Диктует талант - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Диктует талант

Этот номер восторженно принимают зрители, и о нем спорят цирковые профессионалы... Те из них, кто выражает сомнение в достоинствах номера, как    правило,    заканчивают свою речь (обязательно взволнованную!) сакраментальной фразой: «Вот я бы предложил ей...» И не замечают, что тем самым опрокидывают почти все свои «против» и фактически голосуют «за».
«Вот я бы предложил ей...» — да, яркий талант Гитаны Леонтенко, ее возможности увлекают, рождают радостное желание поработать вместе с ней, попробовать что-то оригинальное, увидеть ее в этом необычном новом, предложить ей… А вот что предлагают некоторые профессионалы и как они судят о номере, мы скажем несколько позже.
А сейчас просто сядем на места и глазами зрителей посмотрим на номер, тем более что уже зазвучала испанская музыка и инспектор манежа объявил:
— Танцовщица на лошади Гитана Леонтенко!
Раздвинулся занавес, и вышла, нет, пришла, услышав музыку, красивая черноволосая смуглая девушка в длинной пестрой юбке. Вот она на мгновение остановилась, вслушиваясь в звуки, и вдруг резко отбросив кнут назад, словно оставив все, отдаваясь во власть музыки, пошла, куда повела ее мелодия. И вы почти физически ощутили, как музыка целиком завладела ею. Лицо ее, руки, вся фигура красноречивее слов заговорили об этом. На ваших глазах начал рождаться танец. Сначала он словно возник в душе девушки. А когда она прошла круг, вся переполненная ритмами и мелодией, он бурно вылился, испанский танец, свободный и в то же время строгий в своей красоте.
И пока гремели аплодисменты и она раскланивалась, мы видели, чувствовали, что нет, танец еще не погас в ней, он только лишь поутих, готовый, как костер, вспыхнуть с новой силой.
И когда по кругу манежа галопом помчался темно-гнедой конь, она вскочила на него. Начинается цыганский танец с бубном на лошади. Как его описать? Он весь в неуловимых движениях, в игре лица, в слиянии артистки со стремительным ходом лошади.
Во второй части номера Гитана делает несколько вольтижировочных упражнений: жетэ, седамы, «одну ногу», высокие колена, прыжки с обручем, пируэты — и сходит кульбитом. После этого следует прыжок во  весь рост на лошадь — курс, артистка исполняет труднейший для женщины трюк без трамплинной подушки и в длинной юбке.
И вот еще танец, заключительный. Артистка медленно идет, словно собираясь с мыслями, что же сказать на прощанье. Танец, начавшийся медленно, задумчиво, завершается головокружительными арабскими колесиками. Пожалуй, это не колесики, а одно яркое, пестрое, сверкающее колесо.
Мы рассказали, конечно, очень бегло и скупо, лишь о двух танцах, а их ведь столько, сколько раз вы придете на представление. Гитана каждый раз танцует по иному — верный признак таланта. Танцы Гитаны Леонтенко полны чувств,  изящества,  поэтичны.
Вот что видят зрители...
А что же видят искушенные в тонкостях циркового искусства профессионалы? Мнения разделились. Одни из них говорят — это красиво, необычно, и пусть будет так, как есть. Только, пожалуй, следует совершенствовать композицию и ряд компонентов номера, скажем, курс (артистка исполняет его с лонжей).
Нет, говорят другие, это не цирковой номер. Ну, причем здесь танцы? Правда, Гитана настоящая артистка, никто не спорит, и я бы предложил ей... (Следует перечень трюков, которые должна бы была исполнять Леонтенко). А как же танцы, спрашиваете вы, они же с этими трюками несовместимы. Значит, их снять? Нет. Жалко. Это очень красиво...
— Гротеск? — задают вопросы третьи. И сами отвечают: — Но ведь она же не школьно все делает!
Давайте разберемся. Старинный цирковой жанр гротеск-наездница. Элегическая музыка. Медленный, ровный галоп лошади. Толстое, надежное, как хороший пол, панно. И на нем девушка в коротенькой юбочке или пачке, не стесняющей движений. Она делает   жетэ,    пируэты,   «колени», «одну ногу», седамы, старательно вытягивая носочки, сохраняя классическую скульптурность, подолгу фиксирует, позы. Это называется школьным исполнением.
Иногда к этому прибавляется парфорс-езда: прыжки в обруч, сальто, прыжки через ленты и т. д.
При всей красоте этих номеров они эмоционально несколько приглушены, И поэтому, на наш взгляд, до некоторой степени оказались сейчас несовременными? Во всяком случае, попытки возродить эти номера в чистом виде пока что успеха не имели. Думается, что это не случайно. И вот артистке большого темперамента предлагают путь, несвойственный характеру ее дарования. А как же танцы в этом случае? — задается вновь, уже в который раз вопрос.
На словах как будто уже все признали, что цирк — искусство синтетическое, в котором органично сочетаются элементы многих видов искусств, в том числе и хореографического. И уже как будто попривыкли к кордебалетным группам в прологах цирковых представлений. И вот пожалуйста... А ведь, что греха таить, кордебалет в цирке в подавляющих случаях остается всего лишь чем-то при   ком-то.
Но Гитана Леонтенко необычайно органична на манеже, потому что она умеет мгновенно войти в образ, как и положено в цирке.
Гитана Леонтенко танцует на лошади. Помимо нескольких танцевальных па, она исполняет ряд вольтижкых упражнений, подчинив их пластической выразительности танца. В этом своеобразие ее конной работы. И артистка правильно делает, что твердо следует избранному пути, добиваясь еще большего совершенства.
Почему же надо делать только так, как уже было! Неужели школьная езда намного сложнее, чем создание образа в танце на лошади? Сомнительно.

Талант и упорство артистки в достижении желаемого, ее поиски породили не только споры, но и нашли поддержку у многих мастеров. Мы видели, как в Московском цирке народный артист РСФСР М. Н. Туганов многократно, не считаясь со временем и усталостью, показывал Леонтенко, как лучше прыгать курс. И не гнушаясь «черной» работой, сам держал лонжу. А наш популярнейший клоун Карандаш продолжает внимательно следить за работой молодой артистки, дав ей уже немало  ценных   советов.
Да, истинные мастера с большой заинтересованностью отнеслись к своеобразному даровании: артистки. Тем удивительней холодность, с которой она встретилась в художественном отделе Союзгосцирка. Леонтенко работает на совершенно больной лошади, не позволяющей ей исполнять трюки. Все время лошадь идет, как говорят в цирке, на фальшь. Приходится надевать лонжу, прыгая курс, ибо удержаться на такой лошади при этом трудно даже мужчине. Тем не менее, артистка ни в чем не делает себе скидки: она продолжает, повторяем, прыгать без подушки и в длинной юбке.
Но, думается, эти трудности будут позади, и Гитана Леонтенко пойдет дальше по пути совершенствования   мастерства.
А что, если снова возникнут споры? Что ж, ведь спорят только о значительном и интересном!
А.  ГУРОВИЧ
Диктует талант

Журнал ”Советский цирк” март 1962г
 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования