В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковые друзья из Болгарии

В Софии около миллиона жителей. Цирк, в ней работающий, может ежевечерне вместить тысячу девятьсот человек. И, как правило, он работает целый месяц с аншлагами, а потом сборы начинают падать. Несколько лет назад активный сезон в цирке продолжался пять месяцев, остальное время здание эксплуатировалось, как кинотеатр. Сейчас цирк работает в году по девять-десять месяцев, работает и в зимнюю стужу и в летнюю жару.

За этот период сменяется не менее девяти программ. Но число болгарских артистов относительно ограничено, и при этом едва ли не половина из ник гастролирует за границей. Вот и в этом году болгары с большим успехом выступали в СССР, Монголии, Швеции, Испании. В Японии показывалась полная болгарская программа. Что же касается крупнейшего в США цирка «Братьев Ринглинг-Барнум-Белей», то в нем добрую половину программы заполняют болгарские артисты. В марте этого годав Софию снова прибыли президент цирковой компании Ринглинг И. Фелд, вице-президент К. Фелд и управляющий цирком Тролли Родин, чтобы договориться о новых гастролях болгарских артистов.

Конечно, этим можно гордиться: вот, значит, как художественно вырос болгарский цирк, если крупнейшие антрепренеры предлагают его артистам выгодные контракты. Напомню, что в царской Болгарии цирк находился на низком уровне, граничил с ярмарочным балаганом.

Но как все же быть стационару в Софии, если количество болгарских артистов невелико? Ведь за год в столичном цирке показываются все лучшие номера, на следующий год эти выступления должны вновь повториться, а это неинтересно публике.

Конечно, можно приглашать гастролеров из-за рубежа.

И это делается. Но если отдать гастролерам более половины программ, болгарский цирк потеряет свое лицо. И, как мне кажется, болгарские цирковые руководители нашли наиболее верное решение. На протяжении года в стационаре идут три-четыре, так сказать, классические программы. В них участвуют лучшие мастера страны, те самые, которые прославляют болгарский цирк во всем мире. Сюда же включаются крупнейшие гастролеры. Одна или две программы отдаются целиком гастролерам; в этом году, например, представления будут давать итальянский цирк и советский коллектив, возглавляемый Карандашом.

Далее ставятся две-три тематические программы, в которых номера сюжетно объединены. Так здесь прошло обозрение «Карнавал», посвященное пятидесятилетию восстания против фашистской диктатуры А. Цанкова. Обозрение остросатирическое, изображающее в буффонных масках тогдашних правителей Болгарии.

Второму съезду работников болгарской культуры цирк посвятил представление «Факел над ареной», поставленное Т. Назаровым, — бесспорно, самым ярким представителем болгарской клоунады, интересно проявившим себя и в режиссуре.

И, наконец, два-три представления являются соединением цирка и эстрады. Их ведут конферансье, в них выступают певцы, в том числе известные — Э. Димитров, Л. Иваново и другие. Большое место отводится балету. Выступают жонглеры, фокусники, силовые акробаты, исполнители акробатических этюдов. Словом, те, кто могут быть представлены и на эстраде. Больших групповых номеров, клоунов, номеров с животными, воздушных полетов в таких представлениях нет. Программы эти имеют большой успех, особенно у молодежи. Думаю, что над подобным опытом построения сезона следовало бы подумать и у нас, особенно в небольших городах.

Мне довелось увидеть тематическое представление! «Кавалькады старого цирка» (режиссер — В. Медникаров, художник Я. Янев), и о нем я хочу рассказать.

Цирк снаружи был украшен афишами и плакатами, как это делалось в деревянном цирке Л. Добрича, игравшем в Софии в 30-е годы. Возле цирка стояли карусель и вертикальное колесо. Был построен раус, с него артисты зазывали публику, и тут же они исполняли отрывки из своих номеров. Клоун, стоявший на огромных ходулях, разговаривал со зрителями и приглашал их купить билет. (Замечу, что все билеты давно распроданы.) Далее шел фильм, показывавший лучших болгарских артистов, выступавших на аренах всего мира.
В антрактах в фойе и в амфитеатре исполнялась по радио музыка, бывшая в моде в 20-е и 30-е годы. Если еще добавить, что асе первое отделение шло, как это бывало в старину, под духовой оркестр, то надо признать, что зрителей действительно погружали в атмосферу старого цирка.

Перед началом представления арену обьезжал старинный цирковой фургон, запряженный двумя лошадьми. В параде участвовали: карлик атлет, факир, ходулист, клишник, белые и рыжие клоуны. А вел представление сам «господин директор», одетый во фрак, объявлявший номера зычным голосом и снисходительно разговаривавший с клоунами (артист И. Иванов). Кроме того, артист Д. Седой хорошо прочел стихотворение 3. Петрова, посвященное старому цирку и его романтике.

Теперь о номерах. Не буду рассматривать их все. Но на некоторых, представляющих интерес и своеобразие, остановлюсь. Прежде всего это номер факира Артина.

Летом артист ездит по югу Болгарии и один даст целое представление, включающее дрессировку животных (у него есть лев, медведь, собаки, верблюд), иллюзию (у него на манеже исчезает верблюд) и опыты факирства. В Софии Артин выступал только как факир.

