В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Такая ли уж не разрешимая проблема цирк-шапито

Цирк-шапито «Прага»О ней, o проблеме передвижных цирков, ведется немало разго­воров. Не каждый из них заслуживает того, чтобы публиковать его в печати, но тот, который произошел c режиссе­ром Всеволодом Георгиевичем Хер­цем, заслуживает внимания. Дело в том, что Всеволод Херц с юных лет был связан с работой шапито.

На фото. Цирк-шапито «Прага»

Свою артистическую деятельность он на­чал в частных цирках Румынии. Хо­зяева вменяли в обязанность арти­стов участвовать в установке и раз­борке шапито, это оговаривалось в контракте. Переезды совершались часто. Не сосчитать сколько раз Все­волод Херц собирал и разбирал передвижные цирки и волей-неволей изучал их конструкцию.

B 1940 году B. Херц стал артистом советского цирка, но полученный в юности опыт работы в шапито при­годился. После Великой Отечествен­ной войны, когда многие цирковые здания были разрушены, он по своей инициативе построил шапито. Произо­шло это при таких обстоятельствах. B 1946 году Всеволод Георгиевич возглавлял небольшую творческую бригаду, в которой был основным исполнителем. Во время выступления в городе Кирове, в лесном краю, по­заботился об изготовлении деревян­ных деталей. Сам рассчитал их. При­быв затем в Новочеркасск, догово­рился c местными властями, чтобы предоставили площадку для уста­новки цирка. B мастерских города заказал необходимые металлические детали. Сам кроил брезент, следил, как его сшивают. И поднялся купол цирка на 750 мест. B нем начались представления.

Летний цирк в Центральном парке культyры u отдыха им. M. ГорькогоНа фото. Летний цирк в Центральном парке культyры u отдыха им. M. Горького

Затем переехали в Таганрог, в Туа­псе, побывали в других городах побольше и небольших. B Кутаиси прои­зошло следующее. Еще днем Всеволод Херц почувствовал повышенную влажность воздуха, встревожился — не испортится ли погода. Его успо­каивали – небо совершенно ясное. Херц спал беспокойно. Ночью, выгля­нув на улицу, увидел низкие, тeмные тучи. Побежал туда, где стояло шапи­то. Вдвоем со сторожем опустили штурм6алки, затем брезент. И тут налетел свирепый ураган. Он ломал деревья, переворачивал киоски, тор­говые палатки, повредил крыши. Утром — снова ясное небо, тихо. Подняли шапито. Жители удивля­лись — вокруг такие разрушения, a брезентовый купол цел. 06 этом слу­чае стоило вспомнить, чтобы пока­зать насколько продуманной и удоб­ной была конструкция,— два человека смогли быстро убрать купол, a потом, не привлекая со стороны людей, силами работников цирка его поднять.

Всеволод Херц не раз возглавлял строительство шапито, в частности, в Кишиневе на 1500 мест, в Монго­лии. B Монголию советские артисты приехали на месяц. Прошла полови­на этого срока, когда монгольские товарищи спросили, не могут ли гости помочь изготовить передвижной цирк. Все посмотрели на Херца, что он скажет. Всеволод Георгиевич по­просил подождать ответа до утра. Всю ночь он занимался расчетами, составил перечень необходимых материалов. Утром объявил, что если все, что значится в списке, сможет по­лучить, то шапито будет сооружено.

Матeриалы были выданы, выде­лeны помощники — работники монгольских цирков. Через две недели состоялось торжественное открытие передвижного цирка. Днем под бре­зентовым куполом выступили Совет­ские и монгольские артисты. После этого в соседнем здании прошло торжественное собрание, посвящен­ное культурным связям двух стран. Закончилось собрание, все вышли на улицу и не увидели шапито. Оно бы­ло разобрано, все уложено в кузо­вы двух грузовиков c прицепами, хоть сейчас в путь. Но переезжать не требовалось - вечером должно было состояться следующее пред­ставление.

Отправились в центр города обе­дать. После обеда Всеволод Геор­гиевич предложил съездить, взгля­нуть, что там c шапито. Приехали, цирк стоял на прежнем месте, гото­вый принять зрителей. Так нагляд­но была продемонстрирована мо­бильность передвижки, простота ее сборки и разборки, которые, кстати, вели монгольские товарищи, проин­структированные Херцем.

Всеволод Георгиевич вспоминает, что монгольские газеты высоко оце­нили помощь советских друзей, хва­лили конструкцию передвижки. Запомнилась такая фраза: «Гвоздь все­го дела в том, что шапито собирает­ся без единого гвоздя и молотка». Всеволод Георгиевич замечает:

— Если при сборке шапито сту­чат молотком по гвоздям — дело плохо, явно неудачная конструкция...

