Что снится фокуснику? - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Что снится фокуснику?

Прекрасная вещь обман. Только не спешите доказывать обратное и призывать к здравой логике. Потом. А сначала попробуйте... впасть, пусть ненадолго, в собственное детство и улыбнуться широко, как когда-то давным-давно, когда мир был чудом и открытием и все, что в нем, принималось за чистую монету.  ...Откуда ни возьмись в пустой корзине вдруг появились голуби. Горели ярким пламенем и все же оставались целыми афиши. Ни с того ни с сего повисла в воздухе горящая сигарета, вплыла в целое, без единой трещинки стекло и выплыла из него как ни в чем не бывало...

В. ДАНИЛИН и его театр «Иллюзион» Фото В. Плотникова

В. ДАНИЛИН и его театр «Иллюзион» Фото В. Плотникова

ПРЕКРАСНАЯ ВЕЩЬ ОБМАН

А потом красивый, седой и совсем молодой человек в черном вдруг... полетел. Прямо на глазах изумленной публики. Он летал не на дельтоплане, и не на ковре-самолете, даже не во сне, а наяву и сам по себе.

Ну и что, нормальная рабочая обстановка в театре магии и иллюзий, где сначала удивляешься и не веришь, потом продолжаешь удивляться, но уже веришь абсолютно во все. Но в том-то и смысл этого странного театра.

Человек в черном немного полетал, а потом исчез вообще, будто его и не было. Не напрягайте зрение — все равно никого не найдете. Затем вас сюда и позвали, чтобы одурачить и обвести вокруг пальца, то есть доставить удовольствие. Наслаждайтесь и растворяйтесь в иллюзиях (когда-то еще доведется!)

Обман здесь называется работа. А иллюзия здесь называется жизнь. Они так и говорят: «Ну что, обманем сегодня вечерком?»

— А работают в нашем деле исключительно порядочные люди, — сказал Владимир Данилин, заслуженный артист РСФСР, тот самый летающий человек, неожиданно оказавшийся рядом. — Вам и милиция подтвердит. Все немногочисленные представители нашей профессии значатся у нее в картотеке — такой порядок. И вообще у нас с милицией нормальные отношения, мы ей даже преступников помогаем разоблачать. Да, про это было в фильме «Переступить черту». Помните? Сыграл в нем роль гипнотизера, то есть был самим собой, а также давал консультации по гипнозу. Там, в кино, конечно, сценарий, но доля правды есть.

Что же это за театр магии и иллюзий?

Вообще-то такого статуса группе молодых артистов Пермской филармонии никто пока не присваивал. Просто они ездят с гастролями по всей стране и за рубеж с программой из двух отделений, главное действующее лицо и исполнитель в которой уже названный Владимир Данилин.

А раньше, когда его как иллюзиониста еще никто не знал, была у Владимира абсолютно нормальная профессия: слесарь-монтажник, верхолаз третьего разряда. И — никаких иллюзий. Его портрет украшал заводскую доску почета в городе Орске Оренбургской области. Вечерами после смены он не шел на танцы или в кино, как сверстники, а устраивался перед зеркалом и начинал колдовать над шариками. Называлось это — оттачивать трюк. Бабушка тихо вздыхала: не заболел ли внучек? Но он упорно манипулировал шариками, читал книгу советского иллюзиониста Алли-Вада и готовил себя к иному будущему, представлявшемуся тогда еще весьма туманно.

И тут его призвали в армию. Занимался строевой, а на досуге — пантомимой и фокусами. Однажды в увольнении зашли с приятелями в цирк. Едва окончилось представление, Данилин бросился за кулисы — хотелось познакомиться с польским фокусником, показать профессионалу, чему давно и упорно учился.

Пытался объяснить свое желание, но тот никак не мог понять что нужно молодому человеку в военной форме. Тогда Владимир взял в руки шарики — показывал номер за номером.

— Пан солдат — артист? — воскликнул в конце концов восхищенный маэстро.

— Только учусь, — ответил Володя тихо.

В довершение всего фокусник вручил Владимиру кое-что из своего реквизита, но самое главное — раскрыл несколько профессиональных секретов.

Возможно, этот случай сыграл решающую роль в дальнейшей судьбе Данилина. Потому что, уволившись в запас, поступил в Пермскую филармонию.

