное.
И это, безусловно, только начало.
Замечательное помещение нового Бухарестского цирка открывает неограниченные возможности для дальнейшего подъема румынского циркового искусства.