Дела волшебные
Ну согласитесь со мной, что древнейшее искусство магов, чародеев-престидижитаторов, манипуляторов, иллюзионистов, или, как их всех теперь запросто называют, фокусников, постепенно вырождается.
— Да, но ведь это естественно. В давние времена было просто удивить малограмотных и суеверных людей простейшими физическими или химическими опытами. Теперь не то. Каждый школьник знает не только физику и химию, но многие из них знакомы с основами механики, электроники, радиотехники. В наш, как говорят, «атомный век» гораздо сложнее заставить зрителя поверить в «чудеса», которые показывают артисты цирка и эстрады.
— Позвольте возразить. Ведь в основе манипуляции лежит ловкость рук, тончайшая техника пальцев, которые никакими механическими, даже самыми совершенными приборами заменить нельзя. При чем же тут техника?
— Это правда. Но вы забыли, очевидно, что главным в ручной манипуляции всегда была виртуозная работа с игральными картами (перебрасывание, передергивание, выборка отдельных карт и т. д.), то есть то же самое, те же приемы, которые употребляют шулера в нечистой игре.
— Согласен, но ведь у нас не существует ни карточных клубов, ни профессиональных шулеров.
—Тем более. Значит, и интерес к этому виду «искусства» вряд ли нужно развивать. Вы, вероятно, заметили, что за последние годы фокусники, очевидно, сами настолько разуверились в искусстве обмана, что стали усердно объяснять в журналах, книгах, передачах по телевидению секреты различных фокусов.
— Это очень печально. Они сами подрубают сук, на котором сидят. Ведь каждому ясно, что фокус перестает быть фокусом, если зритель заранее знает технику его устройства и показа.
— Вы глубоко правы. Я недавно прочел книги артистов А. Вадимова (Али-Вада), А. Акопяна и был глубоко разочарован и огорчен тем, что они с настойчивостью, достойной лучшего применения, фактически уничтожают интерес к древнейшему и увлекательному жанру. Они подробно, с рисунками и чертежами, описывают устройство всех фокусов, иллюзионных приспособлений и «секретов».
— Мне сказали, что издательства, выпускающие книги, делают это с познавательной целью, из благородных побуждений, чтобы развеять веру во всякую чертовщину...
Вот такой разговор можно часто услышать не только в артистических гардеробных, но и среди зрителей на цирковых и эстрадных представлениях. Хочется и мне вступить в этот диалог и высказать несколько своих соображений. Мне представляется, что весь смысл показа фокусов, их познавательное значение заключается в том, что зрители должны сами «пошевелить мозгами», догадаться, сообразить, раскрыть «секрет». Я наблюдал молодых людей, которые по многу раз ходили на выступления иллюзиониста
Иллюзионисты Дик и Ирина Читашвили
Фрагмент иллюзионного аттракциона А. Шага
Кио и пытались разгадать его номера. Они спорили, каждый доказывал свою точку зрения, утверждал, что артист применяет новейшую оптику, позволяющую ему обманывать зрителей. Но ни разу я не слышал, чтобы кто-нибудь принял Кио за чудотворца, владеющего сверхъестественными силами. Давно прошли времена, так хорошо описанные Марком Твеном в повести «Янки при дворе короля Артура», когда несложными приемами можно было дурачить легковерных людей.
Когда говорят о пользе разоблачения фокусов, мне всегда вспоминается рассказ художника Федора Богородского о его поездке в Италию к Максиму Горькому. В свободные вечера Ф. Богородский вместе с сыном Горького Максимом устраивали домашние сеансы занимательных фокусов. Когда-то Богородский сам выступал на эстраде и знал этот жанр. Алексей Максимович с удовольствием посещал вечера, удивлялся ловкости и остроумию выступавших и заразительно смеялся. Ф. Богородский вспоминал: «Перед моим отъездом в Москву мы с Максимом решили устроить вечер разоблачения фокусов. Мы выпустили рукописную афишу с оповещением, что «всемирно известный факир, маг и чародей, покидая Италию, разоблачит сам себя!» Напечатали на машинке билеты и роздали их всем нашим постоянным посетителям — служащим дома, соседям и т. д. Принес я билет к Алексею Максимовичу, но он прийти на этот вечер отказался категорически:
— Нет уж, знаете ли, не пойду! Очень обидно разочаровываться в этих чудесах! Так он и не пошел на этот вечер», — заканчивает свой рассказ Ф. Богородский.