Он озабочен тем, как запущено дело c передвижными цирками. Дол­гие годы y нас все Внимание было обращено на сооружение стациона­ров. Поднялись цирки-дворцы, кото­pыми мы законно гордимся. На пере­движные цирки почти не обращали внимания. Конструкции их громозд­кие, эксплуатация затруднена. На Западе же несколько последних де­сятилетий совершенствовались пере­движные цирки. Закончив представ­ление в одном городе, на следую­щий день цирк дает дневное пред­ставление в другом. Если бы вла­дельцы шапито переезжали из горо­да в город по нескольку дней, опла­чивая артистов, обслуживающий пер­сонал, то просто разорились бы. Такие переезды передвижек способ­на выдерживать лишь система Союз­госцирка.

Всеволод Георгиевич вспоминает, что во время гастролей советских ар­тистов за рубежом, он встретился c одним из владельцев швейцарского цирка Фредом Кни.

—   Это было в Цюрихе. Шапи­то Кни стояло тут четыре дня. Закончился последний спектакль. Фред Кни пригласил гостей, меня в том числе, в ближайшее кафе. Перед на­ми поставили по кружке пива. Шла беседа, временами делали глоток, другой. Когда кружки опустели, Кни сказал: «Посмотрим, как там дела». Мы вышли — цирка уже не было, все упаковано, готово в дорогу. Конечно, Кни затеял беседу в кафе, чтобы похвастать, как y него четко налажено дело. Что же, он имел право на это. Случается, цирк Кни приезжает утром в город, дает два представления, a вечером отправляется дальше. У нас же озaбочены тем, чтобы пробыть в городе возможно дольше. И это понятно. Если переезд и установка шапито длятся неделю, то, конечно, простоять на одном месте семь, даже десять дней мало.

Слушал эти рассуждения и ду­мал -- сколько лет ведутся разго­воры , что передвижные цирки гро­моздки, переезжают долго. Вроде бы неразрешимая проблема. A вот за­служенный артист Молдавской ССР Всеволод Херц на практике доказал, что удачные конструкции шапито не тайна за семью печатями. Зная дело, можно за считанные дни по­строить шапито (как, например, в Монголии — за 14 дней).

Могут заметить, что цирки, ко­тoрые строил Херц, относительно не­большие. Всеволод Георгиевич счи­тает, что передвижки и должны быть где-то на полторы — две тысячи мест, не нужны гиганты, скажем, на четыре тысячи.

—   A если передвижка стоит в Ленинграде или в Москве?

—   Для таких городов могут быть цирки и более вместительные, — согласился Всеволод Георгиевич и предложил. — Но зачем в Москве на все лето ставить брезентовый шапито!

И дождь и ветер бьют по брезенту, шумно, случается, что вода заливает манеж. В зной в зале очень душно, особенно днем. Куда деться людям во время антракта в непогоду. Нелегко и артистам. Я убежден, что в столице, да и в Ленинграде должны быть возведены летние цирки.

Кстати, до войны в ЦПКиО им. Горького был такой цирк. Несколько лет назад я внес в Союзгосцирк пред­ложение o строительстве в Москве летних цирков.

Они должны быть сооружeны из красивых, современ­ных материалов, c жестким, a не брё­зентовым куполом. Надо позаботить­ся об удобстве зрителей. Скамьи без спинок заменить на кресла. Необ­ходим дворик-фойе, защищенный от дождя  и солнца легким навесом. Организовать продажу прохладительных напитков, мороженого, поставить скамейки, столики и стулья. Вокруг посадить цветы. Хочу напомнить, в свое время в Ростове-на-Дону около летнего цирка был чудесный сад, и там былo все сделано для oтдыхa зрителей. У многих ростоачан сохра­нились об этом самые приятные вос­поминания.

Мое предложение возвести в Москве два цирка: в парке «Сокольники» и в ЦПКиО им. Горького. Це­лесообразно сделать их филиалами cтоличных стационаров на Ленин­ских горах и на Цветном бульваре. Летам часть сотрудников из стацио­наров переходила бы на работу в филиалы.  Дело перспективное.

В осеннее и зимнее время можно устанавливать в летних помещениях несложную систему отопления м ор­ганизовать там репетиционную базу для подготовки, например, конных номеров, номеров c дрессированны­ми животными.

Дальше речь снова пошла o пе­редвижках. Херц убежденно повто­рил?

