В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Испанская коррида

Из истории цирка

Коррида (бои быков) — любимое национальное зрелище испанского народа. Зрелище очень жестокое, неизменно кончающееся смертью нескольких быков, а иногда и человека, атакующего их. И все же коррида привлекает тысячи зрителей, так как требует большого искусства от исполнителей. Широкие круги советских читателей, конечно, знакомы с корридой и образом тореро по таким произведениям, как опера «Кармен», некоторые рассказы и повести Э. Хемингуэя, рассказ А. И. Куприна «Пунцовая кровь», известный роман Бласко Ибаньеса «Кровь и песок», по изображениям корриды у таких художников, как Гойя, Сулоага, Доре и   других.
Начало этого зрелища уходит в глубину веков. Борьба с быком показывалась еще в цирках древних народов, населявших берега Эгейского моря. Интересны фрески во дворце критского царя Миноса, написанные за четыре тысячи лет до нашей эры. Они изображают и цирковые игры — виртуозное сальто через спину бегущего быка.
Подобные зрелища знала и классическая Греция. Юноши боролись с быком  в Фессалии и Аттике.

Многие античные историки повествуют о боях быков на аренах римских цирков. Известный естествоиспытатель Плиний (ум. в 79 г. до н. э.) говорит, что сам Юлий Цезарь выступал на арече в состязании с диким быком. Особое развитие получили эти зрелища во времена императора Нерона. Они происходили не только а Риме, но и в подвластных ему провинциях — Галлии и особенно в Испании.

В средние века, в годы реконкисты (освободительной войны с маврами) бои быков в Испании происходили на ярмарках и торгах, в дни праздников. Знаменитые бои быков устраивались маврами на площади Бибаррамла в Гренаде. Мавры и ввели первые правила этой игры, а также метание в тело быка бандерилий — нарядно украшенных деревянных стрел, чтобы разъярить «ленивое» животное.
После утверждения в Испании абсолютизма в конце XV века коррида все    больше    становилась    развлечением знати. Она уподоблялась турнирам, в которых рыцари сражались с быками на конях с копьем в руках, а их оруженосцы и слуги помогали в минуту опасности своему сеньору. В середине XVIII столетия тореро стал профессионалом, артистом цирка, коррида — массовым зрелищем, доступным каждому.
В это время в Испании стали строить специальные здания для корриды — с балконами, ложами, скамьями, поднимающимся амфитеатром, и огромной ареной, окруженной барьером. Крыши не было, корриды происходили летом, в дождь отменялись. Арена была залита солнцем. Испанцы и сейчас говорят: «Солнце — лучший тореро; без солнца лучший тореро бессилен». Билеты на теневой стороне всегда стоили дороже. Поэтому неимущие занимали солнечную сторону цирка. На арену выходили двери, из которых появлялись участники корриды. Одна из них вела в «ториль» — бычье стойло, куда животные пригонялись накануне. Тем из наших читателей, которые хорошо помнят замечательный роман Сервантеса «Дон-Кихот», конечно, памятно знаменитое приключение Дон-Кихота с быками, которых гнали на корриду. Не желая посторониться и воскликнув, что ему не страшны никакие быки, даже самые дикие, воспитанные на берегах реки Харамы, он был смят ринувшимся стадом. Досталось и Санчо Пансе, и Серому, и Росинанту.
Создание современной «квадрильи» — группы участников корриды, в которую входят конные пикадоры, пешие хулосы (помощники), бандерильеры и главный боец—матадор, именуемый иногда «эспада», то есть «шпага» («тореро» или «тореадор» — общее название каждого из участников боя быков), — обычно приписывают Франсиско Ромеро из города Ронды, одному из первых профессиональных матадоров XVIII века.
Костюм   современного  тореро   и   приемы   боя   с   быком
Костюм   современного  тореро   и   приемы   боя   с   быком


Бой быков как в XVIII веке, так и в наше время начинается с выхода на арену всей квадрильи, которая сначала дефилирует перед зрителями. Затем пикадоры и бандерильеры становятся вдоль барьера. Главный герой — матадор с традиционной косичкой    на    затылке,    сплетенной с пучком лент «священной колетой», выходит к публике. Он произносит короткую речь, давая клятву в том, что убьет быка в прямом и открытом бою во славу Испании (или в честь родного города), в честь короля (или такой-то дамы) для возвеличения «благородного искусства тавромахии».
Это обращение матадоре к зрительному залу носит название «бриндис». Затем президент корриды, сидящий в ложах, бросает на арену ключ. Ключ этот, конечно, символический: это знак для открытия дверей ториля. Звуки фанфар извещают о выходе быка. Он появляется украшенный цветной кокардой, по которой зрители распознают, к какому пастбищу принадлежит данное животное. Бык, выйдя из темного и тесного помещения, обычно бывает ошеломлен светом, солнцем, шумом несметной толпы.