Время шло. Владимир закончил Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства (учился у Михаила Павловича Харитонова), стал лауреатом Всероссийского и многих международных конкурсов артистов эстрады, всемирных фестивалей молодежи и студентов в Гаване и Москве. Получил «Гран-при» в Карловых Варах, куда съехалось 600 магов из разных стран мира. Побывал со своей программой на Олимпийских играх в Калгари и Сеуле. Объездил с концертами весь Урал, гастролировал в Финляндии, Австрии, ГДР, Румынии, Лаосе, Вьетнаме, Афганистане, Китае, США...

ОБМАН ЗДЕСЬ НАЗЫВАЕТСЯ РАБОТА

Жизнь Данилина, если посмотреть на нее со стороны, может представиться чем-то вроде очень интересного кино. Но, чтобы понять, чего оно стоит, это кино, надо в нем «сняться». Владимир как-то признался: «Я бедный и несчастный человек на всю жизнь». И вспомнил, что однажды написал в филармонию заявление на очередной отпуск и попробовал нормально отдохнуть. Первым делом пошел на рыбалку. Вроде все было как полагается: живописная Кама, хариус клевал прилично. Данилин расслабился, но невольно начал чертить в блокноте какие-то изображения. Третий день отпуска целиком провел у зеркала, делая наброски к новому номеру. Думаю, теперь ясно, что то признание надо понимать наоборот: «Я счастливый на всю жизнь человек».

И вот ведь как может повернуться судьба. С точки зрения учителей Данилин был мало чем примечательным ребенком, и особых надежд на него не возлагали. Правда, однокашники были другого мнения: он уже тогда показывал фокусы с пирожками из школьного буфета. Из двух получал пять, разумеется честным путем. И еще на глазах у изумленных ребят пирожок из рук жадины каким-то неведомым образом попадал в руки робкого мальчишки...

Неудовлетворенность ведет к поиску, поиск — к открытию. Данилин ищет постоянно, и потому старый как мир и несколько потускневший в последнее время жанр иллюзии становится в его руках новым, каким-то неузнаваемым.

— А ведь когда-то Володя показывал зрителям просто трюки под музыку, — вспоминает режиссер и педагог Михаил Павлович Харитонов, старейший работник сцены, лауреат 1-го Всероссийского конкурса артистов эстрады в 1939 году. — Я впервые увидел его на одном из конкурсов. Сидел в углу бледный, никому не известный юноша. Предложил ему заниматься в мастерской. Он очень удивился: «Вы, должно быть, меня с кем-то спутали. Ведь я совсем никакого места не получил». Сейчас у него есть целая двухчасовая программа, где он делает «Игрока» — технически очень сложный номер, с бесконечными загадками, разрядками. И тут еще важно не сосредоточиться только на трюке — надо вести тему, быть драматическим актером. Владимир — блестящий импровизатор, и никогда не предугадаешь, в каком направлении пойдет его номер, уже опробованный на первой репетиции.

...В который раз в это утро звучала бетховенская симфония — тема судьбы.

— Тему нужно играть, а не трюк, — замечает Михаил Павлович. — Ты игрок. В этом смысл твоей жизни. А ты просто демонстрируешь искусство, — недурное, не спорю. Но это все-таки техника. Твоя техника — в картах... А мысль где?

Данилин стоял спокойно, слушал. Но вот оглянулся, попробовал что-то поймать. В мгновение ока его рука, только что расслабленно опущенная вдоль тела, взмывает вверх. Кажется, поймал. Поймал все-таки! Снял с головы цилиндр. Бережно положил в нее находку и протянул режиссеру. Харитонов улыбнулся: если бы мысли везде являлись таким способом!

Перед «Игроком» на фоне черной ширмы — ярко освещенные руки. Самого Данилина как бы нет. Все внимание на руки, несколько минут манипулирующие шариками.

Данилин, точно пианист, тренирует пальцы ежедневно по многу часов. Вот почему зритель, который смотрит, как карты то вдруг элегантно разворачиваются веером, то легко и красиво укладываются на руке всей колодой сразу, и не догадывается, каких усилий стоят артисту его легкость и изящество на сцене.