— Конечно же передвижки долж­ны быть относительно небольшие, мoбильныe. Это решает сразу не­сколько проблем. Обеспечивает бо­лее быструю их установку, разбор­ку и перевозку. Таким циркам есть смысл останавливаться в небольших –населенных пунктах, давать там по нескольку представлений. B этом слу­чае маршруты можно составлять так, чтобы переезды были по 30-50 ки­лометров, во всяком случае не допу­скать путешествия на сотни ки­лометров. Надо добиваться такого — закончив представление, в этот же день отправляться в путь, a, прибыв в другой город, уже вечером приглашать зрителей. Сейчас, к сожа­лению, и директора, и сотрудники Союзгосцирка стремятся к тому, что­бы передвижки дольше оставались на одном месте. Одна из причин, как говорилось, неудачная, громоздкая конструкция шапито.

—   Но что-то уже делается. На­пример, цирк новой конструкции стоит в Парне имени M. Горького в Москве. Из зала убраны мачты, тут не лавки, a кресла...

—   Всякое усовершенствование надо приветствовать, — согласился Всеволод Георгиевич.— B шапито, o котором мы заговорили, лучший об­зор манежа, зрителям удобнее. Но новая конструкция громоздка, для установки ее требуются мощные ме­ханизмы, которые не найдешь в каж­дом районном центре. O мобильно­сти речь вести не приходится. Такие шапито приемлемы для Мocквы, Ле­нинградa, где они стоят весь сезон. Но тогда, повторяю, почему не возвести летние стационары!

Заходит речь о том, что проект­ный институт Гипротеатр создал совершенно новую конструкцию пере­движного цирка. Херц относится к этому сдержанно:

— Есть ли полная гарантия, что новое шапито будет удобно и надеж­на в эксплуатации, во всем удовлетворит артистов!  Наверное, стоило проект обсудить c теми, кто рабо­тал в шапито, участвовал в их уста­новках. Можно было бы проконсуль­тироваться и c зарубежными специа­листами, хотя бы c теми, которые приезжают в нашу страну. Кстати, присматривались ли внимательно, как устанавливались и собирались в Москве цирки «Буш» и «Ронкалли»! Ведь там все продуманно, целесооб­разно организованно.

— Видимо, проблема передви­жек, если за нее энергично взяться, не такая уж неразрешимая?

— Практика показывает — бы­ло бы желание, решить ее можно.

И тут заходит разговор o ком­петентности тех, кто занимался во­просами передвижных цирков, о подготовке кадров специалистов.

—        Конечно, есть опытные шапитмейстеры,— говорит Всеволод Георгиевич.— Они хорошо изучили конструкции тех шапито, c которыми работают, но часто им не хватает широты знаний, кругозора. У них нет возможности изучать опыт других стран. Если создавать новые шапито, то нужны квалифицированные кадры для их обслуживания.

И еще, я убежден, полезно, что­бы артисты, выступающие в пере­движках, прошли специальную под­готовку, инструктаж, могли участ­вовать в руководстве сборкой и раз­боркой шапито. Причем, именно в руководстве. Сейчас привлекают лю­дей со стороны, Они дела не знают, a шапитмейстер всюду не поспевает, что-то ломают, портят, путаница, по­теря времени. Насколько будет луч­ше, если каждый участок, каждую бригаду возглавит знающий специа­лист. Конечно, дополнительную на­грузку артистам надо оплачивать. Такое окупится, если удастся сократить на переезде хоть один день и лучше сохранить шапито.

Из разговора становится ясно — имеется немало путей ускорения перемещения передвижек. Но глав­ное все же для решения этой проблемы — строительство шапито про­стого в сборке и разборке, надежного. Пока такого нет. Тревога вете­рана цирка Всеволода Херца оправдана, его соображения заслуживают внимания.

Можно добавить, что разговор этот происходил в очень удобном вагончике. Стоит он на заднем дворе Всесоюзной дирекции по подготовке новых произведений циркового ис­кусства. Был приобретен он Всеволо­дом Георгиевичем во время зару­бежных гастролей для поездок в от­пуск. B нем спальные места, столы, есть плита, холодильник, отопление, все это действует от электричества или от газа. Много других удобств как-то символично, что разговор c передвижках шел в такой необычной обстановке. И другое. Все никак не решится проблема создания удоб­ных вагончиков для отдыха и жизни артистов, выступающих в шапито. Но нужно ли изобретать изобретен­ное?! Может, и в этом случае просто не хватает целеустремленности, компетентности, энергии, заинтересованности?
 

K. ГАНЕШИН

Журнал Советская эстрада и цирк. Ноябрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100