Что же, разве иллюзионному жанру мешают только разоблачения и раскрытие «секретов»? Нет, конечно, есть и другие причины. И одна из них в том, что артисты десятками лет показывают «даму в воздухе», «распиливание живого человека», «неисчерпаемый ящик», «говорящую голову», «вазу фараона» и многие другие надоевшие фокусы, к тому же подробно описанные в популярных пособиях. Не лучше ли было направить энергию артистической молодежи и любителей не на бессмысленное копирование давно известных трюков, а на изобретательство новых фокусов, основанных на современной оптике, химии, электронике, кибернетике. В свое время замечательный ученый-популяризатор Я. Перельман в книгах «Занимательная механика», «Занимательная физика» и многих других умно и увлекательно рассказывал о различных областях человеческих знаний. Не одно поколение молодежи приобщалось к науке с помощью его книг. Вот бы продолжить хорошее дело! А вместо этого авторы щедро подносят готовенькие рецепты домашних фокусов, примитивных, известных еще нашим прабабушкам и прадедушкам.
Я знаком со многими артистами иллюзионного жанра, нередко видел среди участников художественной самодеятельности начинающих фокусников и поэтому знаю, что попытки создать что-либо новое наталкиваются прежде всего на отсутствие технической и материальной базы. Все фокусники в тиши своих квартир в одиночку что-то изобретают. Посоветоваться опасно: раскроешь «секрет», могут позаимствовать. Такие случаи были. Заказать техническое приспособление или произвести научный опыт негде. Таких лабораторий для фокусников не существует. Можно предложить попробовать некоторые новинки. Например: тысячи разноцветных мыльных пузырей превращаются на сцене в один огромный прозрачный шар, из которого появляется артистка. Или такой трюк: вечное перо заряжено стойким дымом. Артист, выйдя на авансцену, пишет или рисует в воздухе дымом. Но ведь для того, чтобы осуществить такие не очень уж сложные опыты, как мне сказали химики, нужно поработать в лабораторных условиях. А где их взять? Мы часто жалуемся на однообразие номеров иллюзионного жанра. Но войдите в положение этих «кустарей-одиночек», и вы поймете, что даже лучшие из них: Э. Кио, 3. Тарасова, Д. Читашвили, К. Зайцев, А. Акопян, Гитис, Сиухины, Фурмановы и многие другие повторяются, в одиночку что-то придумывают, но все вместе страдают от отсутствия экспериментально-научной базы для опытов.
Я уже не говорю об интереснейших возможностях заброшенной пиротехники, создающей огромные перспективы для зрелищных эффектов. Ведь никто не ограничивал показ иллюзий только рамками цирковой арены или небольшой эстрады. Вспоминается выступление народного артиста РСФСР Э. Кио на стадионе в Таллине во время празднования 20-летия Эстонской ССР. На редкость красиво выглядел огромный костер, в пламени которого на глазах у тысяч зрителей по мановению руки фокусника исчезла артистка. И, не успев «превратиться в пепел», она уже выезжала по гаревой дорожке в открытой машине с букетом цветов навстречу Кио. Вот подлинное разоблачение «чудес» и суеверий.
В предреволюционные годы в Петербурге в Народном доме существовал театр феерий. Режиссер А. Алексеев ставил удивительные, запомнившиеся мне на всю жизнь постановки — «80 тысяч верст под аодой» Жюля Верна, «Вий» Гоголя и другие. Сколько в них было неожиданностей, изобретательности, романтики. Помню постановку в Мариинском театре балета «Корсар». Волнующая сцена океанской бури и гибели большого корабля. Все системы многоэтажных сценических трюмов приводились в действие и создавали удивительное зрелище, А ведь это тоже был иллюзионный трюк, только большого масштаба.
Много свежего, любопытного, иногда просто забытого можно найти в области иллюзий, феерий, пиротехнических эффектов, сказочных спектаклей. Разве нельзя расширить наше представление о жанре фокусов? Почему бы не использовать опыт чехословацких друзей, создавших театр «Латерна магика», не применить световые эффекты, так восхищавшие нас в постановке артистов ГДР «Сказки Гофмана»? Не пора ли и нам по-государственному посмотреть на развитие подлинно народного жанра массовых представлений, праздников огней, феерий, всевозможных иллюзий и сказочных превращений. Ведь это только будет стимулировать развитие технической мысли, применение новейших изобретений на сцене и в цирке. Конечно, обмануть современного зрителя техническими новинками не просто. Но у него хватает юмора, чтобы желать быть обманутым. И хорошо, что он идет фокуснику навстречу, если тот артистичен и тоже не лишен чувства юмора. Янки при дворе короля Артура победил чернокнижника Мерлина «волшебством науки» потому, что он пришел в средневековье из XIX века. Его обыкновенный насос и разноцветный фейерверк воспринимались как чудо. Вообразите себе твеновского героя во время выступлений А. Сокола или Э. Кио.
Янки несомненно растерялся бы. Но в зале сидит наш современник, человек технически грамотный, и движение науки сейчас измеряется не столетиями, а днями. В этом радость, в этом и трудность артиста, посвятившего себя вечно романтическому искусству иллюзии. Вот она – труппа кочующих комедиантов (справа налево – Э. Трактовенко, А. Гузик, М. Чайковский, С. Амурова).
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1965 г.
оставить комментарий