Атаку начинают пикадорыАтаку начинают пикадоры, сидящие на конях. Легкими уколами пик они вызывают быка принять бой. Когда бык бросается на всадника, то другие участники корриды, пешие хулосы, отвлекают его движениями красного плаща. Обычно при этом страдают лошади. Пикадоры носят для защиты длинные штаны, подбитые железом и деревом. Но, упав с коня, пикадор уже не может подняться сам; на помощь ему стремительно несутся хулосы. Если бык не хочет сразу кидаться, несмотря на раздразнивание, выступают бандерильеры, которые мечут в него до трех пар бандерилий. Если обычные бандерильи не могли расшевелить быка, пускалось в ход варварское изобретение корриды — бандерильи с огнем, снабженные куском трута и пиротехническим патроном.
Центральным моментом корриды, за которым, затаив дыхание, следят тысячи зрителей, конечно, является поединок главного героя — матадора с быком. Этот поединок требует не только мужества и отваги от человека, но большой ловкости и умения  действовать, знаний повадок животных. Матадор выходит на быка, держа в руке мулету (палочку с прикрепленным к ней куском ткани). Хороший матадор славится тем, что, работая близко к быку, не делает ни одного лишнего поворота. Его мастерство заключается в четкости и абсолютной чистоте движений, в умении подчинить быка своей воле. Он делает это умелыми движениями мулеты или плаща.
Тактика матадора, предугадывающего намерения быка, и есть основное искусство тавромахии. Ею выработаны многочисленные приемы, имеющие свои названия, непереводимые с испанского ни на какой другой язык, — вероника, реболеда, ките, галлео и другие. Вероника — это действие с плащом, который держится двумя руками со стороны морды быка; плащ, развертываясь, надувается парусом и совершает плавный оборот, поворачивая быка в сторону, нужную матадору. Галлео — сложный и смелый прием, когда матадор, развертывая плащ, поворачивается спиной к рогам быка и затем пропускает животное под мулетой. Важно миновать рога в тот момент, когда бык кидается, и увести его в желаемую сторону.
Самые смелые и прославленные матадоры, выходя на быка, часто отдавали приказание своей квадрилье: «Все с арены!» — давая понять, что всё берут на себя. Плохого, неловкого матадора публика, прекрасно знающая приемы тавромахии, безжалостно освистывала. Раздавались неистовые крики и оскорбления: «Позор! Трус! Ближе к быку!» — и даже угрозы отрезать колету. На арену летели подушки с сидений, апельсины, бутылки, шапки.
Г. Доре. Тореро Мигель Лопес Горрито убивает  Быка,   стоя   на   ходулях
Г. Доре. Тореро Мигель Лопес Горрито убивает  Быка,   стоя   на   ходулях