Он выходит на арену в шальварах с обнаженным торсом и босиком. В руках Артин держит на железных прутьях три зажженных факела, дует на них, и факелы вспыхивают огромным пламенем. Потом он засовывает эти факелы глубоко в рот, и они гаснут. Далее идут трюки с ядовитыми змеями, обвивающимися вокруг шеи артиста. Затем Артин садится на доску, утыканную острыми гвоздями. В заключение он разбивает несколько бутылок, собирает их осколки на специальный ковер и ложится на них. Мало того, не его грудь кладут громадный щит, на этот щит вьезжает автомобиль и еще становится униформист. Успех артист имеет громадный. И вполне заслуженно: чтобы исполнять подобный номер, надо обладать незаурядным мастерством и большой волей. И ничего антиэстетического в действиях Артина нет, хотя некоторая режиссерская помощь артисту была бы нужна.

Артист И. Попеску из Румынии выступает в жанре клишника. Я думал, что этот жанр вообще исчез. И вот молодой человек показывает такие чудеса гибкости, что только диву даешься. К тому же он еще комик, кажется, и сам удивляющийся, что ему удается «связать» свое тело почти буквально в узел.

И здесь я хочу сказать: не слишком ли поспешно иногда мы, в том числе и я, сдаем в архив целые цирковые жанры? А вот в сюжетном спектакле, возвратившем нас в атмосферу старого цирка, и факир и клишник оказались как нельзя более кстати, грязный, а из трюков внимание привлекают только два: двойное сальто-мортале с пируэтом и еще один трюк, ранее мною вообще не виданный, — вольтижер отходит от мостика, держа партнершу, по-русски говоря, на закорках; в воздухе она от него отталкивается и идет в руки к ловитору — это очень эффектно. Замечу еще, что на ловиторке нет привычных для наших гимнастов отростков, и артист цепляется ногами прямо за канаты трапеции.

Любопытна клоунада, в которой солирует Коко. Белый изобрел аппарат, в котором находится кукла. Тот, кто в этот аппарат войдет, может быть уверен, что его болезни и недостатки перейдут на .куклу. Коко, само собой разумеется, эту куклу ломает и вынужден, чтобы избежать неприятностей, занять ее место. И вот у него последовательно заболевают зубы, он хромает, сходит с ума и становится бандитом.

Вообще Коко нравится зрителям. В полосатом костюме, в канотье, с красным бантом вместо галстука — он играет робкого, но очень любопытного человека. Это соединение робости с любопытством рождает комический эффект.

К сожалению, второе отделение, в котором, по замыслу, должен быть представлен современный цирк, оказалось менее интересным. Прежде всего такие номера, как «Высшая школа верховой езды» Э. Захарьевой, «Дрессированные собаки» Е. Тодоровой, «Антипод» И. Готовой, не несут никаких примет современного цирка, хотя исполняются квалифицированными артистами. Бесспорно, сложные трюки демонстрируют эквилибристы Кондовы: один из них идет по канату, держа на лбу высокий перш с партнершей на его вершине, другой едет по канату на велосипеде, также держа на лбу перш с партнершей. В номере Велиновых нижний держит на ногах лестницу, наверху лежит партнерша и держит другую лестницу, на которую взбирается третья партнерша. Трудный трюк. Но режиссерски эти номера как произведение нового цирка поданы недостаточно выразительно.

К сожалению, клоун Мишката не подготовил нового репертуара. Его пантомимическая сцена со львом, в пасти которого укротитель потерял свой парик, давно известна, ее исполнял покойный Л. Енгибаров, но только на эстраде, полагая, что для манежа она не подходит. Другая реприза — жонглер бросает и ловит яблоки и в то же время одно из них ест — также далеко не нова. А как была бы нужна для такого представления яркая, веселая и обязательно злободневная клоунада! И Мишката мог бы ее исполнить. Он — артист с обаянием, умеющий пользоваться цирковыми средствами и вести диалог.

Один частный вопрос: почему клоуны, особенно Коко, разыгрывают свои сцены в артистическом проходе, оставляя весь манеж свободным? Все-таки в цирке главная производственная площадка — арена.

Был в программе один номер, точнее, пока абрис номера, который хочется признать образцовым. Это номер Митевых. В первой его части показывается па-де-де на лошадях. Поддержки обыкновенные. Но каким темпераментом обладают артисты, особенно верхняя! Это целая поэма любви: верности, ревности, страданий. А во второй части выступает лев-наездник на лошади. Я видел с подобными номерами Косми, Б. Эдера, А. Буслаева, Альтгофа и скажу: номер Митевых, во всяком случае в перспективе, интереснее. Здесь лев на ходу перепрыгивает с лошади на лошадь, встает на лошади на задние лапы, пролезает под одной лошадью и тут же вскакивает на другую. И все это подается Митсвыми артистично, элегантно, действительно как игра со львом.

Наверное дирекция болгарских цирков поможет артистам: для завершения работы над номером им нужно по крайней мере еще двух львов. Со временем этот номер может стать подлинно мировым аттракционом. Хочется верить, что болгарский цирк будет им гордиться. Не могу не заметить, что в номере участвует И. Абакарова, недавно украшавшая советские арены, а сейчас вышедшая замуж за болгарина. Надеемся, что мы еще много раз увидим ее с новым аттракционом на манеже советских цирков.

К сожалению, режиссер не создал эффектного пролога и эпилога ко второму отделению, не нашел особой манеры подачи номеров, того антуража, который должен быть присущ именно современному цирку, к тому же работающему о условиях социалистической Болгарии.

И в заключение скажу, что болгарский цирк живет интересной и напряженной жизнью. Многого достиг и очень многое у него еще впереди. Впрочем, у настоящего искусства всегда многое впереди.

Ю. ДМИТРИЕВ

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Доставка корзин с цветами http://flowers-irkutsk.ru