— Вы слышали о дель арте? — спросил неожиданно голос Данилина. Его самого, конечно, опять не было видно. — Шестнадцатый век. Италия. Театр того времени. Нечто среднее между фарсовыми и площадными представлениями и городским карнавалом масок. Актеры объединяются в труппу и разыгрывают комедию, целиком построенную на импровизации. В этом спектакле все от начала до конца зависело лишь от их дарования, фантазии. Коллективный характер импровизации способствовал созданию сценического ансамбля, выработке виртуозного мастерства. С тех пор такого театра не было ни в одной стране. И мы пока можем только мечтать о подобном. В принципе создать у нас хотя бы один специальный театр, где будут работать профессиональные иллюзионисты и манипуляторы, реально. Вот мы, пермяки, что-то подобное, как мне кажется, уже нашли.

А РАБОТАЮТ, В НАШЕМ ДЕЛЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПОРЯДОЧНЫЕ ЛЮДИ

Наивный вопрос не давал мне не покоя: почему же именно на Каме, за тысячу верст от столицы летает, подобно тополиному пуху в июне, вдохновение? И разве не могли родиться те же самые простые гениальные трюки, допустим, в Москве?

— Могли, конечно, — улыбнулся он. — Мне несколько раз предлагали работу в столичных филармониях. Думал-думал и отказывался. Хотя Лене, моей жене, наверное, очень хотелось. Просто я провинциал и не терплю всякую там суету, беготню. Я боялся, что в большом городе это все навалится и уйдет главное — работа.

А Лена, его жена и ассистентка, поделилась: «Где мы только с Володей не были: Нью-Йорк, Пекин, Вена... Но кроме подмостков и гостиничного номера признаться, мало что удавалось увидеть. И все же выкраивали чуть-чуть времени на достопримечательности. Володя походит-по-ходит с нами и говорит: «Ну, вы, ребята, уж тут без меня изучайте, потом расскажете, можете слайды купить». Запрется в номере и манипулирует шариками до потери сознания. Может, он себя обкрадывает?»

Может, и обкрадывает. А вот специалисты считают Данилина лучшим в стране манипулятором с картами.

— Не боитесь, что вдруг завтра ваше занятие никому не понадобится и вы увидите пустой зал? — спросила я.

— Пока люди не перестанут удивляться, мы не рискуем стать последними из могикан.

Как у всякого мастера, у Данилина есть ученики. Они появляются неожиданно. Пермяки супруги Быстраковы некоторое время восхищенно смотрели на Данилина из зрительного зала. А однажды пришли за кулисы и попросили: «Научите, пожалуйста!» Он не отказал. Дома, в Перми, он преподает студентам сельскохозяйственного и медицинского институтов азы своего ремесла.

— И что, агрономы и врачи, закончив вузы, станут фокусниками?

— Зачем же? — удивился Данилин. — Часть агрономов и врачей будет показывать фокусы своим детям, друзьям. Разве этого мало?

И тут Данилин в очередной раз куда-то пропал. То есть некто в его костюме, с лицом... подхалима остался, а Данилина не было. Казалось, пора бы уж привыкнуть ко всяким странностям. А я растерялась. Дальше было не легче. В тот час я попала в компанию взяточника, бюрократа, карьериста... К счастью, потом появились и нормальные люди. Но вот некто в костюме Данилина начинает срывать невидимую маску, с трудом стаскивает ее — и я опять вижу усталое лицо моего знакомого. Наконец-то он вернулся!

— Это еще сырой номер, — объясняет Владимир. — Но несколько раз я уже показывал отдельные «маски» в концертах. Они почти не имели успеха. Пришел к выводу: людям больше нравится, когда фокусники их развлекают. И они совсем не в восторге, когда им предлагаешь что-нибудь нетрадиционное. Может, они и правы: фокуснику ведь с древних времен полагалось развлекать. Еще в 2900 году до нашей эры мой далекий предшественник веселил фараона Хеопса. Вы можете представить, как смеется фараон? В средние века иллюзионные трюки и манипуляции показывали на базарах и площадях, позднее — в великосветских салонах... Традиции ломать трудно, но можно.

Я попросила показать мне какой-нибудь фокус. Он сказал: «Смотрите внимательно» — и снял пиджак. Вывернул его наизнанку и обратно. Пиджак был обыкновенный и не таил в себе никаких признаков чуда. Я напрягла все свое зрение. Владимир надел пиджак. Я не пропустила ни одного движения. А он вдруг вытащил откуда-то из кармана штук сорок цветных платков и большущий красный гладиолус.

— А снятся фокусникам сны? — спросила напоследок.

Он сказал:

— Конечно, снятся. Сегодня видел новый трюк. Я сразу проснулся и попробовал его сделать.

 

Елена МИХАЙЛОВСКАЯ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования