Невероятно, но факт
Это был удивительный концерт. Раскаты грома, молнии, пронизывающие небо, и шум проливного дождя сопровождали это представление, состоявшееся в Саду имени 1 Мая в Грозном. Артистка Чечено-Ингушской госфилармонии Cветлана Тим, главный исполнитель концерта, представила на суд зрителей эстрадную программу «Невероятно, но факт».
Большое место в программе концерта занимают психологические миниатюры (идеомоторика, феноменальная память и быстрый счет, сверхчувствительное восприятие). Следует особо отметить, что в исполнении C. Тим все они нашли художественно-образное воплощение и построены по законам сценического действия. Это — эстрадный спектакль c интересным режиссерским и авторским решением, в котором слайды, светотехнические эффекты, музыка, текст, сценическое оформление программы — все работает на главную цель: в выразительной художественной форме показать беспредельность, безграничность возможностей человека на пути самосовершенствования.
Сама Светлана в интервью газете «Труд» сказала по этому поводу: «B моих миниатюрах нет, конечно, ничего сверхъестественного. Это результат каждодневного труда. Все во власти человека, если он хочет совершенствоваться».
Особенностью программы «Невероятно, но факт» является то, что все первое отделение идет при непосредственном участии зрителей. Такая форма выступления требует от артистки огромной выдeржки, предельной собранности и внимания.
Ассистент приглашает на сцену 20-25 человек, из которых Светлана Тим оставляет 10-12 человек. Нет смысла описывaть подробно всю программу — хочу лишь отметить, что обстановка на концерте накалялась от номера к номеру, а к концу первого отделения, после миниатюры «Феноменальная память», зал напоминал разворошенный улей. Светлана Тим действительно поражает многогранностью своего дарования. Удивительна ее способность к усвоению информации. Судите сами, в номере «Феноменальная память» она свободно, по заданию зрителей, запоминает 24 слова и 24 цифры, диктуeмых ей в смешанном порядке: цифра — слово, цифра — слово.
На специальном табло на сцене один из зрителей по своему желанию устанавливает цифры в три строчки. B каждой строчке по восемь цифр. A зрители, сидящие в зале, задают любые слова. Все они фиксируются ассистентом на листе бумаги, и этот лист остается в руках зрителей для контроля. Всю эту информацию C. Тим запоминает, стоя на авансцене лицом к зрителям c плотно завязанными глазами. После чего снимает повязку и легко перечисляет, все 48 наименований словесно-цифрового «ассорти». Номер построен как увлекательная игра, в которой азартно участвуют все. После этого C. Тим провела серию небольших, но очень увлeкательных номеров, в которых безошибочно переумножала в уме восьмизначные числа, точно угадывала дату и год рождения кoго-либо из зрителей...
Повторяю, в день, когда происходил концерт, бушeвала гроза, и это усиливало впечатление от выступления. На сцене — высокая, красивая женщина в восточном факирском одеянии. B руках — два горящих факела. C обворожительной улыбкой в легком танце она показывает свою невосприимчнвость к боли, проводя огненным факелом по обнаженным рукам, пропускает огонь через ладони, завершая номер извержением изо рта пламени. Отблески молнии на лице Светланы, укрощенный ею огонь на сцене, вызывали чувство восхищения. «Недюжинная воля — вот что удивительно в этой женщине», — писала o ней в 1985 году газета «Черноморская здравница». Трудно не согласиться c мнением газeты, когда смотришь, как бесстрашно C. Тим ходит обнаженными ступнями по тонким иглам и остро наточенным саблям, расположенным в виде высокой хрупкой лестницы. Восторженные возгласы, смех, реплики и бурные аплодисменты после окончания очередного номера программы — все это создало в зале единое для всех чувство причастности к большому радостному празднику эстрадного искусства.
Программа «Невероятно, но факт» была создана в стенах Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства режиссером P. E. Славским под художественным руководством народного артиста РСФСР Л. C. Маслюкова.
Сегодня за плечами артистки оригинального жанра Светланы Тим обширные и насыщенные гастроли по стране, и всюду ее выступления воспринимаются c огромным интересом и проходят c большим успехом. И, как я смог убедиться воочию, успех этот заслуженный.
Уже впоследствии, когда мне захотелось рассказать o ней на страницах журнала, я познакомился со множеством статей o Светлане. Ев популярность быстро растет. Хочется особо отметить, что выступление Светланы Тим выгодно отличается от программ многих ее коллег. Артистка пошла по пути поиска художественной формы для своих психологических миниатюр и сумела познавательную и развлекательную функции своего искусства соединить в одно неразрывноe целое. Все средства сценической выразительности работают y нее на романтический образ современной женщины, наделенной многими прекрасными качествами.
Как-то последний факир России Дмитриус Лонго сказал молодой девушке, обратившейся к нему c просьбой научить факирскому искусству: «Женщины факирами не бывают». Но чуть позже, увидев, чему она научилась самостоятельно, он согласился передать ей свой опыт. C тех пор минуло более десяти лет. И эти годы не пропали для Светланы даром. Они еще более закалили ее волю. Надо сказать, испытаний на ее долю выпало немало. Создание репертуара, совершенствование освоенных трюков, поиск своего режиссера, автора, художника, то есть тех людей, которые смогли бы помочь в создании полноценного эcтраднoго представления, целостной программы, — все это перемежалось как c радостью удач, так и c горечью поражений.
Дважды артистке отказывали в тарификации, то есть в праве работать на профессиональной эстраде. Однако Светлана добилась направления в ВТМЭИ и сумела осуществить свою мечту. Москва оказалась счастливым городом для нее. B ВТМЭИ правильно оценили незаурядные способности артистки, и вокруг Нее был создан талантливый постановочный коллектив. Режиссер-постановщик программы P. E. Славский пошел по пути тщательного отбора но меров. Все, что несло на себе Отпечаток мистики, шарлатанства и претензии на создание образа сверхчеловека, — все это безжалостно отметалось.
Отрадно то, что Светлана Тим, несмотря на успех, постоянно и упорно совершенствует свою программу. Остановиться в искусстве — это значит сделать шаг назад, — говорит она.
Руководство Чечено-ингушской филармонии всячески поддерживает творческие усилия актрисы, отпуская необходимые средства для создания новых номеров, костюмов, нового реквизита, рекламных плакатов. Возможности же для совершенствования программы есть немалые. Так, ассистент Вениамин Сасин является способным артистом. Eго актерское обаяние, владение приемами иллюзионного и разговорного жанра, пантомимы, игрой на гитаре, несомненно, позволят ему внести свою лепту в развитие пpoграммы, обогатив палитру выразительных средств и расширив жанровыe рамки представления. A Свeтлана Тим репетирует новые номера из репертуара факиров древности.
Мне посчастливилось впервые увидеть ее в Москве, a вскоре я оказался в Грозном и смог дважды побывать на ее концертах в течение одного дня.
Когда первый концерт закончился, дождь на улице прекратился, небо прояснилось, раскатов грома больше не было. Но как только Светлана Тим появилась на сцене во время второго концерта, вновь сверкнула молния, грянул гром и c неба обрушился ливень. Невероятно, но факт! Казалось, что Светлана уверенно управляла ее только зрительным залом, но и стихией.
АНАТОЛИИ БОЙКО
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1986 г.
оставить комментарий