Финалом поединка является поражение быка шпагой. Оно возможно только    тогда,    когда    бык    наклонит голову. Шпага выхватывалась из складок мулеты. По законам тавромахии, бык должен увидеть шпагу, блеснувшую на солнце, только в последнее мгновение. Удар наносится точно в загривок быка.
Смерть быка возвещали фанфары. Из дверей, ведущих на арену, выбегали мулы в упряжке, и туша быка мгновенно исчезала. Обычно на арену выпускают до шести-восьми быков одного за другим. Убив первого быка, матадор может сразу сражаться с другим и третьим и так далее.
Такова в общих чертах картина классического боя быков. Не всегда он кончался благополучно, нередко гибли и тореро. Знаменитый матадор XVIII столетия Хосе Дельгадо, любимец народа, прозванный им Пеле Ильо, автор трактатов о тавромахии, двадцать восемь раз в течение своей блестящей карьеры был ранен быком и погиб на арене в 1801 году, поднятый на рога. Но карьера матадора издавна неудержимо влекла к себе юношей. Это была слава. Маленькие мальчишки издавна играли и играют в бои быков (эти игры не раз изображали и Гойя, и Доре, и Лукас, и другие художники), а подростки сражались с молодыми бычками на импровизированных корридах.
Слава тореро была не вечной. Она могла разгореться яркой звездой и быстро потухнуть. Если матадор не скопил капитала, в дальнейшем он влачил незавидную жизнь.
Все тореро еще в XVIII веке были выходцами из народа. От пастухов и погонщиков стад усваивали они знание повадок диких быков, от уличных фокусников и бродячих акробатов — приемы, которые они вносили в корриду. Гойя показал и прыжок Хуанито Апиньяни с шестом в руке через бегущего быка, и погоню за быком Мариано Себальоса, сидящего верхом на другом быке, и сальто Хуанито Апиньяни с кандалами на ногах со стола  на  хребет  разъяренного   быка (см. «Советский цирк», 1961, № 1). С кандалами на ногах выходили на поединок и другие знаменитые тореро времен Гойи — Педро Ромеро и Хосе Дельгадо. Уже в то время были известны и чисто цирковые приемы — нападение на быка из палатки или из высокой корзины, сплетенной из прутьев; встреча нападающего быка тореадором, который сидит за накрытым столиком, поставленным на арену.
В 70-х годах XIX века матадор Мигель Лопес Горрито выходил на быка, стоя на высоких ходулях. Француз Шарль Давилье, неоднократно бывавший в Испании во второй половине XIX века и оставивший о ней интересные записки, рассказывает о приеме тавромахии, именуемом «колео», виденном им в Севилье. Прием заключался в том, чтобы остановить бегущего быка только при помощи рук. Матадор схватывал животное обеими руками за рога и, держась за них, делал стойку. Этот «номер» зарисовал художник Густав Доре, путешествовавший с Давилье. Иногда необычны были и сами участники корриды. Так, в Мадриде и Валенсии в 20-х годах XIX века выступал пикадор-лилипут Антонио Мерино, успешно пикировавший быков, Густав Доре в Севилье во второй половине XIX века зарисовал знаменитую матадоршу — девицу Тересу Больса.
Интересно, что в Испании в годы французской революции 1789—1792 годов реакционное правительство короля Карла IV запретило корриды. Оно боялось больших скоплений народа, особенно в мадридском цирке, вмещавшем двадцать тысяч человек, и, конечно, больше всего боялось буйной солнечной стороны.
Г. Доре.  Коррида в Севилье

Г. Доре.  Коррида в Севилье

Однако   позже  «Пепе-бутылка»,   как величали испанцы Жозефа Бонапарта, брата Наполеона, насильно посаженного на испанский престол, восстановил корриды, так как всячески искал   расположения   испанского   народа. Однажды, когда один из французских генералов рассвирепел на кастильских крестьян, поставивших ему плохое мясо, и велел повесить старост, испанцы отомстили генералу, Они прислали ему тридцать отборных, наиболее свирепых быков, выращенных для корриды. Погонщики, пригнав быков, скрылись. Жители села заперли ворота, двери и окна и только в щели наблюдали за тем, как перепуганные насмерть французы невольно исполняли роль матадоров,  пикадоров  и  хулосов.
Коррида в наше время сохранилась в Испании, Португалии и странах Латинской Америки, куда она была занесена еще в XVI веке знаменитым испанским конкистадором Франциском Писсарро (коррида существует и на юге Франции, но там издавна уже применялись предохранительные меры — чехлы на рогах быков).
Генерал Франко и его клика вынуждены, так же как Бонапарт, искать расположения угнетенного ими народа. Уже не раз в истории Испании коррида бросалась народу как зрелище вместо хлеба. Испанская знать и сейчас хотела бы видеть корриду классической школы по всем правилам тавромахии. Но чисто цирковые номера, внесенные народом в зрелище в XVIII веке, имеют место и сейчас. А. И. Куприн в 1925 году видел в Байонне испанскую квадрилью из Мадрида. Его восхитила виртуозная ловкость матадора Вильяльты, который поднимал с песка арены брошенные ему в знак восхищения браслеты, кольца, портсигары и с блестящим мастерством жонглера бросал их обратно владельцам, заставляя предметы вращаться на лету.
Матадоры Испании в наше время также проделывают всевозможные смелые акробатические трюки — такие, как прыжок сбоку на голову быка между его рогов, стойка на голове, на хребте бегущего быка, на морду которого накинут плащ (трюк матадора Кантильяны), и другие номера. Но в то же время принимаются и предохранительные меры. Так, клячи пикадоров сейчас покрываются броней.
Некоторые поклонники старой корриды, противники цирковых трюков, вздыхают, что «уже давно и матадоры не те и быки не те». Но следует думать, что при более благоприятных условиях ныне угнетенный, но свободолюбивый народ Испании преобразит свои цирки так, как он сам найдет нужным это сделать.
Ф.   Гойя.  Офорт  из  серии  «Тавромахия»
Ф.   Гойя.  Офорт  из  серии  «Тавромахия»
 
И. ЛЕВИНА

Журнал ”Советский цирк” апрель 1962г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100